Система органов и агентов валютного контроля

 

Деятельность по валютному контролю в Россий­ской Федерации осуществляется системой органов и агентов валютного контроля, а также Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК, ч. 8 ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[9]. Кроме того, отдельные функции по валют­ному контролю осуществляют налоговые органы (абз. 1 ч. 1 ст. 18 ЗВРиВК), не имеющие какого-либо спе­циального валютно-правового статуса.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномо­ченные) Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК).

Таким образом, Правительство Российской Фе­дерации вправе уполномочить любое число феде­ральных органов исполнительной власти на осущест­вление функций органов валютного контроля, рас­пределив между ними свою компетенцию по осуще­ствлению валютного контроля, установленную феде­ральными законами.

Особенностью российской системы валютного контроля следует признать то, что Правительство Российской Федерации, обладая правом наделения статусом и функциями органа валютного контроля, само не имеет права осуществлять какие-либо функ­ции в данной сфере за исключением мер по обеспече­нию:

¾ координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной вла­сти, являющихся органами валютного контроля;

¾ взаимодействия федеральных органов исполни­тельной власти, являющихся органами валютного контроля, с Банком России;

¾ взаимодействия не являющихся уполномочен­ными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Бан­ком России (ч.б ст.22 ЗВРиВК).

Следует также отметить, что по смыслу ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК перечень органов валютного регулирова­ния не может изменяться или дополняться в соответ­ствии с иными федеральными законами (до 1 января 2004 г. ГТК России имел статус органа валютного контроля на основании ч. 1 ст. 198ТКРФ 1993 г.).

В то же время осуществление валютного контро­ля производится в соответствии не только с ЗВРиВК, но и с иными федеральными законами (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК).

В свою очередь, агентами валютного контроля являются:

1. Уполномоченныебанки, подотчетные Банку России;

2. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подот­четные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансо­вым рынкам).

Согласно абз. 21 ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»[10] профессиональными участни­ками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие брокерскую деятельность (брокеры), дилерскую деятельность (дилеры), дея­тельность по управлению ценными бумагами (управ­ляющие), деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность (депозитарии), деятельность по ведению реестра вла­дельцев ценных бумаг (регистраторы), деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ор­ганизаторы торговли на рынке ценных бумаг).

Следует отметить, что профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, будучи агентами валютно­го контроля, подотчетны федеральному органу ис­полнительной власти по рынку ценных бумаг, не имеющему статуса органа валютного контроля. При этом Правительство Российской Федерации осущест­вляет специальную функциональную координацию между профессиональными участниками рынка цен­ных бумаг и Банком России (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК). Од­нако формы и цели обеспечения такого взаимодейст­вия остаются пока нечеткими;

3. Таможенные органы.

Согласно п. 7 ст. 403 ТК РФ таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валют­ный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации о валютном регулировании и валют­ном контроле.

В то же время согласно ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК все таможенные органы, включая ФТС России, отнесены к категории агентов валютного контроля, что создает очевидную неопределенность в структуре правоот­ношений, возникающих между ФТС России и иными таможенными органами при осуществлении ими ва­лютного контроля. Кроме того, подобный подход вступает в явное противоречие с общей моделью, за­крепленной в ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК, согласно которой агентами валютного контроля признаются территори­альные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Очевидно, что указанная коллизия требует ско­рейшего разрешения со стороны законодателя;

4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами ва­лютного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: