Церковное право в советский и в современный период России

До Октябрьской революции Церковное право входило в систему права Российской Империи и преподавалось во всех учебных заведениях России. Нормы Церковного права применялись не только к духовным служителям, но и к светским лицам (мирянам). Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.). Церковь осуществляла регистрацию рождений, браков, смертей, расторжение браков, разрешение имущественных споров между духовенством и светскими людьми. Церковные организации обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по некоторым категориям правоотношений.

20 января (2 февраля) 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства. Внутренние церковные отношения русской православной церкви регулировались в СССР "Положением об устройстве русской православной церкви", принятым на Поместном соборе 1945 г. Конституцией РФ провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе корпоративной собственности духовных конфессий на территории РФ.

Отношения между государством и Русской Православной Церковью после октябрьской революции были не простыми.

События 1917 года внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения в худшую сторону, а уже через год государство приняло декрет, юридически разорвавший многовековой союз государства с Церковью, и фактически легализировавший гонение на Церковь.

В последних параграфах декрета было указано что Церковь и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, у них нет прав юридического лица, все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием в храмы, святые иконы, священные сосуды отнимались у Церкви.

С 8 апреля 1929 г. просветительская и благотворительная деятельность Церкви категорически воспрещалась, а обучение религии теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей.

Обострение отношений достигло своего пика в 1937 году, когда почти весь епископат был перебит, а Священнослужители, оставшиеся в живых, в значительном большинстве оказались в лагерях и тюрьмах. В данный период не было и речи о преподавании церковного права.

Церковно-государственные отношения частично нормализировались в 1943 году, но уже в 1958 году было начато возобновление гонений на Церковь продолжавшихся вплоть до отставки Хрущева.

В 1975 г. Было разрешено Церкви приобретении церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке.

Сложнейшие условия жизни Церкви в советский период не могли не отразиться на исследовании церковного права. За 70 лет после 1917 года, вплоть до 1993 года, вышла лишь одна монография и ряд публикаций, рассматривающих источники церковного права.

Значительные перемены наступили 1 октября 1990 г. когда утвердили за Церковью, права юридического лица, также у Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, Церковь теперь могла участвовать в общественной жизни и пользоваться СМИ, а самое главное открывалась юридическая возможность для религиозного обучения детей.

ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" формулирует основы Церковного права как отрасли гражданского права РФ. Церковное право входит в учебные планы подготовки кадров священнослужителей в системе учебных заведений Патриархии РФ, а также на богословских факультетах университетов РФ. В 2010 году президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям, тем самым практически восстановив Русскую Православную Церковь.  В настоящее время происходит возрождение интереса к проблемам церковного права. Вышел первый послереволюционный учебник церковного права, написанный профессором-протоиереем В.А. Цыпиным. На сегодняшний день этот курс значительно дополнен.[27]

Современные канонисты в России отдали создание законодательства о религиозных организациях на откуп юристам, не утруждая себя поисками юридических понятий и формулировок, соответствующих нормам современного права и церковному преданию одновременно, и воздерживаясь от критики законодательства. Споры о том, какие церковные структуры можно определить как юридические лица, о субъекте собственности церковного имущества остались в XX веке.

Но одной из особенностей современного состояния церковного права является утрата научного и практического характера и умаление до учебной дисциплины, не отвечающий на запросы современности. Но это не значит, что Церковь не должна стремиться к возможности воссоздать эти механизмы на новом основании. Можно заметить, что все каноны церковного права XX века остались известны внутри православного мира узкому кругу людей церковных служащих.

Еще одной особенностью современной канонической науки в России является отсутствие направленной работы по созданию адекватного языка.

Останутся ли каноны «орудием устрашения непокорных», как это было характерно и широко использовалось в синодальный период? Или каноны будут служить основой устроения Церкви и правдой о человеке в Церкви? Выбор зависит не только от епископата, на которого возложена обязанность хранения канонического предания, но и от всего церковного народа. Но видны уже первые вехи возрождения церковного права как юридической дисциплины.



Заключение

 

При всестороннем изучении темы «Церковное право в России. История и современность» были рассмотрены основные этапы развитии церковного права как юридической дисциплины.

Первый этап — конец XVIII в. — 50-е гг. XIX в. — богословский, когда церковное право развивалось в системе богословских наук. В этот период труды по церковному праву создавались исключительно духовными лицами (архимандрит Гавриил, архимандрит Иоанн, протоиерей И. М. Скворцов и др.). Основным направлением изучения являлись источники церковного права, попытки определения системы церковного права, его задач и методов.

Второй этап — 60—90-е гг. XIX в. — период, когда церковное право активно начинает изучаться юристами. Основными изучаемыми вопросами становятся: место церковного права в системе юридических наук, соотношение светского и церковного законодательства в России, западноевропейская наука церковного права и ее институты (Н. К. Соколов, Н. С. Суворов, М. П. Альбов, П. А. Лашкарев, А. С. Павлов и др.).

Третий этап — с начала XX в. приблизительно до 1909-1911 года, — время наибольшего внимания к вопросам церковного права со стороны общественности и серьезных изменений в законодательство, когда главными вопросами были положение церквей в России, зависимость правового статуса подданных Империи от их вероисповедании, гражданский брак и развод, возрождение прихода и т. д. (М. Е. Красножон, И. С, Бердникон, Н. А. Заозерский и др.).

Четвертый этап — 10-е годы XX века — вплоть до Февральской революции 1917 г., когда церковное право потеряло свою актуальность, во-первых, в связи с разочарованием в законодательной деятельности III Государственной Думы, вероисповедные законопроекты которой были блокированы Государственным советом и Императором, а во-вторых, с началом в 1914 г. Первой мировой войны, которая сильно переключила внимание и ученых, и общественности на чисто военные нужды. Стало изучаться церковное право других стран.

В 1917 г. развитие церковного права было прервано. Только в 1945-1946 гг., когда в Москве и Ленинграде были возрождены духовные школы, в них снова началось преподавание церковного права.

Сегодня дисциплину «Церковное право» преподают только в духовных учебных заведениях. Например, в Московской духовной академии и Свято-Тихоновском богословском институте Московского Патриархата, где собственно юристов не готовят.

Получается, что православное церковное право, имеющее двухтысячелетние традиции, разработанное давно, глубоко и на высоком научном уровне, доступно только будущим церковным служащим.

В настоящее время многократно переиздана вся нормативная база Православного Церковного права. Доступен вузовский учебник «Церковное право» протоиерея Владислава Цыпина (2-е изд. - М., «Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ», МФТИ, 1996, 442 с.), включающий подробную библиографию и анализ всех основных источников. Учебник написан языком, вполне доступным для понимания студентов-юристов светских ВУЗов.


Список литературы:

1. АврехА. Я. Столыпин и III Дума. М., 1968.

2. Акчурина Н. В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс.... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000.

3. Бердников И. С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). Казань, 1892.

4. Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.

5. Дорская А.А. Церковное право Российской империи XIX - начала XX вв. как отрасль права.// История государства и права, 2009, №9.

6. Законодательные акты переходного времени. 1904—1908 гг. СПб., 1909.

7. Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862.

8. Заозерский Н. А. Право православной греко-восточной русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888.

9. Записки церковного права по лекциям, читанным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета протоиереем М. И. Горчаковым, изданные студентами университета в 1893-1894 гг. СПб., 1894.

10. Красножен М. Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900.

11. Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Т. 1. Харьков, 1893.

12. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.

13. Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом// Журнал российского права. 2001. № 4.

14. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С.7.

15. Русская Православная Церковь и право: комментарий. М., 1999.

16. Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.

17. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита московского и rколоменского Т. 3. СПб., 1885.

18. ПСЗ. Т. 15. № 18726. П. 4.

19. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

20. Цыпин В. А. Церковное право. Учебное пособие. М., 1996.


[1] Русская Православная Церковь и право: комментарий. М., 1999. С. IV.

[2] Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997. С. 3.

[3] Красножен М. Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900. С. 9

[3] Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.

[4] Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом// Журнал российского права. 2001. № 4. С. 105-106.

[3] Цыпин В. А. Церковное право. Учебное пособие. М., 1996. С. 18.

[6] Записки церковного права по лекциям, читанным профессором ИмператорскогоСанкт-Петербургского университета протоиереем М. И. Горчаковым, изданные студентами университета в 1893-1894 гг. СПб., 1894. С. 32.

[7] Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С.12.

[8] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С.7.

[9] Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 294.

[10]ПСЗ. Т. 15. № 18726. П. 4.

[11]Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 296.

[12] Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.С. 191.

[13] Там же. С.75

[14] Чистович И. А. Рец. на: Смирнов С. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). СПб., 1880. С. 12.

[15] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита московского и rколоменского Т. 3. СПб., 1885. С. 41.

[16] Заозерский Н. А. Право православной греко-восточной русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888. С. 2.

[19] Акчурина Н. В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс.... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. С. 19.

[20] Там же. С. 24.

[21] Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862. С. 246.

[22] Там же. С. 142.

[23] Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Т. 1. Харьков, 1893.С. 95.

[24] Бердников И. С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). Казань, 1892. С. 79.

[25] Законодательные акты переходного времени. 1904—1908 гг. СПб., 1909. С. 5.

[26] АврехА. Я. Столыпин и III Дума. М., 1968. С. 16.                                                                                                            

[27] Цыпин В. А. Церковное право. Учеб. пособие. Б. м., 1996.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: