Создание эффективной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех ядерно-опасных предприятиях - один из главных уроков Чернобыля в России

Интересным представляется изучение российского опыта возрождения регионов, также постарадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. (Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области).

В развитие новой стратегии ООН в отношении реабилитации чернобыльских территорий был подготовлен проект Программы развития ООН и администрации Брянской области «Стратегия и центр местного экономического развития для районов Брянской области, пострадавших в результате чернобыльской аварии». Цель проекта - борьба с бедностью, повышение уровня доходов местного населения, содействие устойчивому экономическому и социальному развитию пострадавших и переселенческих районов, интеграция этих районов в рыночную экономику региона и России. Финансирование первого этапа проекта, предоставленное ООН, составило 100 тыс. долларов США.

В 2005 г. в рамках проекта был создан и зарегистрирован Фонд микрокредитования личных подсобных хозяйств, мелких и средних предпринимателей «Новый мир». Клиентами Фонда стали представители малого бизнеса - сельские и городские предприниматели загрязненных районов Брянской области и районов, где живут переселенцы. Этой категории населения традиционно сложно получить кредит в других учреждениях. Фонд предлагает гибкие схемы предоставления кредитов, сведя к минимуму бюрократические процедуры, обеспечивает оперативную обработку заявок и индивидуальный подход к их оценке. Кроме того, в рамках проекта будет предоставляться обучение, помощь в составлении заявки и подготовке бизнес-планов.

Фонду активно передается опыт орловских коллег из сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Взаимопомощь», а также опыт другого проекта ПРООН по микрокредитованию, реализованного на Камчатке. Необходимым условием успешной деятельности Фонда является обеспечение его устойчивости в долгосрочной перспективе. Это может быть достигнуто путем привлечения дополнительных ресурсов, интеграции его работы в деятельность администрации области по поддержке предпринимательства, сотрудничества с банковскими и финансовыми структурами региона.

Красногорский сырзавод. В Красногорском районе Брянской области все молоко перерабатывается на единственном предприятии - ОАО «Красногорский сырзавод», расположенном в районном центре. За десять лет после аварии на предприятии произошло пятикратное сокращение производства молочных продуктов, связанное как с общим ухудшением экономической конъюнктуры, так и с уменьшением производства молока в коллективных хозяйствах. Дальнейшее сокращение сырьевой базы ставило под угрозу экономическую деятельность Красногорского сырзавода. С другой стороны, примерно с 2000 г. в районе начал возрождаться частный сектор, в основном за счет приобретения коров местным населением. Для жителей Красногорского района и ближайших населенных пунктов соседнего Гордеевского района сырзавод продолжал оставаться единственным местом, куда они могли сдавать свое молоко.

В рамках проекта «TAREG» в 1997 г. был осуществлен микропроект «Чистое молоко» с бюджетом в 21 470 евро, который предусматривал частичную модернизацию Красногорского сырзавода за счет приобретения сепаратора-сливкоотделителя. Идея инвестирования в крупное предприятие заключалась не только в поддержке самого сырзавода как градообразующего предприятия, но и в стимулировании производства молока в подсобных хозяйствах и, как следствие, повышении доходов местных жителей. Дальнейшее развитие сырзавода, как надежного потребителя излишков молока, имеет важное значение, поскольку завод сам обеспечивает доставку молока от индивидуального производителя (независимо от места проживания) и своевременно производит расчет.

Рост частных поставок важен и с позиций получения чистой молочной продукции. В индивидуальном секторе труднее контролировать загрязнение молока радио нуклидами, в то время как на сырзаводе та кой контроль организован, а переработка молока на сыр и масло обеспечивает соблюдение установленных нормативов.

Реализация микропроекта оказалась успешной. Новое оборудование было поставлено на сырзавод в 2004 г. В 2005 г. расширился ассортимент выпускаемой продукции (молока, кисломолочных продуктов, масла и сыра), стабилизировались экономические показатели завода

Существенным позитивным результатом стало расширение закупок молока у индивидуальных производителей по всему району и даже за его пределами (например, увеличились закупки в поселке Мирный Гордеевского района, расположенном в 15 километрах от Красной Горы). Если в 2002-2003 г. около четверти поставок молока на Красногорский сырзавод приходилось на долю индивидуальных хозяйств, то в 2004 г. она составила уже 36%, а в 2005 г. увеличилась до 48%. Такие закупки являются мощной экономической и социальной поддержкой местного населения, что позволяет говорить о значительных социальных выгодах микропроекта.

