Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Кроме того, в тренинге ставится важная проблема "границ" толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важной целью тренинга является формирование у студента способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Для решения поставленных целей используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь".

Общие рекомендации по проведению тренинга

Программа рассчитана на 11 занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 20 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать 15 человек.

Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы "толерантной" атрибутикой (продуктами творчества студентов) и позволяла бы студенту сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Ведущему также важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности студента. Особенно это касается групп, которые по окончании тренинга не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Два занятия отличаются по своей структуре от остальных. На первом занятии принимаются правила групповой работы (за соблюдением которых ведущему предстоит следить в течение всей работы группы), добавляется вводная часть (ознакомление с проблемой) и процедура знакомства участников тренинга. Восьмое занятие целиком посвящено проведению игры.

Заключение

В настоящее время в связи с нарастающими конфликтами между нациями или этносами особое значение уделяется проблем этнических особенностей, в частности большое внимание уделяется формированию этнических стереотипов.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что проблема этнических стереотипов многогранная, детерминированная и при всей кажущейся ее изученности остается открытой. 

Под этническим стереотипом в своей работе мы понимаем обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.

Поскольку этнические стереотипы часто затрудняют жизнь представителей различных этносов, мы считаем, что в современной психологии необходимо детально их изучить с целью выработки стратегии развития этнического равенства.    

В своей работе мы рассмотрели особенности этнических стереотипов современной молодежи.

Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали 4 метода исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. По мнению женщин, положительными качествами обладают русские и казахи (приветливость, честность и др). У татар и евреев отмечаются как положительные, так и отрицательные (хитрость, упрямство) черты характера. Чеченцы от остальных этносов отличаются грубостью.

2. По мнению юношей, русские и казахи практически ничем не отличаются от представителей других национальностей. Татары более дерзки. Евреи отличаются способностями и независимостью. Зато чеченцы имеют целый ряд негативных отличий (конфликтность, своеволие, дерзость, агрессивность, наглость).

3. Наблюдаются гендерные различия этнических стереотипов и в стилях поведения в конфликтах (между чеченцами (жесткий стиль) и русскими и евреями (демократический тип).

4. Этнические стереотипы касаются проблемы этноидентификации.

Таким образом, проведя данное исследование, модно сказать, что мы полностью подтвердили выдвинутую гипотезу:

1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия.

На основании полученных результатов исследования нами были разработаны рекомендации для специалистов, работающим с молодежными группами, в состав которых могут входить разные этносы.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в практическом применении данных рекомендаций, а также возможно разработать программу мероприятий, способных оказывать влияние на формирование этнических стереотипов современной молодежи.

 

Библиография

 

 

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Абдулкаримов,Г.Г. // Образование в соврем.шк. - 2002. - №4.-С.35-43

2. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //Вопросы психологии. -1986. - №1

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – 355с.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоцилогия. Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999. - 234 с.

5. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В.Бабаева. – Воронеж, 2000 – 232с.

6. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Уч.-метод. пос. для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 12 с.

7. Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности. – М., 1994. Кн. 2. С. 202-237.

8. Баронин А.С. Этническая психология: учеб. пособие. – Курск, 2000. – 266с.

9. Батурина О.С. Структура межличностной толерантности в представлениях студенческой молодежи / О.С. Батурина // Образование и саморазвитие. Казань: КГУ, 2008. - №4. - С. 138-143

10. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – 366с.

11. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986 – 334с.

12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996 – 216с.

13. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История "Первое сентября". -2002. №20. -С. 13

14. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире // Советская этнография № 2, 1982. — С. 3-15.

15. Булгаков С.Н. Размышления о национальности //С очинения в 2-х т. Том 2. – М., 1993. – 366с.

16. Бурыкин А. А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования: что именно наблюдатель принимает за этнопсихологические особенности учащихся? / ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология... С. 5–6.

17. Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки / Камч. гос. пед. ун-т. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. – 173 с.

18. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания – М. 2009 – 368с.

19. Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51

20. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

21. Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. – В кн.: Россия: трансформирующееся общество. – М.: КАНОН–пресс–Ц, 2001. – 266с.

22. Гумилев Л. Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998 – 216с.

23. Давыдов С.В. Динамика изменения этнических стереотипов русских и немцев за прошедшие полтора-два десятилетия. Вестник Нижегородского государственного университета. Серия: Социальные науки. Вып.5. Н.Новгород, Изд-во ННГУ, 2006, с.33-41.

24. Давыдов С.В., Шляхтин Г.С. Особенности этнических стереотипов у русских и немцев. Материалы IY съезда Российского психологического общества. Ростов-на Дону, 2007. Том 1, С. 315.

25. Дерябина С. В. К вопросу об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера / С. В. Дерябина, С. М. Коротких, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. мат-лов второй Всероссийской научно-практической конференции 21–22 ноября 2008. – М., 2008. С. 195–196.

26. Дробижева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. М., 1996 – 365с.

27. Емельянов Б. В. Толерантность как проблема русской философии: Докл. на Междунар. конф. молодых ученых и преподавателей "Толерантность в современной цивилизации". - Екатеринбург, 2001. - Отд. оттиск. - С. 2-3.

28. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. – М., 1982. – 377с.

29. Ешин М. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантности этносознания и преодоление злой этноисторической памяти / Ешин,М. // Мир психологии. - 2001. - №4.-С.127-134.

30. Забродин А.П. Терпимость-веление времени [Текст] / Забродин,А.П. // Спорт в шк. - 2002. - №7.-С.6-7.

31. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1976. - 146 с.

32. Иванов-Ростовцев А. Г., Колотило Л. Г. "Все мы сопричастны Вселенной…// Санкт-Петербургский университет. 1991. 2 октября.

33. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.

34. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дисЕ канд. пед. наук: 13. 00.01 [Текст] / П.Ф. Комогоров. Ц Курган, 2000 – 21с.

35. Комогоров П.Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена / Комогоров П.Ф. // Образование и наука. - 2000. - N1.-С.186-197.

36. Кон И. С. Диалектика развития наций. Ленинская теория наций и современный капитализм // Новый мир, 1970, № 3, с.133 — 149

37. Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений [24] // «Новый мир», 1966, № 9, с. 187—205

38. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой М.: Наука 1971, с. 122—158

39. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. -1987. - №6.

40. Кон И.С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. 1983. № 3.

41. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: ФОРУМ, 2004 – с. 92

42. Кригер Г. Н. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народом Сибири (на примере телеутского этноса): автореф. дис.... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 18 с.

43. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. – М.: СПб., 2000. – 511с.

44. Кушнир А. М. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Том 2. Отечественная история – М., 2007 – 400с.

45. Крысько В. Этническая психология: учеб. пособие. – М., 2005. – 544с.

46. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. – М., 1999. – 377с.

47. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М., 1993. – 277с.

48. Лекторский В.А. О толерантности,плюрализме и критицизме / Лекторский В.А. // Вопр.философии. - 1997. - N 11.-С.46-55

49. Леонтьев А.Н. Формирование личности // // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. —С. 150-160

50. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 68с.

51. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991. - 561с

52. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. – М.: СПб.: Питер, 2001. – 352с.

53. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. – М., СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512с.

54. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня: Учебно-методическое пособие – М., 2006 – 152с.

55. Мухина В.С.Идентификация и отчуждение в социальном развитии// Педагогические аспекты социальной психологии. Тезисы республиканской научно-теоретической конференции.- Минск, 1978, с. 35-48

56. Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / В. С. Мухина, С. М. Павлов // Развитие личности. – 2001. – № 3–4. – С. 55–75.

57. Накохова Р.Р. Социальная психология: учебный план и программа с методическими рекомендациями. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2006. – 41с.

58. Накохова Р.Р. Этническая идентичность и ее формирование // Материалы V научно- практической психологической сессии. Психологическое образование как система психотехник развития личности. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С.121-124

59. Нургалиева У.С. О влиянии этнических стереотипов и предубеждений на деятельность человека // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: сборник научных трудов. Вып. 3. Минск, 2002. – 310с.

60. Павленко В.Н. Использование техники репертуарных решеток для изучения этнического самосознания //Вестник харьковского университета. Вып.366. Харьков, 1992. – 277с.

61. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза: учеб. пособие. – Харьков, 1993. – 366с.

62. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: учеб. пособие. – М., 2005. – 233с.

63. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики: учеб. пособие. – М., 2004. – 364с.

64. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. – Санкт-Петербург, 1993. – 344с.

65. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история: учеб. пособие. – М., 1966. – 512с.

66. Поташник М. Лавина с гор, или на пути к толерантному сознанию / Поташник,М. // Нар.образование. - 2001. - №6.-С.45-49

67. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. - 112 с.

68. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2

69. Рябова Т.Б. Маскулинность в российском политическом дискурсе: история и современность // Женщина в российском обществе. - 2000. - №4.

70. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.

71. Соколова Э. Образование-путь к культуре мира и толерантности / Соколова,Э. // Нар.образование. - 2002. - №2.-С.111-118.

72. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: учеб. пособие. – М., 1998. – 266с.

73. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А, Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. - 198 с.

74. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства // Психология национальной нетерпимости. – Минск, 1998. – 423с.

75. Степанов П. Как воспитать толерантность? / Степанов,П. // Нар.образование. - 2001. - №9.-С.91-96;2002.-№1.-С.159-164.

76. Степанов В.В., Тишков В.А. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) // Этносоциология. 2005

77. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? / Степанов,П. // Нар.образование. - 2001. - №6.-С.152-156

78. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре – М., 2009 – 600с.

79. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Стефаненко Т.Г. – М., 2000. – 258с.

80. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности: учеб. пособие. – М., 1999. – 209с.

81. Таланов В. Образование и культура толерантности / Таланов,В. // Высш.образование в Рос. - 2001. - №3.-С.150-152

82. Тарасенко Е.А. Перспективы технологизации культурно-массовых мероприятий в формировании толерантного сознания студентов / Тарасенко,Е.А. // Пед.Зауарлье. - 2001. - №3.-С.48-49

83. Темницкий А.Л. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО(У). - М.: МГИМО(У)МИД России, 2005. - 195 с. С.33

84. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт энологии и антропологии РАН. 1997 – 127с.

85. Тишков В. А. Забыть о нации. (Пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии, 1998.

86. Толерантность: М-лы регион. Науч.-практ. Конф. Якутск: ЯНЦСО РАН, 1994, с. 40

87. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 368 с.

88. Хасан Б.И. Путь к гармонии: быть терпимым / Хасан Б.И. // Семья и шк. - 2001. - №1-2.-С.16-18

89. Харисова Л.А. Формирование толерантности на уроках истории в школах Татарстана / Харисова Л.А. // Препод.истории в шк. - 2000. - №2.-С.48-49

90. Хонигман Дж. Подходы // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – С. 80–103.

91. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – М.: СПб., 2000. – 306с.

92. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с., с. 41-63

93. Ша6урова. И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского этносов): автoреф. дис.... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 22 с.

94. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность //Прикладная психология. - 2000. -5. -С. 17

95. Шихирев П. Современная социальная психология: учеб. пособие. – М., 1999. – 472с.

96. Шляхтин Г.С., Давыдов С.В. Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев. Вестник Нижегородского государственного университета. Серия: Социальные науки. Вып.5. – Н.Новгород, Изд-во ННГУ, 2006, с.125 -138.

97. Шмелев А.Г., Похилъко В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: учеб. пособие. – М., 1988. – 310с.

98. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб Наука 1991- 137с.

 

Приложение 1

 

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: