Нормы расхода материальных ресурсов определенные на основе детальных технико-экономических расчетов с использованием данных о предполагаемом объеме производства конкретных видов продукции является исходными данными для поэлементного расчета потребности в МПЗ.
На практике внутрихозяйственного планирования процессов материально-технического снабжения принято различать следующие запасы видов сырья, материалов, топлива и др. элементов материальных ресурсов, включаемых в производственный запас.
Производственные запасы на предприятии делятся на:
1. Текущий запас;
2. Подготовительный запас (технологический);
3. Страховой запас;
4. Сезонный;
Транспортный.
Определяющим в поэлементном расчете производственного запаса является текущий запас.
Текущий запас сырья и материалов– это запас достаточный для обеспечения бесперебойного хода производственного процесса в течение всего периода его осуществления, который находится на складе предприятия.
Текущий запас необходим для нормальной работы предприятия между очередными поставками:
|
|
Зтек = Мn * Тин,
где Мn - среднесуточное потребление материала; Тин - интервал поставки.
Поскольку текущий запас достигает максимального значения только в момент завоза и в дальнейшем сокращается, при расчете затрат на создание текущего запаса учитывают половину запаса.
На величину запаса оказывают влияние следующие факторы:
- Срок нахождения запаса на складе (интервалы поставки);
- Условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки);
- Календарный график передачи материалов со склада в производство.
Например, предприятие определило объем производства в размере 20 000 изделий в год при норме расхода на изделие 50 кг. сырья на единицу изделия, следовательно годовой расход сырья составил:
20 000 × 50 = 1 000 000 при интервале между поставками в 20 суток и ежедневном потреблении: 1 000 000/360= 2 778 кг.
Размер текущего запаса в 20 суток должен составить:
2 778 × 20 = 55 560 кг.
Если 1 кг. сырья будет стоить 30 рублей, то в денежном выражении текущий запас составит:
55 560 × 30 = 1 666 800.
Так определяется максимальная величина текущего запаса.
В массовом производстве, для которого характерно равномерное по времени потребление материалов, текущий запас по времени интервала поставки будет изменяться от максимальной величины до нуля.
Следовательно, если средняя величина запаса в этом случае составит 50% максимального уровня – это величина и составляет коэффициент задержки, который зависит от технологических особенностей производства.
Формула расчета текущего запаса:
,
– среднесуточная потребность в материалах;
|
|
- интервал поставки;
- коэффициент задержки материала на складе.
Приведенная методика определения текущего запаса не учитывает времени необходимого для подготовки имеющегося в запасе материала к передаче в производство, поэтому текущий запас должен быть откорректирован на величину подготовительного запаса.
Подготовительный запас образуется в тех случаях когда, требуется предварительная обработка материалов до запуска в производство(приемка, разгрузка, сортировка, комплектование и др.)
,
– время, необходимое на предварительную обработку материала;
– среднесуточная потребность в материалах.
Страховой запас необходим в случае изменения сроков поставки или объемов потребляемых материалов, как правило, размер страхового запаса составляет 50 % текущего запаса, но может колебаться от 30% до 100%.
Страховой запас, как правило, всегда меньше текущего:
Зстр = Мn (То + Ттр + Тпр+ Тпод),
где То - время на отгрузку материала поставщикам; Ттр - время транспортировки; Тпр - время на приемку материала потребителем; Тпод - время на подготовку материала к производству; Мn - среднесуточное потребление материала.
Если нарушения сроков поставки вызваны недостатками в работе транспортных организаций, то возникает необходимость в определении транспортного запаса.
Транспортный запас определяется интервалом между днем оплаты счета поставщика и прибытием груза на склад покупателя и если интервал известен, то расчет ведется аналогично расчету производственного запаса.
Норма транспортного запаса определяется расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации. Размер оборотных средств, заключенных в грузах, на время их нахождения на транспорте определяется в среднегодовом размере следующим образом:
где Q - годовой объем перевозок грузов, т; p - цена 1 т груза, руб.; TД - время доставки грузов; 360 – принятое в расчете количество суток в году.
Норма запаса отдельных материалов определяется суммированием текущего, страхового, сезонного, технологического и транспортного запасов.