Религия. Социальная стратификация. Социальная мобильность

В любом обществе существует социальное неравенство, и заключается оно в том, что люди занимают в обществе неодинаковое «положение». Религия связана со структурой социальной стратификации и происходящими в ней переменами – социальной мобильностью.

Единственным примером основывающейся на религии системы социальной стратификации может служить кастовая система в Индии. Четыре первоначальных касты– брахманы, кштарии, вайшью и шудры – раздробились на множество подкаст, которых в Индии насчитывается сегодня от двух до трех тысяч. Исключенный из своей касты, человек оказывается вне закона. Каста определяет место человека в обществе, его нрава, поведение, даже внешний облик, одежду, украшения.

Исходный пункт кастовой системы – различие между «чистым» и «нечистым» как религиозными категориями. Каждая группа располагается в иерархическом порядке каст соответственно степени своей чистоты. На каждом уровне имеются свои показатели «чистоты» и «нечистоты». Реальная власть в Индии принадлежала «раджам», князьям из касты кшатриев. Но в религиозно определяемой иерархии они стояли ниже брахманов. Это очевидное расхождение сознательно поддерживалось в качестве идеологического принципа, тогда как на «западе» существовала явная тенденция к сакрализации правителя и приписыванию ему жреческого статуса.

Эта религиозно обусловленная система социальной стратификации оказалась исключительно долговечной, и потому, что она была достаточно гибкой. Целые племенные образования оказались интегрированными в индийское общество посредством их определения в качестве той или иной касты; допускалась сама возможность посредством соблюдения предписании кастовой чистоты перехода в более высокую касту; отдельные личности, «религиозные виртуозы» могли как бы отрешиться от кастовой системы, не навлекая при этом на себя осуждения.

Так же религиозная (или ритуальная) чистота является измерением социальной стратификации и объясняет главный механизм влияния религии на структуру социальной стратификации в обществе. Достаточно типична ситуация, когда в обществе, в котором существуют разные религии, принадлежность индивида к той или иной религии способствует определению его социального статуса. Однако лишь в немногих случаях существует прямая религиозная легитимация социального расслоения со стороны религии.

Социология религии дает не много для объяснения социальной стратификации. В большей мере она помогает установить каким образом религиозная принадлежность служит средством сплочения те или иных социальных слоев.

Иначе обстоит дело в обществах, которые идеологически утверждают равенство всех людей которым присуще социальное расслоение и неравенство. Можно оправдывать такое положение ссылкой на различие индивидуальных способностей (как это часто и делается) и сводить проблему, равенства к равным «стартовым возможностям». В какой-то мере такая легитимация может быть эффективной в обществах с высокой вертикальной мобильностью, чтобы можно было рассматривать достижение высокого положения как результат индивидуальных усилий. В обществах с малоподвижной системой стратификации чаще всего легитимация осуществляется посредством сакрализации существующего порядка, конкретно существующего неравенства.

При этом возможны два типа религиозной легитимации социального неравенства: в одном случае, оно обосновывается как божественный порядок вещей, в другом – как нечто связанное с нарушением божественных установлений.

Представители обеспеченных слоев, пользующихся почестями и властью, обычно создают свою сословную легенду, основанную на якобы особом присущем им свойстве. Напротив, слои социально угнетенные, место которых в обществе оценивается негативно, основывают свое достоинство на вере в предназначенную им миссию добиться того, чтобы все изменилось. Верующие из низших слоев больше склонны к ориентации на потусторонний мир и вознаграждение в жизни иной. Они чаще испытывают страдания в своем соприкосновении с социальной системой и острее ощущают это как несправедливость, а потому они склонны рассматривать «этот» мир как область действия злых сил. Они нуждаются в утверждении некой глубокой справедливости или смысла, который в конечном счете возобладает, добро должно победить зло.

Социальная мобильность существует, в большем или меньшем объеме, во всех обществах на разных стадиях истории. В прошлом мобильность осуществлялась в небольшом объеме, т.е. движение вверх или вниз касалось лишь немногих, но в ходе развития расширяющиеся структуры возможностей общества, могут изменяться не только объемы, но и каналы социальной мобильности. Такой традиционный канал, как религиозные роли (должности), продолжает быть каналом мобильности, хотя и в несколько модернизированной форме.

 

Религия и семья

Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. В условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рамках этой первоначальной социальной структуры. [3]

Точка зрения, рассматривающая семью как сакральное образование, обычно подтверждается ссылками на то, что во многих обществах религиозные ритуалы совершались в рамках семьи и огонь домашнего очага считался священным. Довольно часто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаются религиозные ритуалы, но при этом следует помнить, что то, что мы называем семьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древних обществах.

В ходе развития и внутренней дифференциации общества его институциональные образования разделились на две сферы – частную и общественную области жизни. [1] Семья во многом утратила черты, общественной организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни.

Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно с этим связано то обстоятельство, что сегодня в первую очередь многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни.

В свою очередь, и деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей – ритуальное оформление, ее увеличения и уменьшения, бракосочетания, религиозное воспитание детей. Церковные деятели склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных формах.

Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей, среди прихожан сегодня в церкви большинство составляют женщины.

Но в общественном сознании произошло изменение в оценке значимости и необходимости ритуального сопровождения таких событий как рождение ребенка, бракосочетание и смерть. Сегодня достаточно значительному числу людей представляется возможным обойтись без церковного ритуала в этих случаях. Очень часто, ритуалы рассматриваются как желательные потому, что они имеют эстетические достоинства, или просто потому, что «так принято», т.е. они утратили прежний «жизненно-необходимый смысл».

Современная семья не является тем незыблемым фундаментом церковно-ритуалыной деятельности, каким она была в традиционном обществе. Часто без церковного ритуала считают возможным обойтись, и заменяя его тем или иным эквивалентом, не имеющим отношения к церкви и религии.

Учения о семье и браке, нормы семенных отношении, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают определенное влияние – как это показывают данные исследований – на поведение приверженцев соответствующих конфессий. В какой-то мере, церковь способна осуществлять в этом отношении функцию социального контроля.

 

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

 

Уже в прошлом веке было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении Новой историй, начиная с XV–XVI вв. выражают общую тенденцию уменьшения влияния религии в обществе и в жизни отдельного человека. Религия становится «менее нужной» им. Чтобы преодолеть это религия вынуждена идти на компромисс, приспосабливаться к изменившимся условиям, вносить коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации, методы деятельности. Для обозначения явлений такого рода применяются два понятия – секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии с обществом, уменьшение ее влияния) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением повернуть церковь «лицом к миру», идти в ногу со временем).

Секуляризация означает «обмирщение»: то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Понятие секуляризации сегодня означает ряд социальных изменений, знаменующих собой, освобождение из-под контроля духовенства как социальной группы, из-под контроля церкви как социального института (или моральной, силы.), т.е. освобождение от религиозного контроля в мирских делах. [1]

Практическое осуществление секуляризации в Европе началось с замены клириков мирянами в правительственных учреждениях, передача юридической власти, ранее принадлежавшей церкви, светским судам, а также секуляризация церковных земель и имущества

В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Ньютон, Бэкон, Гоббс, Локк). Принцип разделенния разума и веры, светского и духовного начал, и, следовательно, независимости начала светского, наглядно проявляется не только в политической научной мысли той эпохи, но и этике, которую начинают рассматривать как светскую науку.

Европейское Просвещение и в теории и на практике подрывало влияние религии, утверждая самостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви. [1]

Этот процесс, начавшийся в Европе, продолжается сегодня па мировой арене. В понятиях светского государства, светского общества выражается тот факт, что отношения между людьми в обществе перестают быть религиозно обусловленными. Религия и церковь утрачивают прежнее место и значение.

В современной социологии на чисто эмпирическом уровне секуляризация описывается как процесс, при котором подвергаются сомнение верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы, и институт религии утрачивает свое социальное влияние. [3]

Теории секуляризации

Одни полагают, что секуляризация представляет необратимый процесс, который неуклонно ведет к сокращению сферы действия религии, к прогрессирующему ее упадку и исчезновению. Другие утверждают, что секуляризация означает лишь видоизменение религии, что на смену изжившим себя формам религии приходят новые, но религия продолжает существовать. В секуляризации они видят нормальный, здоровый процесс, способный может быть даже усилить влияние религии в ее обновленных образцах.

Существуют три теории секуляризации, являющиеся наиболее обоснованными и имеющими ключевое значение.

а) секуляризация кик утрата "священного" и угроза социальному порядку и согласию. Так оценивает один из виднейших современных социологов П. Бергер секуляризацию. С его точки зрения этот процесс влечет за собой много важных последствий как для жизни отдельного человека, таки общества в целом.

б) Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой религия ослабевает, и будет продолжать ослабевать по мере развития науки и роста образованности общества, является сегодня господствующей.

Религия сильнее там, где человек меньше всего обладает научно-рациональной картиной мира. Все большее число людей осмысливает мир и свою собственную жизнь без помощи религии, и отсутствие религиозной веры значительно больше распространено среди образованных людей.

в) Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменения в ходе социальных перемен. Одна из принятых современным религиоведением интерпретаций заключается в том, что секуляризация означает изменение религии, но не обязательно ведет к уменьшению ее значения. Оно только иначе проявляется.

Согласно Т. Парсонсу, развитие общества идет по пути Дифференциации и религия утрачивает прежнее значение его "Священного образа", когда обоснованием светской власти служила ссылка на ее божественный источник; религия в результате секуляризации общества, утраты им сакрального характера, отделяется в одну из сфер социальной жизни и становится со временем во все большей степени частным делом. Религия в качестве социального института оказывает поэтому меньше прямого влияния на государство, правосудие, экономику, образование. Но это компенсируется путем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, теологии, религии становится более значимой. [1]

Современный человек живет сегодня в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи и под их влиянием, если не прямым как прежде, то косвенным, опосредованным. И сам он в какой-то мере, чаще всего не отдавая отчета себе в этом, неосознанно, направляет свои действия в соответствии с христианской этикой, ведет себя под влиянием религии, ставшей "невидимой религией".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: