Виды анализа и их роль в управлении затратами предприятием.
В целом экономический анализ представляет собой обычно необходимый элемент управления предприятием и в том числе затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и таким образом обосновывается решение для планирования и управления предприятием. Последний этап процесса управления – управленческая функция контроля и регулирования реализации с помощью экономического анализа предприятия в целом, в том числе и анализа затрат, т.к. предполагает сравнение фактических и плановых результатов и принятия необходимых мер в случае расхождения. Это может выразиться в действительности, направленно на то, чтобы привести фактические результаты в соответствие с запланированным или, наоборот, в пересмотре планов, если становится понятно, что эти планы невыполнимы. Таким образом, анализ отчетных данных и запланированных результатов, обеспечивающих обратную связь процесса контроля и регулирования. В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа:
1. Перспективный
2. Текущий
3. Оперативный
Перспективный позволяет выявить наиболее вероятные пути развития предприятия, факторы и резервы, способные обеспечить повышение эффективности в перспективе и создает базу для сравнения вариантов разработанного плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.
Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия за анализируемый период.
Задачи текущего анализа:
1. Анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции;
2. Выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции;
3. Объективная оценка работы отдельных подразделений и предприятия в целом.
Информационной базой является первичные документы и отчеты о ходе выполнения смен. Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях себестоимости, но и нормах расхода материала, з/п и других элементов себестоимости; поэтому текущий анализ и контроль проводится синхронно с планированием на базе его информационной среды.
Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочного изменения в производственных процессах и достижения максимальной экономии живого овеществления труда в быстроменяющихся с/х ситуациях.
Задачи оперативного анализа:
1. Систематическое выявление уровня выявления бюджета по центрам ответственности;
2. Определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня;
3. Своевременное предоставление получения информации управляющей системе для принятия решений.
Объекты учета затрат для расчета себестоимости.
Существует три варианта выбора объекта учета затрат: позаказный, попроцессный и попередельный.
Позаказный метод используется в тех случаях, когда в качестве объекта затрат целесообразно рассматривать некую работу. Например, при построении опытного образца самолета или работу адвоката по защите интересов клиента в суде. Естественно, что затраты по каждой работе отслеживаются и аккумулируются отдельно.
Позаказная калькуляция затрат на производство начинается с выпуска распоряжения или приказа на производство одной единицы калькулируемой продукции по заказу потребителя.
Рассмотрим применение метода при полном учете затрат. На каждый заказ заводится калькуляционная карточка, где учитываются:
1. Материалы, приобретенные специально для осуществления заказа (на основе приемных актов или счетов-фактур поставщиков);
2. Материалы, извлеченные из запасов (на основе заявок);
3. Заработная плата производственных рабочих (на основе табельного учета времени, затраченного на выполнение заказа);
4. Прямые расходы (на основе счетов-фактур).
По выполнении заказа в калькуляционной карточке выводится общая сумма прямых затрат, после чего на основе одного из принятых методов могут быть подсчитаны накладные расходы.
Позаказный метод учета затрат в качестве объекта учета использует заказ.