С целью комплексного исследования процесса формирования имиджа предлагаются две методики оценки имиджа организации: индикаторная и балльная.
Индикаторная методика оценки базируется на комплексных и единичных индикаторах имиджа организации и включает в себя два основных этапа: предварительный анализ и оценку. Алгоритм проведения индикаторной оценки имиджа организации показан на рис. 3.
На этапе предварительного анализа строится иерархическая структура индикаторов, которая и является базой данных для второго этапа.
На втором этапе происходит измерение свойств, нахождение их численных значений и описание элементов индикаторов по формированию имиджа. В данном анализе используются методы маркетинговых исследований, где при построении анкет необходимо учитывать оценку показателей имиджа, проводимую по разработанной диссертантом индикаторной методике. Используется следующая шкала: +3 –наилучший результат, -3 – самый низкий результат, 0 – если предприятие не использует данный индикатор в формировании имиджа.
Рис. 3. Алгоритм проведения индикаторной оценки[5]
Конечной целью предлагаемой методики является результат оценки имиджа в целом. Он может оказаться положительным или отрицательным. Его суммарная оценка в баллах вычисляется следующим образом:
Иор= Х Кх +У Ку +А Ка,
где Иорг. – суммарная оценка имиджа организации;
Х – внутренний комплексный индикатор;
У – потребительский комплексный индикатор;
А – партнерский комплексный индикатор.
Получение результатов оценки определяются критериями, представленными в табл. 3.[6]
Таблица 2
Оценочные критерии имиджа
Результаты оценки имиджа | Оценочные критерии имиджа организации |
если Х > 0, У > 0, А > 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка>0 - положительный имидж |
если Х < 0, У < 0, А < 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка<0 - отрицательный имидж |
если Х = 0, У > 0, А > 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка>0 - стремится к положительному имиджу |
если Х = 0, У > 0, А < 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка»0 - стремится либо к положительному либо к отрицательному результату |
если Х = 0, У = 0, А < 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка<0- стремится к отрицательному имиджу |
если Х = 0, У = 0, А > 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка>0 - стремится к положительному имиджу |
если Х < 0, У < 0, А > 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка<0 - стремится к положительному имиджу |
если Х < 0, У < 0, А = 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка<0 - стремится к положительному имиджу |
если Х > 0, У > 0, А < 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка>0 - стремится к отрицательному имиджу |
если Х > 0, У > 0, А = 0 => | Х Кх+У Ку+А Ка>0 - стремится к отрицательному имиджу |
Данная методика позволяет организациям определить состояния имиджа в настоящий период, эффективность проведенной работы по его формированию и, главное, выявить, какой индикатор требует дополнительных работ по формированию имиджа.
Балльная методика оценки имиджа базируется на методе Дельфи и проводится экспертами. Она строится на описательных характеристиках фирменного стиля и рассматривает как единое целое. Каждой характеристики имиджа присваивается балльная оценка, где максимальное количество баллов 7 соответствует «отлично», 1 - «неудовлетворительно». Комплексное использование методов индикаторной и балльной оценки позволяет определить причины отрицательного имиджа и разработать ряд имиджевых технологий для создания положительной репутации.