Деятельность по валютному контролю в Российской Федерации осуществляется системой органов и агентов валютного контроля, а также Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК, ч. 8 ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[9]. Кроме того, отдельные функции по валютному контролю осуществляют налоговые органы (абз. 1 ч. 1 ст. 18 ЗВРиВК), не имеющие какого-либо специального валютно-правового статуса.
Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК).
Таким образом, Правительство Российской Федерации вправе уполномочить любое число федеральных органов исполнительной власти на осуществление функций органов валютного контроля, распределив между ними свою компетенцию по осуществлению валютного контроля, установленную федеральными законами.
|
|
Особенностью российской системы валютного контроля следует признать то, что Правительство Российской Федерации, обладая правом наделения статусом и функциями органа валютного контроля, само не имеет права осуществлять какие-либо функции в данной сфере за исключением мер по обеспечению:
¾ координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля;
¾ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, с Банком России;
¾ взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России (ч.б ст.22 ЗВРиВК).
Следует также отметить, что по смыслу ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК перечень органов валютного регулирования не может изменяться или дополняться в соответствии с иными федеральными законами (до 1 января 2004 г. ГТК России имел статус органа валютного контроля на основании ч. 1 ст. 198ТКРФ 1993 г.).
В то же время осуществление валютного контроля производится в соответствии не только с ЗВРиВК, но и с иными федеральными законами (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК).
В свою очередь, агентами валютного контроля являются:
1. Уполномоченныебанки, подотчетные Банку России;
2. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам).
|
|
Согласно абз. 21 ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»[10] профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие брокерскую деятельность (брокеры), дилерскую деятельность (дилеры), деятельность по управлению ценными бумагами (управляющие), деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность (депозитарии), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы), деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организаторы торговли на рынке ценных бумаг).
Следует отметить, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, будучи агентами валютного контроля, подотчетны федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, не имеющему статуса органа валютного контроля. При этом Правительство Российской Федерации осуществляет специальную функциональную координацию между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Банком России (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК). Однако формы и цели обеспечения такого взаимодействия остаются пока нечеткими;
3. Таможенные органы.
Согласно п. 7 ст. 403 ТК РФ таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
В то же время согласно ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК все таможенные органы, включая ФТС России, отнесены к категории агентов валютного контроля, что создает очевидную неопределенность в структуре правоотношений, возникающих между ФТС России и иными таможенными органами при осуществлении ими валютного контроля. Кроме того, подобный подход вступает в явное противоречие с общей моделью, закрепленной в ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК, согласно которой агентами валютного контроля признаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Очевидно, что указанная коллизия требует скорейшего разрешения со стороны законодателя;
4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.