Обучение чтению в классе VII вида как проблема

      Работая  в классе VII вида с 2004 года, я увидела, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в формировании навыка чтения. Следует отметить, что в классе не было детей умственно отсталых, с нарушениями слуха и зрения. Но процесс обучения чтению шел очень медленно, с большим трудом. Дети  плохо запоминали  буквы, путали гласные с согласными, заглавные со строчными, сходные по написанию буквы. Иногда, чтобы правильно назвать букву, ребенок думал секунд 15-20, а то и вовсе не мог вспомнить, как она называется. Таким образом, данная проблема «тормозила» весь процесс обучения. Даже в конце первого класса, когда уже все дети научились читать и почти все уложились в норму по технике чтения, они очень отличались от своих сверстников тем, что читали намного медленнее их. Допускали при чтении много ошибок: пропуск или повтор строк, пропуск, замена, переставление букв, слогов, искажение окончаний, недочитывание их. Для многих ребят было характерно угадывающее чтение, трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

      Мною проводились многочисленные беседы с родителями учеников о необходимости читать больше, на каждом родительском собрании затрагивала эту тему, давала родителям рекомендации по развитию навыка чтения, несколько лет вела с детьми читательские дневники, но потом пришла к выводу, что если заставлять ребенка читать «из-под палки», ничего хорошего из этого не выйдет. В результате у детей сложится негативное эмоционально – отрицательное отношение к процессу чтения.

      Чтение должно доставлять человеку радость. Поэтому я решила выяснить причины, которые мешают детям овладеть навыком чтения в совершенстве и начала работу по устранению этих причин.

 

 

Причины несформированного навыка чтения у учащихся.

     Если у любого из наших детей в начальной школе спросить, что он больше всего на свете любит делать? Наверное, мало кто ответит, что он любит читать. Тем не менее, начальная школа должна формировать у учащихся интерес к чтению, навыки осмысленного чтения, элементарное литературное и нравственно – эстетическое развитие, чтение как межпредметное умение. А еще научить ребенка самостоятельно работать с текстом и детской книгой.

      Особенно трудно дается все это детям, обучающимся в классе VII вида. Придя в школу, в 1 класс, они сразу сталкиваются со множеством проблем. Еще больше проблем испытывают учителя, требуя от этих детей усвоения программы, а дети не могут понять, чего от них хотят, потому что, по сути, мы требуем от них невозможного.

      Мы спрашиваем: почему ребенок не любит читать? А почему он должен любить читать, когда у него дома даже нет книг, и никогда он этого не делал, и никто ему не читал, он не видел читающими своих родителей, так как учащиеся в классе VII вида это, в основном, дети из неблагополучных семей. Воспитанием взрослые почти не занимаются, выполнение домашнего задания не контролируют, поэтому дети дома не читают, библиотеки не посещают, таким образом, нет закрепления навыка чтения, поэтому и снижена техника. В школе за плохое чтение они получают низкую отметку, следовательно, интерес к процессу обучения сразу теряется. Но это только одна из причин, потому что есть и вполне благополучные дети, которые плохо читают. Почему же они не любят читать?

       Если любого человека спросить, в том числе и взрослого, что вы больше всего на свете любите делать, а чего делать терпеть не можете? Выясняется, что не любят делать то, чего не умеют. Например, не люблю кататься на лыжах, потому что плохо получается; не люблю играть в игрушки, потому что у меня их нет; не люблю конфеты, потому что родители сказали, что их есть вредно. Следовательно, дети не любят читать, потому что не могут, не умеют. Как им помочь?

      Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

 -- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

 -- нарушением зрительно-моторной координации;

 -- нарушением моторики, графомоторных навыков;

 -- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

 -- нарушением произвольного внимания;

 -- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

 -- нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

 -- нарушениями речевого развития (звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.

 -- слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением;

 -- частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: