Во второй половине прошлого века мы наблюдали стремительное развитие коммуникационных технологий, которое дало повод многим мыслителям, например Дэниелу Беллу, говорить о качественном изменении сущности общества. Данные изменения продолжились и в первые годы XXI в. и привели к развитию сферы виртуального, включающей множество различных новых видов социальных взаимодействий. Первой по времени появления стала электронная почта, которая в настоящее время имеет очень большие перспективы вытеснить обычную почту как средство межличностного общения. В настоящее время такие формы включают чаты, форумы, IRC, ICQ, огромной популярностью пользуются блоги и социальные сети.
Социальная сеть, как новая форма взаимодействия, только начинает изучаться с научной точки зрения. Она является неотъемлемой процесса, который можно назвать виртуализацией – развитием широкой сферы информационных процессов, происходящих в практически полном отрыве от физической реальности как базы. Гиперреальность проникает в повседневную жизнь людей. Изменяются повседневные практики, стили общения.
|
|
Изучение процессов виртуального взаимодействия является одной из важнейших задач, так как именно через эти процессы можно выйти на, во-первых, понимание нового состояния общества, и, во-вторых, осмысление повседневного существования человека этом обществе.
Стоит сказать, что в настоящее время знания о процессах взаимодействия через социальные сети прагматически полезно для двух групп. Во-первых, это организаторы сервисов социальных сетей, которые нуждаются в подобной информации для понимания необходимых путей развития и способов устройства сервисов; во-вторых, для пользователей, которые могут использовать выводы исследования для осмысления своих практик и повышения их эффективности.
В данной главе хотелось бы проанализировать и описать мотивационную структуру пользователей социальных сетей и их стратегии самопрезентации.
Социальные сети представляют собой специфический Интернет-ресурс, с помощью которого пользователи могут с различными целями составлять собственные анкеты-самоописания, задействуя визуальную, звуковую, текстовую информацию; просматривать чужие анкеты и обмениваться сообщениями с другими пользователями.
Под пользователями стоит понимать здесь только людей, зарегистрировавшихся и разместивших свои анкеты в одной или нескольких социальных сетях, не рассматривая тех, кто просто просматривает анкеты или использует в каких-либо иных целях ресурсы сайта, не регистрируясь на нем и не оставляя анкету.
Мотивы пользования социальными сетями [15]
|
|
Для начала стоит отметить, что реализация мотивов пользователей социальных сетей, а также поведение в рамках той или иной стратегии становится возможным благодаря некоторым свойствам Интернет-коммуникации. Они следующие: анонимность и отсутствие однозначной связи между виртуальной личностью и «реальным» человеком; принципиальная опосредованность взаимодействия электронными устройствами передачи информации; сенсорная редуцированность средств коммуникации; физическая недоступность и отсутствие чувства физического соприсутствия; преимущественно письменно-текстовый характер коммуникации; раскованность в общении; отсутствие маркеров телесности; взаимодействие на уровне конструируемых пользователями виртуальных личностей; технологическая возможность фиксирования всех аспектов опосредованной коммуникации; сжатие, снижение значимости географического расстояния; отсутствие или редуцированность социально-нормативно контекста коммуникации и др.
Мотив общения, или коммуникативный мотив — процессуальный мотив, цель которого прежде всего — времяпрепровождение, сопровождающееся обменом мнениями и эмоциями, обретением нового круга знакомых и единомышленников; удовлетворение от самого факта общения, проведение свободного времени в Сети, предпочтений сетевого досуга другим видам досуга. Общение с другими пользователями с помощью сервиса обмена сообщениями становится самостоятельной ценностью.
С этим мотивом тесно связан Мотив аффилиации — выражение социальной сущности человека, потребность каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности, следовать им, занимать собственное место в структуре группы. Мотив аффилиации может быть как следствием подражания («я есть в социальной сети, потому что все мои друзья там»), так и результатом того, что человек по каким-то причинам стремится расширить свой круг общения (например, недоволен своим реальным окружением и собственным местом в группе своих друзей, или же ему не хватает общения с людьми, принадлежащими к какой-то определенной социальной категории).
Деловой мотив — под ним необходимо понимать установление контактов и взаимодействие с людьми как часть профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной «рабочей» цели (например, различные объявления и услуги в социальных сетях).
Мотив самореализации — реализация сторон, которые не получают развития в реальности путем конструирования идентичностей, отличающихся от реальной.
Меркантильный мотив — решение своих финансовых, квартирны карьерных или учебных проблем за счет использования информации на сайте.
Игровой мотив — целенаправленное ведение интеракционных управление процессом интеракции в целях получения опыта, совершенствования коммуникативных навыков; развлечение, получение удовольствия и нового опыта от игры с идентичностями (сознательного искажения как социально-демографических, так и личностных характеристик, конструирование новых социальных и персональных пдентичностей), «примерки» новых ролей.
К мотивам, играющим второстепенную роль (т. е. не побуждающим непосредственно к созданию собственного профайла и началу общения в социальных сетях, но которые могут появиться в процессе пользования), можно отнести:
Познавательный мотив, или мотив жизненного любопытства, который заключается в получении информации о других людях, их мнениях, настроениях, эмоциях, а также визуальных и слуховых образов.
Корпоративный мотив, или мотив сотрудничества, так как большинство видов деятельности человека носит социальный характер, то это предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем. Возможность поиска партнеров для совместной деятельности - проведение досуга, занятия спортом, аренда жилья и т. д.
|
|
Мотив самоутверждения — демонстрация собственных достижений и возможность получения их оценки со стороны других; получение удовлетворения от внимания к собственной личности, оказываемого со стороны других людей. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, направленность на достижение результата; выражение посредством неограниченной виртуальной личности обычно ограниченных черт характера, желаний, стилей общения (компенсаторная самореализация). Индикаторами подобного мотива могут служить манифестация достижений, преувеличение или искажение положительных/отрицательных черт, проверка своих возможностей через соревнование и конкуренцию с остальными пользователями сайтов как за первенство в рейтинге фотографий, так и за расположение конкретного человека.
Мотив спасения — доказательство другим и себе собственной самостоятельности через формирование и налаживание знакомств с другими пользователями сайта, например, после плохо закончившихся прошлых реальных отношений.
Мотив рекреации — восстановление работоспособности и функционального состояния через смену деятельности, в частности через общение с другими людьми через социальную сеть. Несмотря на то, что долгое пребывание за компьютером причиняет дискомфорт, этот вид деятельности служит для того, чтобы разнообразить время на работе, расслабиться после рабочего дня и т. д.
Мотив саморазвития — развитие коммуникативных навыков, преодоление барьеров установления и налаживания контактов. Для этих целей некоторые пользователи могут прибегать к конструированию виртуальных личностей, во многом отличающихся от реальной, чтобы «протестировать» разные модели общения с противоположным / своим полом.
Любовный мотив – поиск партнёра для серьёзных и длительных отношений. Социальная сеть в этом плане значительно снижает временные и психологические затраты, гораздо легче завязать знакомство, преодолеть первоначальный барьер.
|
|
Стратегии самопрезентации [16]
Под стратегиями самопрезентации пользователей социальных сетей (стратегии конструирования виртуальной личности) подразумеваются желание человека создать определенное впечатление о себе, формирование этого впечатления, построение взаимодействия таким образом, чтобы достичь желаемого результата, предполагаемый план действия по достижению цели, используемые средства и т.д. Выделенные стратегии представляют собой некие идеальные типы, а не стратегии конкретных людей. Описание стратегии включает в себя как описание используемых средств, так и мотивов и целей, так как на основании полученных данных можно выдвинуть гипотезу о зависимости выбранной стратегии самопрезентации от мотивов и целей пользователя.
СТРАТЕГИЯ 1 «Счастье в виртуальном общении». Мотив (возможна комбинация мотивов): коммуникативный, аффилиации, игровой, самореализации (как второстепенный — познавательный мотив). Цель — общение как самодостаточная ценность. Удовлетворение от самого процесса общения, обмена мнениями, получения новой информации. Стремление «тянуться» за своими собеседниками — обогащаться духовно, интеллектуально; научиться лучше понимать других людей и себя. Легче пережить трудности. Пользователи, для которых характерен этот мотив, считают общение в социальной сети хорошей альтернативой другим видам деятельности, отдыха, средством снятия напряжения после рабочего дня, заполнения пауз в процессе рабочего дня и т. д.
Встреча в реальной жизни возможна, но не обязательна и не важна. Выбор собеседника основывается на других критериях, чем при поиске собеседника в реальной жизни — меньшую роль играет внешность, пол, возраст и т. д. Иногда возможен поиск собеседников, принадлежащих к определенным категориям людей, общения с которыми человеку недостает в реальной жизни.
Такие пользователи не считают нужным подробно описывать себя в анкете, предпочитают «раскрываться» перед собеседником непосредственно в процессе общения. Нередко они вступают в сложные интеракционные игры с идентичностями, создавая комплексный динамический образ-симулякр, об этом понятии говорилось в предыдущей главе. Считают, что и черты характера, и внешность можно передать с помощью текста. Интересно, что многие пользователи воспринимают общение в сети как вполне самостоятельное средство коммуникации, которое даже выгодно отличается от реального общения (например, меньше «трансакционные издержки» на поиск подходящего собеседника).
В силу особенностей виртуальной среды возможно очень откровенное общение, быстрое сближение. Хорошо известный психологам феномен «соседа по купе» соединяется с анонимностью и возможностью в любой момент прервать взаимодействие или изменить характеристики, вступить в интеракционную игру. Иногда этой стратегией руководствуются люди, которым скучно на работе, не хватает общения. Правда, при этом такие пользователи не воспринимают это как хороший способ проведения досуга.
СТРАТЕГИЯ 1 «Убить рабочее время». Пользователи, придерживающиеся этой стратегии, общаются в основном ради того, чтобы убить время на работе. Особого удовольствия виртуальная коммуникация им не приносит, и они общаются на сайте только за неимением лучшего варианта времяпрепровождения, не пользуясь услугами сайта дома, в выходные дни. Такие пользователи не ставят целью найти собеседников любят экспериментировать со своим представляемым на сайте образом. Для таких пользователей характерны в большой степени мотивы игры, самореализации, самоутверждения и, возможно, рекреации.
СТРАТЕГИЯ 2 «Давай встретимся, пообщаемся?». Подобная стратегия распространена среди людей, предпочитающих «реальное» общение, встречи, большие компании, т. е. их стратегия самопрезентации отличается от первой большей ориентацией на реальное знакомство.
СТРАТЕГИЯ 3 «Бизнесъюзер»/«Деловое общение». Такие пользователи стремятся использовать сайт в интересах своей профессиональной деятельности.
Популярные социальные сети заставляют пользователей создавать некий идеальный образ самого себя. Молодые люди, которые и составляют большинство пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу.
Большинство людей занимаются в той или иной степени самопознанием, размещая на своих страничках определенные фотографии, картинки или текст – то, что они хотели бы предъявить миру, и кем им хотелось бы казаться. Таким образом, с помощью социальных сетей и появляется некий идеальный образ самого себя. Юные пользователи начинают подсознательно подстраиваться под созданный ими же самими образ, «вырастая» в соответствии с ним.
Психологи отмечают, что человеку свойственно активно приукрашивать собственную личность и в этом нет ничего необычного. Однако рост влияния социальных сетей выводит эту необходимость выхода собственной личности на совершенно новый уровень[17]. С помощью социальной сети можно, к примеру, создать себе идеальное лицо, разместив на странице красиво отретушированные в Photoshop фотографии. Проще говоря, социальные сети удовлетворяют человеческое желание выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.
Новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, может очень скоро начать влиять на реального человека. Этот феномен объясняется тем, что в социальных сетях пользователи могут видеть только «виртуальную» сторону личности, и начинают реагировать именно на нее. Чем больше новая личность «отражается» от других людей, тем больше веры в то, что именно она и является настоящей. А по данным многочисленных исследований, у активного пользователя социальной сети в «друзьях» состоят около 1000 человек.
Социальные сети, по мнению психологов, дают в руки подрастающего поколения мощный инструмент формирования собственной личности. Свойственное юности самолюбование и некоторый нарциссизм в виртуальном мире только усиливается, так как профайл любой социальной сети – идеальный инструмент, позволяющий «отсекать» лишнюю породу от скульптуры под названием «Идеальное Я».
Психологи также крайне озабочены размыванием границ понятия «друзья». В виртуальном мире «друзьями» называются те люди, которых, в случае с социальными сетями, он отметил, чтобы не потерять контакт. В большинстве случаев, так называемые «друзья» - это малознакомые или вообще незнакомые люди.
Виртуальное «выступление» перед малознакомой аудиторией, с одной стороны, позволяет оттачивать на «друзьях» любые аспекты «идеальной личности», а с другой – меняет наше собственное представление о ней. Таким образом, виртуальная реальность самым непосредственным образом меняет реальную личность. Перед психологами встает естественный вопрос, на который им еще только предстоит ответить: является ли подобная «подмена» нормальной для психического здоровья и психологического комфорта человека.
Чужая «идеальная» личность из виртуальной реальности может также сильно пошатнуть самооценку, ведь людям свойственно сравнивать себя с окружающими, но сравнение «идеального» образа, сформированного кем-то в социальной сети, с «настоящим» собой окажется явно не в пользу самого себя.