Пересчитайте суммы, уплаченные при подаче уточненных пеней

Прислушайтесь повнимательней: о чем говорят в вашей бухгалтерии?

Вы уверены, что все это можно доводить до ушей инспектора? Скорее всего, нет. Поэтому не позволяйте работникам фирмы обсуждать проблемы фирмы в присутствии проверяющего. Если есть возможность, посадите его в отдельный кабинет. И уж тем более в разговоре с инспектором не болтайте лишнего сами. Имейте в виду: стремясь показать свою "грамотность", вы можете невольно подсказать контролеру свои слабые места.

В целях недопущения неконтролируемой утечки информации и координации всех служб в компании, как правило, назначается лицо, ответственное за все это во время проведения налоговой проверки. При этом сотрудники предупреждаются о том, что документы выдаются (а объяснения даются) проверяющим только с ведома или в присутствии ответственного лица. А это лицо перед выдачей документов их просматривает: по закону для подготовки документов к выдаче налоговому органу предоставляется пять дней.
Как правило, интересующая налоговиков информация добывается ими из объяснений сотрудников (а также из деловой переписки с контрагентами и служебных записей). Поэтому персонал компании необходимо проинструктировать о том, что, поскольку общение с проверяющими связано с выполнением трудовых обязанностей, пояснения необходимо давать только в рамках выполняемых функций и только о своем подразделении: начальник транспортного цеха не обязан рассказывать о том, что происходит на производственных участках, а снабженец - о происходящем в финансовом отделе, даже если им что-то об этом известно. Разговаривая с налоговыми контролерами, сотрудники должны сообщать только точно известные факты, а не высказывать предположения и догадки. Если требования проверяющих непонятны или вызывают подозрения, сотрудник вправе, сославшись на необходимость что-то вспомнить и подготовиться, посоветоваться с ответственным лицом. В любом случае сотрудники не обязаны писать объяснения сразу - они вправе взять тайм-аут.


Пролистайте первичные документы. Нет ли среди них вырезок из журналов и газет или судебных решений?

Желая подстраховать "сомнительные" расходы такими "подтверждениями", Вы только сразу же привлечете к ним внимание инспекторов. Лучше храните доказательства правильности неоднозначных операций в недоступном инспектору месте. Ведь он может и не заметить слабых мест в вашем учете, если вы не будете их так явно показывать.

И помните: журналы часто печатают мнение аудиторов и других экспертов, с которыми налоговые работники не согласны. Постановления арбитражных судов по аналогичным вашему случаю ситуациям тоже могут не спасти Вас от придирок. Судебное право в нашей стране не является прецедентным.

Вывод: все свои "доказательства" показывайте проверяющему только после того, как он сделает вам замечание.

Сверьте данные деклараций с записями в главной книге.

Как это ни странно, но у 80 процентов фирм цифры в этих документах не совпадают. Поэтому возьмите себе за правило перед сдачей отчетов тщательно выверять все показатели. И никогда не отступайте от него.

После того как декларации сданы, поставьте в бухгалтерской программе запрет на редактирование в "закрытом" периоде. Многие ошибки возникают из-за того, что цифры попадают в базу задним числом. Ведите учет основных и уточненных деклараций. Это поможет Вам не запутаться в них.

Устройте ревизию всех отчетов за последние три года.

Самый простой источник штрафов и пеней - обычные технические ошибки. Очень часто они вылезают в уточненных декларациях. Уделите им особое внимание. Если Вы сдавали их в виде дополнительных расчетов, просуммируйте цифры. Проверьте, правильно ли указаны отчетные периоды. Один налоговый инспектор рассказал такой случай: бухгалтер пересчитал налог на прибыль за 2002 год, а в уточненной декларации написал - 2003-й. Результат для фирмы был весьма плачевен.

Ежегодно старайтесь проводить сверку с налоговой инспекцией. Так Вам будет легче выявить не только свои, но и их недочеты. Ведь налоговые работники тоже часто ошибаются. Например, неправильно вносят в свою базу данные Ваших деклараций. Такие несоответствия лучше выявлять своевременно - пока они не привели к штрафам и пеням. Правда, на этом пути у вас могут возникнуть препятствия.

Пересчитайте суммы, уплаченные при подаче уточненных пеней.

Обнаружив ошибку в расчетах пеней, инспекторы могут оштрафовать Вас по статье 122 Налогового кодекса (до 20% от неуплаченной суммы). Свое право так поступить они обосновывают так. В пункте 4 статьи 81 кодекса сказано: фирма должна заплатить не только налог, но и пени. Поэтому за их неуплату тоже положен штраф.

Заметим, что эта позиция достаточно спорна. Ведь в 122-й статье кодекса речь идет только о неуплате налога. Про пени там ничего не написано. Некоторые фирмы уже отстояли эту позицию в суде (постановление ФАС Московского округа от 2 декабря 2003г. № КА-А40/ 9649-03). Однако доводить дело до судебных разбирательств не в Ваших интересах. Лучше изначально считать пени правильно. Перед тем как приступить к расчетам, обязательно уточните, не изменилась ли ставка рефинансирования Банка России.

6. Нашли "подозрительные" договоры? Тщательно изучите!

В первую очередь это относится к маркетинговым, консультационным, информационным, курьерским, дизайнерским услугам, косметическому ремонту офиса, страховым услугам, услугам по разработке ноу-хау, транспортным услугам, субподрядным работам.

Особенное внимание инспекторов привлекают большие суммы, оплаченные по таким услугам в конце месяца или квартала. По ним контролеры проверят каждую мелочь: как стоит печать на документах, все ли реквизиты заполнены, достоверно ли контрольное число ИНН, соответствуют ли цены рыночным и многое другое.

Не забывайте про "недобросовестность". Для подстраховки требуйте у своих партнеров копию свидетельства о государственной регистрации и копию свидетельства о постановке на налоговый учет.

Если же документы на услуги или работы у Вас откровенно "липовые", составляйте их с небольшими помарками. Так они будут выглядеть убедительнее.




double arrow
Сейчас читают про: