В начале XX в. начался новый этап в развитии науки церковного права, связанный с возрастанием общественного интереса к проблеме свободы совести в России
12 декабря 1904 г. был опубликован Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», шестой пункт которого поручал Комитету министров «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего ныне же в административном порядке принять соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения».[25]
Было образовано особое совещание Комитета министров под председательством С. Ю. Витте. В январе-марте 1905 г. Комитет министров подготовил основы будущего указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», а также были предприняты конкретные шаги по облегчению участи осужденных за религиозные преступления.
Затем Правительство под председательством П. А. Столыпина разработало семь вероисповедных законопроектов, которые должны были рассматриваться в нижней палате российского парламента — Государственной Думе.
Специалисты в области церковного права не могли не реагировать на происходящие в обществе изменения. Вопрос о свободе совести стал новым объектом научных исследований, которые были посвящены, прежде всего, самому определению данного понятия.
Русские ученые-канонисты должны были не только приспособиться к новым политическим условиям, но и ответить на многие злободневные вопросы. Естественно, что происходящие в годы первой русской революции изменения в государственно-церковной системе вызвали неоднозначные мнения.
Таким образом, происходящие в начале XX в. изменения в государственном и политическом строе отчасти застигли специалистов в области церковного права врасплох. Обсуждавшиеся изменения места Русской Православной Церкви в системе государственных органов затрагивали всю систему церковного права и, как казалось, перечеркивали всю предыдущую работу. Изучение древних источников церковного права, как в предшествующий период, потеряло самостоятельное значение. Главными научными догмами стали проблемы свободы совести, гражданского брака, развода и т.,
Однако церковное право именно в этот период приобрело особую актуальность, затрагивая наиболее злободневные для российского общества вопросы
Падение интереса к церковному праву — 10-е годы XX века
К апрелю 1909 г. относится новая смена правительственного курса в отношении церковных вопросов, вызванная «министерским» кризисом. Правые члены Государственного совета обвинили премьер-министра П. А. Столыпина в том, что его кабинет и Дума явочным порядком присваивают себе особые прерогативы императора. По оценке известного советского историка А. Я. Авреха, «последствия этого кризиса были очень значительны. Столыпин остался у власти ценой публичного отречения от курса "реформ" и отмежевания от октябристов». 19 апреля состоялось учредительное собрание партии умеренно-правых, выделившейся из партии октябристов и поставившей своей целью слияние с фракцией и партией националистов. В соответствии с этим в Думе взамен октябристского стал готовиться новый «центр»: умеренно-правые и националисты. Это означало «перенесение центра тяжести с реформ на политику воинствующего национализма».[26]
Это отрицательно сказалось на дальнейшем развитии науки церковного права, так как старая система была уже «разрушена», а новые вопросы остались без ответов по политическим мотивам, поэтому исследователи попытались просто уйти от проблем, связанных с церковным правом. Начавшаяся 1 августа 1914г. Первая мировая война способствовала этому обстоятельству. Однако церковное право как учебная дисциплина по-прежнему преподавалось.