С учетом юридического содержания контрольной деятельности как формы правоприменения можно выделить ряд принципов валютного контроля.
К общим принципам [4] валютного контроля относятся:
¾ принцип законности, означающий необходимость строгого и неуклонного соблюдения закона в процессе осуществления контроля;
¾ принцип социальной справедливости, означающий, что деятельность государственных органов и их должностных лиц должна осуществляться в интересах всего общества;
¾ принцип целесообразности, означающий необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор в пределах предоставленных полномочий оптимального варианта реализации правовых требований в конкретных обстоятельствах;
¾ принцип обоснованности, означающий необходимость полного выявления и изучения всех обстоятельств дела, использование только относимых, допустимых и достоверных доказательств при принятии решения.
К специальным отраслевым принципам валютного контроля из числа закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[5] (далее - ЗВРиВК) относятся:
|
|
¾ принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, означающий необходимость наличия веских законных оснований для проведения в отношении субъектов валютных операций контрольных мероприятий. Данный принцип может рассматриваться как конкретизирующий общий принцип социальной справедливости, применительно к валютной сфере;
¾ принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля, означающий необходимость создания единой федеральной системы органов и агентов валютного контроля, деятельность которой должна быть направлена на реализацию мер валютного регулирования и структура, которой должна быть оптимизирована для решения этой задачи;
¾ принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, означающий необходимость строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключение или минимизация затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.
В действующем законодательстве отсутствует указание на цели, формы и направления осуществления валютного контроля, вследствие чего их содержание представляется возможным установить лишь на основе систематического толкования норм ЗВРиВК.
|
|
Так, из анализа норм ЗВРиВК (ст. 2, 3, 22, 23) следует, что целями валютного контроля являются:
¾ обеспечение соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
¾ обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
Цели определяют основные направления валютного контроля:
1. Юридическое - контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и применение санкций к нарушителям (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 23 ЗВРиВК).
Юридический валютный контроль осуществляется по двум поднаправлениям:
¾ за резидентами и нерезидентами в части соблюдения валютных ограничений, установленных актами валютного законодательства (выполнение требований по резервированию, предварительной регистрации, репатриации и обязательной частичной продаже валютной выручки) (например, ст.7, 8, 19, 21 ЗВРиВК);
¾ за уполномоченными банками в части осуществления операций по поручению клиента при условии соблюдения валютных ограничений (например, абз. 4 ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК);
2. Бухгалтерское - контроль за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям (п. 2 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК).
3. Информационно-статистическое - сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между уполномоченными органами (ч. 2 ст. 12, п. 3 ч.1, ч. 3 - 12 ст. 23 ЗВРиВК), а также регистрация валютных операций (ч. 3 ст. 12, ст. 18 ЗВРиВК).
Согласно ЗВРиВК наиболее важными объектами валютного контроля можно признать:
¾ поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами (ч. 1 - 4 ст. 7, ст. 19 ЗВРиВК);
¾ обоснованность платежей резидентов в иностранной валюте за импортируемые товары (ч. 5 ст. 7 ЗВРиВК);
¾ обоснованность платежей резидентов при приобретении ими у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ч. 7 ст. 7 ЗВРиВК);
¾ соблюдение условий предоставления и получения кредитов и займов между резидентами и нерезидентами (п. 1 и 2 ч. 2, п. 1 и 2 ч.З ст.8 ЗВРиВК);
¾ соблюдение условий совершения операций с внешними и внутренними ценными бумагами (п. 3 и 4 ч. 2, п. 3 - 6 ч. 3 ст. 8 ЗВРиВК);
¾ соблюдение запрета на совершение валютных операций между резидентами (ч. 1 ст. 9 ЗВРиВК);
¾ соблюдение условий совершения валютных операций между нерезидентами (ч. 2 и 3 ст. 10 ЗВРиВК);
¾ соблюдение порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте (ч. 3 ст. 11 ЗВРиВК);
¾ соблюдение порядка открытия счетов резидентами в зарубежных банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, и совершения операций по этим счетам (ч. 3, 6, 7 ст. 12, ст. 18 ЗВРиВК);
¾ соблюдение порядка списания со специального счета и зачисления денежных средств и ценных бумаг на специальный счет резидентами (ч. 5 ст. 14 ЗВРиВК) и нерезидентами (ч. 5 ст. 13 ЗВРиВК);
¾ выполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки (ст. 21 ЗВРиВК);
¾ соблюдение физическими лицами условий вывоза наличной иностранной валюты (ч. 3 ст. 15 ЗВРиВК);
¾ соблюдение иных требований, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 ЗВРиВК).
Важно отметить, что непосредственно предметом валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия валютных ограничений в отношении них. Это объясняется тем, что при осуществлении контроля уполномоченные органы проверяют не только собственно соблюдение установленных валютных ограничений, но и правомерность избранной участниками валютной операции модели правового поведения, обоснованность квалификации валютных операций как не ограничиваемых, наличие или отсутствие признаков притворной или мнимой сделки с точки зрения ст. 170 ГК РФ и т. п.[6]
|
|