Свинокомплекс в селе Шеломы. Межхозяйственный откормочный свинокомплекс в селе Шеломы Новозыбковского района Брянской области начал функционировать в 1979 г. В 1984 г. свинокомлекс насчитывал 13,5 тыс. свиней. В начале 1990-х г.в в связи с подорожанием кормов и другими негативными процессами поголовье сократилось до 7-8 тыс., а в 1995 г. - до нуля. Несколько последующих лет свинокомплекс не функционировал. В этот период усилиями районной администрации удалось сохранить основные фонды и часть трудового коллектива за счет организации небольших проектов. Возрождение свинокомплекса было начато в 2001 г. на средства московских инвесторов. Было образовано ЗАО «БИО-М». Инвесторы сильно рисковали, поскольку от бывшего комплекса оставались только полуразвалившиеся стены. Первые три года производство было убыточным. Однако использование новых технологий, подбор кормов и пород свиней начали давать свои плоды. Оборудование свинокомплекса отвечает европейским стандартам. В 2005 г. производство дало хорошую прибыль. Производство мяса составило 520 тонн (это 70% от производства сельскохозяйственными предприятиями Новозыбковского района). На 1 января 2006 г. в свинокомплексе насчитывалось более 6,3 тыс. свиней. Это составляет четверть поголовья свиней сельхозпредприятий Брянской области и четыре пятых - Новозыбковского района

     Таким образом, накопленный зарубежный опыт в области хозяйственного механизма природопользования заключается в обеспечении безопасной эксплуатации сводится в основном к обеспечению безопасности функционирования ядерных объектов и недопущению радиоактивных выбросов в окружающую среду. Также интересным представляется изучение механизма микрокредитования населения по линии международных организаций как одного из факторов стимулирования природопользования на загрязненных радионуклидами территориях.

 

3.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.

Основным направлениям совершенствования управления природопользованием на загрязненных территориях посвящены проблемы многих авторов [№21, №27, №29, №30, №31, №35]. В частности можно отметить работы нескольких авторов- Пратасова В.Ф. (№21), Трушиной Т.П. (№30) и Шимовой О.С. (№35).

3.1. Совершенствование законодательной базы экономического механизма природопользования на загрязненных территориях.

Применительно к моей теме исследования «совершенствование законодательной базы экономического механизма природопользования на загрязненных территориях» наибольший интерес представляет работы Шимовой О.С. (№36) и Яблокова А.В. (№37). Авторы рассматривают само совершенствование, конкретно: часть природных ресурсов может быть заменена другими видами ресурсов в настоящее время или в будущем; так сокращение потребления ископаемого топлива связывают с привлечением в энергетический баланс энергии ветра и Солнца. Страны Евросоюза поставили своей целью увеличить вклад ветроэнергетики до 10% к 2030 году. В конце 90-х годов только в Дании действовало около 4000 ветроэлектростанций, обеспечивающих 3,7% потребностей в электроэнергии. Япония планирует к 2010 вырабатывать 3% электроэнергии с помощью фотоэлектрических установок. А так же удаление отходов и очистка сточных вод тесно связаны с вопросами, касающимися обращения с токсичными химическими веществами, переработки и удаления опасных и радиоактивных отходов. За последние пять лет в этой области был достигнут ощутимый прогресс. Практически все страны признают важное значение решения вопросов, связанных с отходами и опасными веществами. Большинство стран планируют осуществление соответствующих программ или даже уже практически приступили к их осуществлению. Возникающие в этой связи ограничения, как правило, касаются вопросов градостроительства, комплексно – территориального планирования и соответствующих издержек.

Первым шагом на данном пути должно стать перераспределение властных полномочий и управленческих функций между различными уровнями управления. За республиканским центром целесообразно сохранить главным образом разработку стратегии и тактики, государственных целевых комплексных программ и планов социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, научное и законодательное обеспечение, общее руководство и контроль за ходом выполнения реабилитационных мероприятий. Что же касается непосредственной организации и оперативного управления проведением указанных мероприятий, то эти функции должны быть полностью возложены на областные и районные органы власти и управления. Ибо кто, как не они, лучше знает, что конкретно и как нужно делать, чтобы как можно скорее и с меньшими затратами ликвидировать на подведомственных им территориях негативные последствия чернобыльской катастрофы.

Однако, чтобы местные органы могли успешно справляться с возросшими обязанностями, их следует наделить необходимыми правами по распоряжению финансовыми и материальными ресурсами, в том числе выделяемыми государством на реабилитацию загрязненных районов из централизованных источников. При этом поступление средств в распоряжение местных властей должно базироваться на законодательно-нормативной основе.

Прежде всего в функции Минприроды следует включить:

- обеспечение комплексного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе принципов сочетания экологических и экономических интересов республики, рационального природопользования, установления допустимых норм и нагрузок на окружающую среду;

- оценку и прогнозирование состояния окружающей среды, ресурсного потенциала республики и биосферных процессов;

- обеспечение развития и эффективного использования материально-технической базы организаций министерства.

 

3.2. Стимулирование инвестиционной деятельности.

Несколько авторов [№32, №33, №35, №36] понятие «экологоориентированный инвестиционный процесс» традиционно связывают с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. осуществлением реальных проектов. Можно выделить следующие стадии экологоориентированного инвестиционного процесса в современных условиях хозяйствования:

1. Мотивация экологически ориентированной инвестиционной деятельности на загрязненных радионуклидами территориях. Она предполагает развитие экологической политики государства в целом, выработку международного престижа, разработку программ в области обеспечения ресурсно-экологической безопасности;

2. Прогнозирование и программирование природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях;

3. Обоснование целесообразности экологических инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Данная стадия включает в себя экологическую экспертизу, аудит и экономико-экологическую аттестацию инвестиций, оценку природоохранных инвестиционных рисков, расчеты жизненного цикла инвестиций, расчет экологической и экономической эффективности инвестиционных проектов;

4. Страхование природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Реализация данной стадии инвестиционного процесса предполагает наличие развитой системы рыночной инфраструктуры, важнейшими элементами которой являются: государственная и частная система экологического страхования и перестрахования инвестиций.

5. Государственное регулирование экологически ориентированного инвестиционного процесса;

6. Планирование - оно предполагает обозначение государственных приоритетов, реализацию индикативного планирования с учетом ресурсно-экологической емкости на загрязненных радионуклидами территориях.

7 Финансирование - в сфере экологически ориентированной инвестиционной деятельности на загрязненных радионуклидами территориях необходима существенная трансформация источников её финансирования с привлечением внебюджетных и негосударственных форм собственности;

8. Проектирование на загрязненных радионуклидами территориях;

9. Обеспечение объекта материально-техническими ресурсами;

10. Освоение инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях.

Отметим, что, несмотря на важность и сложность осмысления категории экологически ориентированного инвестирования в научной литературе и международной практике до сих пор не существует устоявшихся категориальных понятий в этой области.

Однако отдельные авторы, такие как Протасов В.Ф. (№21), Орлов Е.П. (№19), дополнительно к выше сказанному отмечают природоохранные инвестиции,которые исходят из финансовых особенностей их реализации, делят их на три общие категории:

- инвестиции, являющиеся жизнеспособными в финансовом от- ношении, то есть при осуществлении которых обеспечиваются достаточные поступления для покрытия всех расходов, а финансовый риск представляется приемлемым;

- инвестиции, которые обеспечивают достижение существенных результатов в сфере охраны окружающей среды, однако не обладают финансовой жизнеспособностью; для финансирования, по меньшей мере, части таких проектов, как правило, необходимы средства из государственного бюджета;

- инвестиции, которые не являются в полной мере жизнеспособными в финансовом отношении и нуждаются в льготном финансировании.

Так же авторы отмечают, что экономические результаты от реализации природоохранных инвестиционных мероприятий на загрязненных территориях должны заключаться в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления.

По моему мнению наиболее предпочтительной является позиция Голуб А.А (№12), которая заключается в том, что в качестве дополнительных экономических инструментов стимулирования инвестиционной деятельности на загрязненных территориях можно предложить разработку системы льготного кредитования инвестиционной деятельности. При этом в определенных ситуациях государство может выступать гарантом возврата полученных кредитов. Однако для использования подобного механизма необходимо осуществление ряда законодательных изменений.

В качестве приоритетных направлений инвестиционной деятельности на загрязненных территориях можно предложить развитие энергетической отрасли, что обусловлено следующими факторами.

3.3. Результаты социологического исследования.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

1.     Экономический механизм природопользования – это совокупность плановых, финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способных создать материальную заинтересованность товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований.

Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления позволит создать действенный хозяйственный механизм природопользования.

2. Финансирование экологических программ по преодолению последствий загрязнения осуществляется главным образом за счет средств республиканского и местного бюджетов. Содержание самих программ направлено непосредственно на преодоление последствий загрязнения  и включает в себя оздоровление окружающей среды и переспециальзацию субъектов хозяйствования на производство продукции, удовлетворяющей требованиям стандартов в области радиационной безопасности.

Накопленный зарубежный опыт в области хозяйственного механизма природопользования заключается в обеспечении безопасной эксплуатации объектов и недопущению загрязненных выбросов в окружающую среду. Также интересным представляется использование механизма микрокредитования населения по линии международных организаций как одного из факторов стимулирования природопользования на загрязненных территориях.

На основе проделанной работы и приведенных выводов можно рекомендовать:

· Перераспределение властных полномочий и управленческих функций между различными уровнями управления.

· Разработку стратегии и тактики, государственных целевых комплексных программ.

· Разработку планов социально – экономической реабилитации загрязненных территорий.

· Научное и законодательное обеспечение, общее руководство и контроль за ходом выполнения реабилитационных мероприятий.

Однако, чтобы местные органы могли успешно справляться с возросшими обязанностями, их следует наделить необходимыми правами по распоряжению финансовыми и материальными ресурсами.

 

5.11.09г          Подпись

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические    материалы // Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. - М.: Минприроды РФ, 2001. - 417.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.// СЗ РФ 2002., №2. Ст.133. СЗ РФ 2007., №7. Ст.834.

3. Акимова Т.А. Основы экоразвития: Учебное пособие. Акимова Т.А., Хаскин В.В. -  М., 1994. – 234с.

4. Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник для вузов. – М.,2000 – 84 -85с.

5. Ананишков В.В. Экономика природопользования и охраны природной  среды: Учебное пособие. -  СПб., Изд-во СПбГУТ. 1994. – 89с.

6.  Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия. - М.,2006. – 236 с.

7.  Беляев В.М. Основы экологии и экономика природопользования. Мн.: Издательство МИУ, Беляев В.М., Ивашин В.В. 2005. – 106 с.

8.  Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие.- М., 1997. – 358с.

9.  Воронцов А.П. Рациональное природопользование: Учебное пособие. – М.,2000. – 220с.

10.  Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. – М., 1998. – 430с.

11.  Глушкова В.Г. Экономика природопользования: Учебное пособие для вузов. Глушкова В.Г., Макар С.В. – М.,2003. – 448с.

12.  Голуб А.А. Экономические методы управления природопользованием: Учебное пособие для вузов. Голуб А.А., Струкова Е.Б. – М.,1993. - 315с.

13.  Голуб А.А. Экономика природопользования. Голуб А.А., Струкова Е.Б. -  М., "Аспект пресс", 1995. – 270с.

14.  Игнатьева М.Н. Система платежей при недропользованими: Учебное пособие. Игнатьева М.Н., Стровский В.Е., Шеломенцев А.Г. – Екатеринбург, 1993. – 301с.

15.  Кормилицын В.Н. Основы экологиии. - М.: Изд-во МЭИ., 1993. – 35 – 37с.

16.  Лойтер М.Н. Природные ресурсы и эффективность капитальных вложений. - М., 2000. 200с.

17.  Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. – М.,2002. – 410с.

18.  Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. – М.,1997. – 220с.

19.  Орлов Е.П. Природопользование. Учебное пособие. – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.

20.  Папенов К.В. Экономика и природопользование. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 240с.

21.  Протасов В.Ф. Экология, здравоохранение и природопользование в России: Учебное пособие для вузов. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. – М., 1995. – 213с.

22.  Пыльнёва Т.Г. Природопользование: Учебное пособие. – М., 1997. – 153с.

23.  Розанов Б.Г. Основы учения об окружающей среде: Учебное пособие. М., 2005. – 253с.

24.  Розенберг Г.С. Экологическая экономика и экономическая экология: состояние и перспективы: Экология. 1994. № 5-6. с.3-13.

25.  Соколов Э.М. Природопользование: Учебное пособие для вузов. Соколов Э.М., Захаров Е.И., Волков А.В., Панфёрова И.В., Чаплыгин Н.Н. – М., - Тула, 2002. – 522с.

26.  Соколов В.И., Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М.: Наука, 1990.

27.  Стадницкий Г. В. Экология. Стадницкий Г., Родионов А. И. - М., 2001. - 272 с.

28.  Титенберг Т.И. Экономика природопользования и охрана окружающей среды.  М.:Олма-Пресс, 2001. - 591 с

29.  Тонкопий М.С. Экономика природопользования: Учебное пособие. – Алматы: «Экономика», 2000. – 118с.

30.  Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 – 384 с.

31.  Фомичева Е.В. Экономика природопользования.- М., 2004. - 137 с.

32.  Чепурных Н.В. Планирование и прогнозирование природопользования. Учебное пособие. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. - М., 1995.-169с.

33.  Шевчук А.В. Экономика природопользования(теория и практика). – М., 1999. – 65с.

34.  Шейнин Л.Б. Государственное управление природными ресурсами и плата за их использование. - М., 2006. – 214с.

35.  Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник – Минск: БГЭУ, 2001. – 116с.

36.  Шимова О.С.,. Экономика природопользования. Шимова О.С.,Соколовский Н.К М.: Инфра-М, 2005. – 375 с.

37. Яблоков А.В. Уровни охраны живой природы. Яблоков А.В., Остроумов С.А. - М., 2004. – 39с.

38. «Экос». Журнал (за 2000-2003г.)

39. «Природа и человек» журнал (2003г.).

40. «Экономика и жизнь» (2007г.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: