Коррекция несовершенного навыка чтения

    Для учащихся классов VII вида, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, нужно проводить специальные коррекционные занятия, индивидуально или со всем классом. Занятия нужно проводить каждый день, желательно в игровой форме, чтобы у ребенка не было эмоционального напряжения и тревожности.

    Для эффективного коррекционного воздействия необходимо раннее выявление нарушений. Хорошо, если бы эта работа велась еще с детского сада, но учащиеся классов VII вида мало кто посещал детский сад. Поэтому учителю самому приходится разрабатывать содержание и направленность коррекционной работы с каждым учащимся.

    Основной задачей коррекционного обучения является развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка звука, развитие фонематических представлений и овладение навыками звукового анализа,               а затем подготовка к осознанному обучению, формирование навыков чтения          и письма и автоматизация навыков чтения и развития речи.  

     Коррекционная работа состоит из нескольких этапов.

 I этап. Уточнить речевые возможности ребенка, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к умозаключению).

    В течение подготовительного периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно над развитием и совершенствованием фонематических представлений. В процессе работы дети получают практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласных, согласных. В течение первых занятий формируется представление о звуковой структуре слова, подготовка артикуляционного аппарата, обучение умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность и коррекцию произношения.      

 II этап. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и знакомство с различными способами словообразования и словоизменения. Развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций, а также за счет усвоения связи слов в предложении (согласование, управление).            

 III этап. Закрепление навыков организации учебной деятельности.

 IV этап. Совершенствование связной речи, работа над предложением, как основной речевой единицей.

      Коррекционная работа по устранению нарушения письма и нарушения чтения должна проводиться постоянно, так как между недоразвитием устной речи и нарушением письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Поэтому, для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.

      Основные направления коррекционной работы:

 --развитие фонематического восприятия (дифференциация оппозиционных звуков: са-ца, оч-ощ, са-ша), слогов, не только на слух, но и закрепление в письменную речь, формирование фонематического восприятия проводится с участием речедвигательного анализатора, поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением;  

 --работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, чтобы включить речедвигательный анализатор;

 --развитие навыков звукового анализа и синтеза, работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа, эта работа проводится всегда на материале правильно произносимых звуков.

      В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка. 

       Задания для коррекционной работы:

1. Дидактические игры.  Например: «Какого цвета?», «Чего не стало?», «Узнай по голосу», «Что зачеркнуть?», «Что подчеркнуть?», «Неразлучные цвета», «Подбери по форме» и т.д.  

2. Для развития психических процессов рекомендуется работа по картинке (предметной, сюжетной, серии). Описать по плану, последовательно, с выделением главных, значимых частей.

3.  Узнавать предметы с помощью анализа. Узнавание – это сложный этап восприятия, который связан с памятью, мышлением, речью.                                               

      Развитие детей осуществляется в их непосредственной практической деятельности, производя различные операции с предметами, ребенок узнает об их свойствах, учится видеть специфические качества, пробуждается интерес к познанию. Дети учатся видеть (вычленять) части из целого, определять цвет, время, форму, благодаря чему формируется целостное представление о предмете. Развивается пространственно - временное восприятие, так как его недостаток сказывается на успешности обучения, дети теряют строку (не соблюдают), с трудом пишут элементы букв, читают по слогам. Восприятие формируется в процессе осмысления действий с предметами, и развиваются умственные способности.                

 4. Необходимо создавать ситуации, которые побуждают детей к активизации знаний и умений. Развитию наглядно-образного мышления способствуют занятия рисования, лепки, игры, драматизации и другие. 

5. Составление предложений по картинке.             

6. Использование различных изображений слов (разбор значения слов, корня родственных слов).

7. Выборочное чтение (отрывок из произведения).

8. Устное рисование (я представляю себе, как…).

9. Фантазирование (перестройка, рассказ с третьего лица на первое лицо, и наоборот).

10. Придумывание окончания рассказа.

     На занятиях обращать внимание на речь. Она формируется в деятельности, связана с другими психическими процессами. Необходимо установить речевой контакт и вводить в речь новые слова, обогащать ее. У детей снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, необходимо больше играть со словами, картинками (выбирать, где есть определенный звук, определять, где слышится звук и т.д.). Важна и смысловая сторона слова, соответствующая той или иной ситуации, подбор слов со сходным значением, противоположным смыслом (скажи «наоборот»). Так как речь учащихся бедна прилагательными, невыразительна, трудно правильно грамматически оформить ее, нет согласования слов в предложении, использовать упражнения типа – вставить подходящее слово, закончить предложение; учить интонации («говори четко, выразительно»), развивать память. Для обучения приемам осмысленного запоминания используется классификация предметов (на картинках, словесно).

11. Запоминание и последовательное воспроизведение прозаических и стихотворных текстов и желательно многократное повторение. Предлагаются задания типа: «Что изменилось?», «Слушай и повторяй».

12. Прием «жужжащего» чтения. Читать по пять минут на каждом уроке всем вместе вполголоса.

13. Прочитать текст в сравнении: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, заливисто – как птичка. Можно усложнить задание:  у всех карточки с животными, читать как бы голосом этого животного «Угадай, кто?»           

      Для совершенствования техники чтения еще Л.Н.Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

      Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя - четырьмя порциями по 5-10 минут. 

14. Ежедневное хоровое и индивидуальное (с места) чтение слогов и составление из них слов по слоговым таблицам; чтение «птичьим базаром»

(все читают тихим голосом); чтение цепочкой;  чтение до урока написанных на доске печатным шрифтом слов, предложений, текстов из знакомых детям букв и слогов; систематическая коллективная работа учащихся над ошибками, допущенными учеником.

15. Наряду с устными упражнениями,  проводятся письменные: запись слов, предложений, небольших отрывков по памяти.

16. Развивать слух и зрительную память помогают упражнения на 5-7 минут, которые выполняются на тренировочном материале (геометрические фигуры, цвета, контуры животных, слова и предложения и т.д.) 

17. Работа с иллюстрациями (к какой части текста относится иллюстрация, сопоставить иллюстрацию с текстом, нарисовать иллюстрацию к тексту или его фрагменту). 

        Такие виды работы на уроках чтения повышают технику сознательности чтения, развивают мышление и речь, повышают грамотность учащихся.

      Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая зарядка - это система упражнений, направленная на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые вызывают или могут вызвать затруднения при чтении текста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: