Глава 3. Самопрезентация личности в социальной сети

Во второй половине прошлого века мы наблюдали стремительное развитие коммуникационных технологий, которое дало повод многим мыслителям, например Дэниелу Беллу, говорить о качественном изменении сущности общества. Данные изменения продолжились и в первые годы XXI в. и привели к развитию сферы виртуального, включающей множество различных новых видов социальных взаимодействий. Первой по времени появления стала электронная почта, которая в настоящее время имеет очень большие перспективы вытеснить обычную почту как средство межличностного общения. В настоящее время такие формы включают чаты, форумы, IRC, ICQ, огромной популярностью пользуются блоги и социальные сети.

Социальная сеть, как новая форма взаимодействия, только начинает изучаться с научной точки зрения. Она является неотъемлемой процесса, который можно назвать виртуализацией – развитием широкой сферы информационных процессов, происходящих в практически полном отрыве от физической реальности как базы. Гиперреальность проникает в повседневную жизнь людей. Изменяются повседневные практики, стили общения.

Изучение процессов виртуального взаимодействия является одной из важнейших задач, так как именно через эти процессы можно выйти на, во-первых, понимание нового состояния общества, и, во-вторых, осмысление повседневного существования человека этом обществе.

Стоит сказать, что в настоящее время знания о процессах взаимодействия через социальные сети прагматически полезно для двух групп. Во-первых, это организаторы сервисов социальных сетей, которые нуждаются в подобной информации для понимания необхо­димых путей развития и способов устройства сервисов; во-вторых, для пользователей, которые могут использовать выводы исследования для осмысления своих практик и повышения их эффективности.

В данной главе хотелось бы проанализировать и описать мотивационную структуру пользователей социальных сетей и их стратегии самопрезентации.

Социальные сети представляют собой специфический Интернет-ресурс, с помощью которого пользователи могут с различными целями составлять собственные ан­кеты-самоописания, задействуя визуальную, звуковую, текстовую ин­формацию; просматривать чужие анкеты и обмениваться сообщениями с другими пользователями.

Под пользователями стоит понимать здесь только людей, зарегистрировавшихся и разместивших свои анкеты в одной или нескольких социальных сетях, не рассматривая тех, кто просто про­сматривает анкеты или использует в каких-либо иных целях ресурсы сайта, не регистрируясь на нем и не оставляя анкету.

Мотивы пользования социальными сетями [15]

Для начала стоит отметить, что реализация мотивов пользователей социальных сетей, а также поведение в рамках той или иной стратегии становится возможным благодаря некоторым свойствам Интернет-коммуникации. Они следующие: анонимность и отсутствие однозначной связи между виртуальной личностью и «реальным» человеком; принципиальная опосредованность взаимодействия электронными устройствами передачи информации; сенсорная редуцированность средств коммуникации; физическая недоступность и отсутствие чувства физического соприсутствия; преимущественно письменно-текстовый характер коммуникации; раскованность в общении; отсутствие маркеров телесности; взаимодействие на уровне конструируемых пользователями виртуальных личностей; технологическая возможность фиксирования всех аспектов опосредованной коммуникации; сжатие, снижение значимости географического расстояния; отсутствие или редуцированность социально-нормативно контекста коммуникации и др.

Мотив общения, или коммуникативный мотив — процессуальный мо­тив, цель которого прежде всего — времяпрепровождение, сопровож­дающееся обменом мнениями и эмоциями, обретением нового круга знакомых и единомышленников; удовлетворение от самого факта об­щения, проведение свободного времени в Сети, предпочтений сетево­го досуга другим видам досуга. Общение с другими пользователя­ми с помощью сервиса обмена сообщениями становится самостоятельной ценностью.

С этим мотивом тесно связан Мотив аффилиации — выражение со­циальной сущности человека, потребность каждого человека принад­лежать к определенной группе, принимать ее ценности, следовать им, занимать собственное место в структуре группы. Мотив аффилиации может быть как следствием подражания («я есть в социальной сети, потому что все мои друзья там»), так и результатом того, что человек по каким-то причинам стремится расширить свой круг обще­ния (например, недоволен своим реальным окружением и собствен­ным местом в группе своих друзей, или же ему не хватает общения с людьми, принадлежащими к какой-то определенной социальной ка­тегории).

Деловой мотив — под ним необходимо понимать установление контактов и взаимодействие с людьми как часть профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной «рабочей» цели (например, различные объявления и услуги в социальных сетях).

Мотив самореализации — реализация сторон, которые не получают развития в реальности путем конструирования идентичностей, отличающихся от реальной.

Меркантильный мотив — решение своих финансовых, квартирны карьерных или учебных проблем за счет использования информации на сайте.

Игровой мотив — целенаправленное ведение интеракционных управление процессом интеракции в целях получения опыта, совершенствования коммуникативных навыков; развлечение, получение удовольствия и нового опыта от игры с идентичностями (сознатель­ного искажения как социально-демографических, так и личностных характеристик, конструирование новых социальных и персональных пдентичностей), «примерки» новых ролей.

К мотивам, играющим второстепенную роль (т. е. не побуждающим непосредственно к созданию собственного профайла и началу обще­ния в социальных сетях, но которые могут появиться в процессе пользо­вания), можно отнести:

Познавательный мотив, или мотив жизненного любопытства, кото­рый заключается в получении информации о других людях, их мнени­ях, настроениях, эмоциях, а также визуальных и слуховых образов.

Корпоративный мотив, или мотив сотрудничества, так как большин­ство видов деятельности человека носит социальный характер, то это предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество меж­ду ними, обмен результатами деятельности, совместное решение про­блем. Возможность поиска партнеров для совместной деятельности - проведение досуга, занятия спортом, аренда жилья и т. д.

Мотив самоутверждения — демонстрация собственных достижений и возможность получения их оценки со стороны других; получение удовлетворения от внимания к собственной личности, оказываемого со стороны дру­гих людей. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, направленность на достижение результата; выражение посредством неограниченной виртуальной личности обычно ограниченных черт характера, желаний, стилей общения (компенсаторная самореализация). Индикаторами по­добного мотива могут служить манифестация достижений, преувели­чение или искажение положительных/отрицательных черт, проверка своих возможностей через соревнование и конку­ренцию с остальными пользователями сайтов как за первенство в рейтинге фотографий, так и за расположение конкретного человека.

Мотив спасения — доказательство другим и себе собственной самостоятельности через формирование и налаживание знакомств с другими пользователями сайта, например, после плохо закончившихся прошлых реальных отношений.

Мотив рекреации — восстановление работоспособности и функционального состояния через смену деятельности, в частности через общение с другими людьми через социальную сеть. Несмотря на то, что долгое пребывание за компьютером причиняет дискомфорт, этот вид деятельности служит для того, чтобы разнообразить время на работе, расслабиться после рабочего дня и т. д.

Мотив саморазвития — развитие коммуникативных навыков, преодоление барьеров установления и налаживания контактов. Для этих целей некоторые пользователи могут прибегать к конструированию виртуальных личностей, во многом отличающихся от реальной, чтобы «протестировать» разные модели общения с противоположным / своим полом.

Любовный мотив – поиск партнёра для серьёзных и длительных отношений. Социальная сеть в этом плане значительно снижает временные и психологические затраты, гораздо легче завязать знакомство, преодо­леть первоначальный барьер.

Стратегии самопрезентации [16]

Под стратегиями самопрезентации пользователей социальных сетей (стратегии конструирования виртуальной личности) подразумеваются желание человека создать определенное впечатление о себе, формирование этого впечатления, построение взаимодействия таким образом, чтобы достичь желаемого результата, предполагаемый план действия по достижению цели, используемые средства и т.д. Выделенные стратегии представляют собой некие идеальные типы, а не стратегии конкретных людей. Описание стратегии включает в себя как описание используемых средств, так и мотивов и целей, так как на основании полученных данных можно выдвинуть гипотезу о зависимости выбранной стратегии самопрезентации от мотивов и целей пользователя.                                                                                               

СТРАТЕГИЯ 1 «Счастье в виртуальном общении». Мотив (возможна комбинация мотивов): коммуникативный, аффилиации, игровой, самореализации (как второстепенный — познавательный мотив). Цель — общение как самодостаточная ценность. Удовлетворение от самого про­цесса общения, обмена мнениями, получения новой информации. Стремление «тянуться» за своими собеседниками — обогащаться ду­ховно, интеллектуально; научиться лучше понимать других людей и себя. Легче пережить трудности. Пользователи, для которых характе­рен этот мотив, считают общение в социальной сети хорошей альтернативой дру­гим видам деятельности, отдыха, средством снятия напряжения после рабочего дня, заполнения пауз в процессе рабочего дня и т. д.

Встреча в реальной жизни возможна, но не обязательна и не важна. Выбор собеседника основывается на других критериях, чем при поиске собеседника в реальной жизни — мень­шую роль играет внешность, пол, возраст и т. д. Иногда возможен по­иск собеседников, принадлежащих к определенным категориям людей, общения с которыми человеку недостает в реальной жизни.

Такие пользователи не считают нужным подробно описывать себя в анкете, предпочитают «раскрываться» перед собеседником непосред­ственно в процессе общения. Нередко они вступают в сложные интеракционные игры с идентичностями, создавая комплексный динами­ческий образ-симулякр, об этом понятии говорилось в предыдущей главе. Считают, что и черты характера, и внешность можно передать с помощью текста. Интересно, что многие пользова­тели воспринимают общение в сети как вполне самостоятельное средство коммуникации, которое даже выгодно отличается от реального общения (например, меньше «трансакционные издерж­ки» на поиск подходящего собеседника).

В силу особенностей виртуальной среды возможно очень откровен­ное общение, быстрое сближение. Хорошо известный психологам фе­номен «соседа по купе» соединяется с анонимностью и возможностью в любой момент прервать взаимодействие или изменить характерис­тики, вступить в интеракционную игру. Иногда этой стратегией руко­водствуются люди, которым скучно на работе, не хватает общения. Правда, при этом такие пользователи не воспринимают это как хоро­ший способ проведения досуга.

СТРАТЕГИЯ 1 «Убить рабочее время». Пользователи, придержи­вающиеся этой стратегии, общаются в основном ради того, чтобы убить время на работе. Особого удовольствия виртуальная коммуникация им не приносит, и они общаются на сайте только за неимением лучшего варианта времяпрепровождения, не пользуясь услугами сайта дома, в выходные дни. Такие пользователи не ставят целью найти собеседников любят экспериментировать со своим представляемым на сайте образом. Для таких пользователей характерны в большой степени мотивы игры, самореализации, самоутверждения и, возможно, рекреации.

СТРАТЕГИЯ 2 «Давай встретимся, пообщаемся?». Подобная стратегия распространена среди людей, предпочитающих «реальное» общение, встречи, большие компании, т. е. их стратегия самопрезентации отличается от первой большей ориентацией на реальное знакомство.

СТРАТЕГИЯ 3 «Бизнесъюзер»/«Деловое общение». Такие пользова­тели стремятся использовать сайт в интересах своей профессиональ­ной деятельности.

Популярные социальные сети заставляют пользователей создавать некий идеальный образ самого себя. Молодые люди, которые и составляют большинство пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу.

Большинство людей занимаются в той или иной степени самопознанием, размещая на своих страничках определенные фотографии, картинки или текст – то, что они хотели бы предъявить миру, и кем им хотелось бы казаться. Таким образом, с помощью социальных сетей и появляется некий идеальный образ самого себя. Юные пользователи начинают подсознательно подстраиваться под созданный ими же самими образ, «вырастая» в соответствии с ним.

Психологи отмечают, что человеку свойственно активно приукрашивать собственную личность и в этом нет ничего необычного. Однако рост влияния социальных сетей выводит эту необходимость выхода собственной личности на совершенно новый уровень[17]. С помощью социальной сети можно, к примеру, создать себе идеальное лицо, разместив на странице красиво отретушированные в Photoshop фотографии. Проще говоря, социальные сети удовлетворяют человеческое желание выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.

Новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, может очень скоро начать влиять на реального человека. Этот феномен объясняется тем, что в социальных сетях пользователи могут видеть только «виртуальную» сторону личности, и начинают реагировать именно на нее. Чем больше новая личность «отражается» от других людей, тем больше веры в то, что именно она и является настоящей. А по данным многочисленных исследований, у активного пользователя социальной сети в «друзьях» состоят около 1000 человек.

Социальные сети, по мнению психологов, дают в руки подрастающего поколения мощный инструмент формирования собственной личности. Свойственное юности самолюбование и некоторый нарциссизм в виртуальном мире только усиливается, так как профайл любой социальной сети – идеальный инструмент, позволяющий «отсекать» лишнюю породу от скульптуры под названием «Идеальное Я».

Психологи также крайне озабочены размыванием границ понятия «друзья». В виртуальном мире «друзьями» называются те люди, которых, в случае с социальными сетями, он отметил, чтобы не потерять контакт. В большинстве случаев, так называемые «друзья» - это малознакомые или вообще незнакомые люди.

Виртуальное «выступление» перед малознакомой аудиторией, с одной стороны, позволяет оттачивать на «друзьях» любые аспекты «идеальной личности», а с другой – меняет наше собственное представление о ней. Таким образом, виртуальная реальность самым непосредственным образом меняет реальную личность. Перед психологами встает естественный вопрос, на который им еще только предстоит ответить: является ли подобная «подмена» нормальной для психического здоровья и психологического комфорта человека.

Чужая «идеальная» личность из виртуальной реальности может также сильно пошатнуть самооценку, ведь людям свойственно сравнивать себя с окружающими, но сравнение «идеального» образа, сформированного кем-то в социальной сети, с «настоящим» собой окажется явно не в пользу самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: