Принципы организации и осуществления валютного контроля

С учетом юридического содержания контрольной деятельности как формы правоприменения можно выделить ряд принципов валютного контроля.

К общим принципам [4] валютного контроля отно­сятся:

¾ принцип законности, означающий необходи­мость строгого и неуклонного соблюдения закона в процессе осуществления контроля;

¾ принцип социальной справедливости, означаю­щий, что деятельность государственных органов и их должностных лиц должна осуществляться в интересах всего общества;

¾ принцип целесообразности, означающий необхо­димость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор в пре­делах предоставленных полномочий оптимального варианта реализации правовых требований в конкрет­ных обстоятельствах;

¾ принцип обоснованности, означающий необхо­димость полного выявления и изучения всех обстоя­тельств дела, использование только относимых, до­пустимых и достоверных доказательств при принятии решения.

К специальным отраслевым принципам валютно­го контроля из числа закрепленных в ст. 3 Федераль­ного закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле»[5] (далее - ЗВРиВК) относятся:

¾ принцип исключения неоправданного вмеша­тельства государства и его органов в валютные опе­рации резидентов и нерезидентов, означающий необ­ходимость наличия веских законных оснований для проведения в отношении субъектов валютных опера­ций контрольных мероприятий. Данный принцип мо­жет рассматриваться как конкретизирующий общий принцип социальной справедливости, применительно к валютной сфере;

¾ принцип единства системы валютного регулиро­вания и валютного контроля, означающий необходи­мость создания единой федеральной системы органов и агентов валютного контроля, деятельность которой должна быть направлена на реализацию мер валютно­го регулирования и структура, которой должна быть оптимизирована для решения этой задачи;

¾ принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезиден­тов при осуществлении валютных операций, озна­чающий необходимость строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществ­лении валютного контроля, исключение или миними­зация затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

В действующем законодательстве отсутствует указание на цели, формы и направления осуществле­ния валютного контроля, вследствие чего их содер­жание представляется возможным установить лишь на основе систематического толкования норм ЗВРиВК.

Так, из анализа норм ЗВРиВК (ст. 2, 3, 22, 23) следует, что целями валютного контроля являются:

¾ обеспечение соблюдения актов валютного за­конодательства и актов органов валютного регулиро­вания;

¾ обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.

Цели определяют основные направления валют­ного контроля:

1. Юридическое - контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валют­ного регулирования и применение санкций к наруши­телям (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 23 ЗВРиВК).

Юридический валютный контроль осуществляет­ся по двум поднаправлениям:

¾ за резидентами и нерезидентами в части соблю­дения валютных ограничений, установленных актами валютного законодательства (выполнение требований по резервированию, предварительной регистрации, репатриации и обязательной частичной продаже ва­лютной выручки) (например, ст.7, 8, 19, 21 ЗВРиВК);

¾ за уполномоченными банками в части осуществ­ления операций по поручению клиента при условии соблюдения валютных ограничений (например, абз. 4 ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК);

2. Бухгалтерское - контроль за полнотой и досто­верностью учета и отчетности по валютным операци­ям (п. 2 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК).

3. Информационно-статистическое - сбор, хране­ние и обмен информацией по валютному контролю между уполномоченными органами (ч. 2 ст. 12, п. 3 ч.1, ч. 3 - 12 ст. 23 ЗВРиВК), а также регистрация ва­лютных операций (ч. 3 ст. 12, ст. 18 ЗВРиВК).

Согласно ЗВРиВК наиболее важными объекта­ми валютного контроля можно признать:

¾ поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами (ч. 1 - 4 ст. 7, ст. 19 ЗВРиВК);

¾ обоснованность платежей резидентов в ино­странной валюте за импортируемые товары (ч. 5 ст. 7 ЗВРиВК);

¾ обоснованность платежей резидентов при приоб­ретении ими у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, пае­вом фонде кооператива) юридических лиц при внесе­нии резидентами вкладов по договорам простого то­варищества с нерезидентами (ч. 7 ст. 7 ЗВРиВК);

¾ соблюдение условий предоставления и получе­ния кредитов и займов между резидентами и нерези­дентами (п. 1 и 2 ч. 2, п. 1 и 2 ч.З ст.8 ЗВРиВК);

¾ соблюдение условий совершения операций с внешними и внутренними ценными бумагами (п. 3 и 4 ч. 2, п. 3 - 6 ч. 3 ст. 8 ЗВРиВК);

¾ соблюдение запрета на совершение валютных операций между резидентами (ч. 1 ст. 9 ЗВРиВК);

¾ соблюдение условий совершения валютных опе­раций между нерезидентами (ч. 2 и 3 ст. 10 ЗВРиВК);

¾ соблюдение порядка купли-продажи иностран­ной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте (ч. 3 ст. 11 ЗВРиВК);

¾ соблюдение порядка открытия счетов резидента­ми в зарубежных банках, расположенных на террито­риях иностранных государств, не являющихся члена­ми ОЭСР или ФАТФ, и совершения операций по этим счетам (ч. 3, 6, 7 ст. 12, ст. 18 ЗВРиВК);

¾ соблюдение порядка списания со специального счета и зачисления денежных средств и ценных бумаг на специальный счет резидентами (ч. 5 ст. 14 ЗВРиВК) и нерезидентами (ч. 5 ст. 13 ЗВРиВК);

¾ выполнение обязанности по обязательной прода­же части валютной выручки (ст. 21 ЗВРиВК);

¾ соблюдение физическими лицами условий вывоза наличной иностранной валюты (ч. 3 ст. 15 ЗВРиВК);

¾ соблюдение иных требований, установленных актами валютного законодательства и актами орга­нов валютного регулирования (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 ЗВРиВК).

Важно отметить, что непосредственно предме­том валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия ва­лютных ограничений в отношении них. Это объясня­ется тем, что при осуществлении контроля уполномо­ченные органы проверяют не только собственно со­блюдение установленных валютных ограничений, но и правомерность избранной участниками валютной операции модели правового поведения, обоснован­ность квалификации валютных операций как не огра­ничиваемых, наличие или отсутствие признаков при­творной или мнимой сделки с точки зрения ст. 170 ГК РФ и т. п.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: