Инвентаризация - это часть бухгалтерского учета, которая позволяет реализовать основную задачу учета, т.е. обеспечение контроля над наличием и использованием материальных ресурсов в соответствии с установленными нормами и сметами.
Под инвентаризацией понимают проверку фактического наличия имущества и обязательств и составление фактических данных с данными бухгалтерского учета с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
Проведение инвентаризации регламентируется следующими нормативными документами:
Федеральный закон «о бухгалтерском учете»;
«Положение по видению бухгалтерского учета и отчетности в РФ»;
ПБУ «Учетная политика организации»;
Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 19.06.1998 г. № 49;
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»(с изменениями и дополнениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.);
«Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» от 10.03.1999 г. № 20н.
Проведение инвентаризаций обязательно на каждом предприятии.
Инвентаризация проводится обязательно:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 октября;
- при смене материально-ответственного лица. В этом случае инвентаризация проводится в день приемки передачи;
- при выявлении фактов хищения, порчи имущества, в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях;
- при реорганизации или ликвидации предприятия;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его места нахождения. Кроме того инвентаризации подлежат все виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким либо причинам (излишки). Количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемой при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Одним из таких случаев обязательного проведения инвентаризации и является составление годовой бухгалтерской отчетности организации.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их составления, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, устанавливается руководителем организации за исключением некоторых случаев.
В зависимости от объема проверки инвентаризации бывают:
- полная инвентаризация – охватывает все без исключения имущество и финансовые обязательства организации;
- частичная инвентаризация – охватывает один или несколько видов имущества и обязательств.
В зависимости от времени возникновения инвентаризации бывают:
- плановые – проводят по плану в заранее установленное время;
- внеплановые – проводятся в связи со сменой материально-ответственного лица; после различных чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий;
- внезапные – проводят, что бы установить наличие ценностей неожиданно для материально-ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению выше стоящих органов, руководителя организации, по требованию контрольных органов.
Технически инвентаризация представляет собой проверку в натуре на месте материальных ценностей, денежных средств, основных фондов и обязательств с занесением результатов в специальные инвентаризационные ведомости и выявления фактического состояния объектов учета относительно данных в бухгалтерском учете. В процессе проведения инвентаризации наряду с этим решаются и другие задачи. Порядок проведения инвентаризации регламентируется «Положением об инвентаризации». Порядок сроки и количество их проведения согласно «Положению об учетной политике» определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно.
Основными целями организации, исходя из действующих нормативных документов, являются:
- выявления фактического наличия материалов, учтенных и неучтенных в данной организации, но находящихся на ее территории;
- сопоставление фактических данных с бухгалтерскими данными;
- определение фактического количества использованных материалов в производстве;
- проверка правильности оценки материалов с учетом рыночной стоимости объектов и их физического состояния.
Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются производственные комиссии.
Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации приказом.
В состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии и другие специалисты.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации не действительными.
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам. В местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества проверяемых ценностей.
Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета.
До начала инвентаризации материально-ответственное лицо дает расписку о том, что нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей.
До начала инвентаризации комиссия должна получить на момент инвентаризации приходные и расходные документы. Председатель инвентаризационной комиссии визирует эти документы с указанием «До инвентаризации на.. число». Это служит в бухгалтерии основанием для определения остатков имущества.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально-ответственного лица. Сведения о фактическом наличии имущества и о реальности учетных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи. Описи составляются не менее, чем в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии. Материально-ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них претензий к комиссии нет и что проверенные ценности приняты ими на хранение. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как вручную, так и на компьютере.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
Если инвентаризация имущества проводится в течении нескольких дней, то помещение, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны находится в ящике или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Если материально-ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в описях, то оно должно немедленно до открытия склада заявить об этом председателю комиссии. Комиссия должна произвести проверку этих фактов и, если они подтвердились, внести исправления в описи. Результаты инвентаризации денежных средств оформляют актом.
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где проверяют и сравнивают фактическое наличие с данными бухгалтерского учета.
Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным бухгалтерского учета и результаты сравнения: излишек или недостаток.
В сличительной ведомости суммы излишков и недостач указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины излишков или недостач, выявленных при инвентаризации.
Излишки, выявленные при инвентаризации, приходуются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".
