С учетом юридического содержания контрольной деятельности как формы правоприменения можно выделить ряд принципов валютного контроля.
К общим принципам [4] валютного контроля относятся:
¾ принцип законности, означающий необходимость строгого и неуклонного соблюдения закона в процессе осуществления контроля;
¾ принцип социальной справедливости, означающий, что деятельность государственных органов и их должностных лиц должна осуществляться в интересах всего общества;
¾ принцип целесообразности, означающий необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор в пределах предоставленных полномочий оптимального варианта реализации правовых требований в конкретных обстоятельствах;
¾ принцип обоснованности, означающий необходимость полного выявления и изучения всех обстоятельств дела, использование только относимых, допустимых и достоверных доказательств при принятии решения.
К специальным отраслевым принципам валютного контроля из числа закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[5] (далее - ЗВРиВК) относятся:
¾ принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, означающий необходимость наличия веских законных оснований для проведения в отношении субъектов валютных операций контрольных мероприятий. Данный принцип может рассматриваться как конкретизирующий общий принцип социальной справедливости, применительно к валютной сфере;
¾ принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля, означающий необходимость создания единой федеральной системы органов и агентов валютного контроля, деятельность которой должна быть направлена на реализацию мер валютного регулирования и структура, которой должна быть оптимизирована для решения этой задачи;
¾ принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, означающий необходимость строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключение или минимизация затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.
В действующем законодательстве отсутствует указание на цели, формы и направления осуществления валютного контроля, вследствие чего их содержание представляется возможным установить лишь на основе систематического толкования норм ЗВРиВК.
Так, из анализа норм ЗВРиВК (ст. 2, 3, 22, 23) следует, что целями валютного контроля являются:
¾ обеспечение соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
¾ обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
Цели определяют основные направления валютного контроля:
1. Юридическое - контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и применение санкций к нарушителям (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 23 ЗВРиВК).
Юридический валютный контроль осуществляется по двум поднаправлениям:
¾ за резидентами и нерезидентами в части соблюдения валютных ограничений, установленных актами валютного законодательства (выполнение требований по резервированию, предварительной регистрации, репатриации и обязательной частичной продаже валютной выручки) (например, ст.7, 8, 19, 21 ЗВРиВК);
¾ за уполномоченными банками в части осуществления операций по поручению клиента при условии соблюдения валютных ограничений (например, абз. 4 ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК);
2. Бухгалтерское - контроль за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям (п. 2 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК).
3. Информационно-статистическое - сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между уполномоченными органами (ч. 2 ст. 12, п. 3 ч.1, ч. 3 - 12 ст. 23 ЗВРиВК), а также регистрация валютных операций (ч. 3 ст. 12, ст. 18 ЗВРиВК).
Согласно ЗВРиВК наиболее важными объектами валютного контроля можно признать:
¾ поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами (ч. 1 - 4 ст. 7, ст. 19 ЗВРиВК);
¾ обоснованность платежей резидентов в иностранной валюте за импортируемые товары (ч. 5 ст. 7 ЗВРиВК);
¾ обоснованность платежей резидентов при приобретении ими у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ч. 7 ст. 7 ЗВРиВК);
¾ соблюдение условий предоставления и получения кредитов и займов между резидентами и нерезидентами (п. 1 и 2 ч. 2, п. 1 и 2 ч.З ст.8 ЗВРиВК);
¾ соблюдение условий совершения операций с внешними и внутренними ценными бумагами (п. 3 и 4 ч. 2, п. 3 - 6 ч. 3 ст. 8 ЗВРиВК);
¾ соблюдение запрета на совершение валютных операций между резидентами (ч. 1 ст. 9 ЗВРиВК);
¾ соблюдение условий совершения валютных операций между нерезидентами (ч. 2 и 3 ст. 10 ЗВРиВК);
¾ соблюдение порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте (ч. 3 ст. 11 ЗВРиВК);
¾ соблюдение порядка открытия счетов резидентами в зарубежных банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, и совершения операций по этим счетам (ч. 3, 6, 7 ст. 12, ст. 18 ЗВРиВК);
¾ соблюдение порядка списания со специального счета и зачисления денежных средств и ценных бумаг на специальный счет резидентами (ч. 5 ст. 14 ЗВРиВК) и нерезидентами (ч. 5 ст. 13 ЗВРиВК);
¾ выполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки (ст. 21 ЗВРиВК);
¾ соблюдение физическими лицами условий вывоза наличной иностранной валюты (ч. 3 ст. 15 ЗВРиВК);
¾ соблюдение иных требований, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 ЗВРиВК).
Важно отметить, что непосредственно предметом валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия валютных ограничений в отношении них. Это объясняется тем, что при осуществлении контроля уполномоченные органы проверяют не только собственно соблюдение установленных валютных ограничений, но и правомерность избранной участниками валютной операции модели правового поведения, обоснованность квалификации валютных операций как не ограничиваемых, наличие или отсутствие признаков притворной или мнимой сделки с точки зрения ст. 170 ГК РФ и т. п.[6]