Значительно чаще, чем излишки, при инвентаризациях выявляются недостачи.
Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен Законом № 129-ФЗ. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Эти документы предусматривают списание недостач имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства или обращения, а сверх норм - за счет виновных лиц. В случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты.
Согласно Методических указаний по инвентаризации предложения о регулировании всех выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о списании недостач на финансовые результаты или на счета виновных лиц принимает руководитель организации.
Отражение в учете недостач материалов зависит от величины недостачи конкретного имущества организации, от того, имеются ли по данному виду имущества установленные нормы естественной убыли, а также установлены ли конкретные виновные лица.
В случае недостачи оформление хозяйственных операций зависит от характера недостачи, их причины, наличия или отсутствия виновных лиц.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
На основании сличительных ведомостей в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом 10 "Материалы.
Недостающие материалы отражаются по фактической себестоимости.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов суммы, подлежащие взысканию с виновного работника, отражаются в бухгалтерском учете организации по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", в корреспонденции с кредитом счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Удерживаемые из заработной платы работника в возмещение недостач суммы отражаются по кредиту субсчета 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" в корреспонденции с дебетом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
1.Дебет 73-2 Кредит 94 - списана недостача на виновное лицо.
2. Дебет 70 Кредит 73-2 - удержано из зарплаты в погашение недостачи.
При оформлении возмещения недостач имущества за счет виновных лиц необходимо руководствоваться также положениями Трудового кодекса РФ.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации осуществляется в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. А по годовой – в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные в процессе инвентаризации излишки оформляются актом и приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на финансовый результат. Если излишки являются следствием неточной приемки материалов, то обращаются к поставщику с просьбой выставить платежное требование на сумму излишка.
Рыночная стоимость неучтенной партии материалов на дату выявления излишков составила 30 000руб.
Оприходывание излишков материалов в регистрах бухгалтерского учета отражается проводкой:
Д10 К91/Прочие доходы – 30 000руб. – оприходываны материалы, выявленные как излишки при проведении инвентаризации.
Поскольку материалы приняты к учету по цене их возможной реализации, то и продать их лучше за туже сумму плюс налог на добавленную стоимость.
Реализация материалов за 35 400 руб. (30 000руб плюс 5 400руб. НДС) в бухгалтерском учете отражена проводками:
Д62 К91/Прочие доходы - 35 400руб.начислена выручка, подлежащая получению от покупателя материалов;
Д91/Прочие доходы К68 – 5 400руб. – отражен НДС по проданным материалам;
Д91/ Прочие доходы К10 – 30 000руб. – списана стоимость проданных материалов.
Для целей налогообложения прибыли стоимость данных материалов признается равной 7 200руб. (30 000руб х 24%).
Инвентаризация материалов проводится с целью выявления расхождений между данными фактического наличия материалов и данных бухгалтерского учета. Для избежания крупных недостач при проведении инвентаризации в организации используется нормирование складских запасов и отпуска материалов на производство.
Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом. Его утверждает руководитель организации. После утверждения протокол поступает в бухгалтерию, результаты инвентаризации утверждаются в учете.
В ООО «Терминал» на основании Приказа Генерального директора № 15 от 25 октября 2008 года была проведена инвентаризация материальных запасов по состоянию на 30 октября 2008 года.
В ходе проведения инвентаризации по было выявлено:
- с материально-ответственным лицом Нестеровым В.С. не был заключен договор о материальной ответственности. Данная ошибка считается типичной. Она была исправлена путем заключения договора о материальной ответственности задним числом.
- факт недостачи материальных ценностей на сумму 7 тыс. рублей. Убыток был списан на издержки производства, так как не было возможным установить виновное лицо. Выявленная недостача была отражена на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". На основании сличительной ведомости в бухгалтерском учете была сделана запись по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом 10 "Материалы. Недостающие материалы были отражены по фактической себестоимости.
- при проверке первичной документации по учету материальных ценностей был обнаружен неучтенный приходный документ. Данный факт искажает остатки в бухгалтерском учете и приводит к несоответствию складского учета с бухгалтерским. В виде исключения данный документ был немедленно передан в бухгалтерию для отражения в учете. Ответственным лицам было сделано предупреждение.
Других ошибок обнаружено не было.