Система внутреннего контроля

В обществе должна быть создана эффективная система внутреннего контроля.

1.1.1. Законодательством предусмотрена необходимость создания в обществе специального органа, ответственного за осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества - ревизионной комиссии (ревизора) общества. Для осуществления внешнего (независимого) контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества законодательство предусматривает привлечение аудиторской организации (аудитора).

Однако для обеспечения действительно эффективного контроля необходимо проведение ежедневного внутреннего контроля за порядком осуществления всех хозяйственных операций общества. Такая система внутреннего контроля позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым система внутреннего контроля позволяет уменьшать расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами.

В связи с этим в обществе рекомендуется создать контрольно-ревизионную службу - орган, ответственный за проведение ежедневного внутреннего контроля. Права и обязанности ревизионной службы, а также порядок ее работы определяются внутренними документами общества.

1.1.2. Внутренний контроль - это система процедур осуществления финансово-хозяйственной деятельности общества, которая может быть организована различными способами в зависимости от ситуации, сложившейся в каждом отдельном обществе. Система внутреннего контроля включает управление рисками как финансовыми, так и операционными.

Исполнительные органы не заинтересованы в установлении жесткого контроля за своей деятельностью, поэтому разработку процедур внутреннего контроля рекомендуется поручить независимой от исполнительных органов службе - контрольно-ревизионной службе общества.

1.1.3. Деятельность общества осуществляется на основе финансово-хозяйственного плана, ежегодно утверждаемого советом директоров общества (наблюдательным советом). Хозяйственные операции общества должны осуществляться в строгом соответствии с порядком, обеспечивающим точное выполнение плана и позволяющим в случае необходимости оперативно внести в него требуемые изменения.

В связи с этим совету директоров (наблюдательному совету) рекомендуется утвердить порядок совершения отдельных хозяйственных операций, в том числе не предусмотренных финансово-хозяйственным планом.

1.1.4. Ни одна система контроля не может полностью предотвратить события, ведущие к непредвиденным убыткам. Вместе с тем, создание эффективной системы внутреннего контроля - основной аспект успешной практики корпоративного управления, способный уменьшить вероятность непредвиденных убытков.

Для того чтобы процедуры внутреннего контроля и система управления рисками работали эффективно, необходимо анализировать "сбои" их применения в целях определения способов их совершенствования.

В связи с этим рекомендуется разграничить обязанности по применению и оценке эффективности системы внутреннего контроля. Применение системы внутреннего контроля должно входить в обязанности исполнительных органов.

Вместе с тем, обязанности по оценке эффективности и выработке предложений совершенствованию системы внутреннего контроля рекомендуется поручить ревизионной комиссии (ревизору) общества. В частности, ревизионной комиссии (ревизору) на основе регулярных отчетов контрольно-ревизионной службы общества о работе системы внутреннего контроля следует оценивать эффективность этой системы и подготавливать отчеты совету директоров общества (наблюдательному совету) о ходе применения системы и адекватности ее функционирования.

Контроль за совершением хозяйственных операций

Финансово-хозяйственные операции общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю.

2.1.1. Для обеспечения контроля за совершением каждой хозяйственной операции в соответствии с установленными процедурами, необходимо иметь информацию о ней. Поэтому обществу рекомендуется предусмотреть, чтобы в разумный срок после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в контрольно-ревизионную службу общества представлялись документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку совершения такой операции. Срок, в течение которого в контрольно-ревизионную службу должны представляться такие материалы и документы, а также ответственность должностных лиц и работников общества за их непредставление в этот срок устанавливаются соответствующими внутренними документами общества.

2.1.2. Контрольно-ревизионная служба проверяет представленные документы и материалы, в том числе наличие необходимых виз руководителей подразделений общества, если они требуются в соответствии с установленным порядком, а также наличие средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции, в финансово-хозяйственном плане общества.

В соответствии с законодательством ревизионная комиссия (ревизор) является единственным из органов общества, осуществляющих контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью, который в целях исполнения своих функций может требовать созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета) и общего собрания акционеров. Поэтому ей должна своевременно предоставляться информация о нарушениях, выявленных в финансово-хозяйственной деятельности общества. В этой связи в обществе рекомендуется установить порядок, обязывающий в кратчайшие сроки уведомлять ревизионную комиссию (ревизора) о выявленных контрольно-ревизионной службой нарушениях.

2.1.3. Одной из целей контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является определение причин и условий, способствовавших нарушению установленных в обществе правил и порядков, а также выявление лиц, совершивших данные нарушения.

Информации, предоставленной контрольно-ревизионной службой, может оказаться недостаточно для достижения данной цели. Поэтому ревизионной комиссии (ревизору) рекомендуется проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества или отдельных хозяйственных операций, которые позволят ей получить недостающую информацию. Проведение данной проверки может быть поручено контрольно-ревизионной службе общества.

2.1.4. Совет директоров (наблюдательный совет) общества как орган, утвердивший финансово-хозяйственный план и осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов общества, должен своевременно получать полную и достоверную информацию обо всех нарушениях финансово-хозяйственного плана и установленного порядка совершения операций. Поэтому ревизионной комиссии (ревизору) рекомендуется регулярно, не реже одного раза в месяц представлять для рассмотрения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) заключения о выявленных за соответствующий период деятельности общества нарушениях. В таких заключениях, подготовленных по результатам проведения проверок, следует указывать исчерпывающую информацию о выявленных нарушениях, в том числе о лицах, виновных в их совершении, а также о причинах и условиях, способствовавших их совершению. В заключениях ревизионной комиссии (ревизора) общества могут содержаться рекомендации о путях и способах предупреждения подобных нарушений в будущем.

2.2. Нестандартные операции требуют предварительного одобрения.

2.2.1. Финансово-хозяйственный план является основным документом для осуществления финансово-хозяйственной деятельности общества, поэтому предполагается, что все хозяйственные операции должны совершаться в соответствии с данным планом. Вместе с тем, в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость совершения операций, выходящих за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом общества (нестандартные операции).

В связи с этим в финансово-хозяйственном плане общества должно быть однозначно определено, какие операции могут быть совершены в рамках определенного направления деятельности общества и какие средства предусмотрены для тех или иных направлений деятельности общества. Соответственно все иные операции, а именно операции, которые не предусмотрены финансово-хозяйственным планом, будут являться нестандартными.

2.2.2. В отношении нестандартных операций, фактически нарушающих финансово-хозяйственный план, необходимо установить специальный порядок их совершения.

Так как операции, выходящие за рамки финансово-хозяйственного плана, нарушают основной документ финансово-хозяйственной деятельности общества, порядок их совершения должен быть более строгим по сравнению с порядком совершения операций, предусмотренных финансово-хозяйственным планом общества.

Прежде всего, необходимо определить, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить. Все аргументы должны быть оценены лицами, не имеющими заинтересованности в совершении данной нестандартной операции и не находящимися под влиянием исполнительных органов. В то же время эти лица должны иметь необходимую квалификацию для оценки целесообразности совершения данной операции. Такими лицами должны являться сотрудники контрольно-ревизионной службы общества. В связи с этим для совершения нестандартных операций необходимо предварительное одобрение их контрольно-ревизионной службой общества.

2.2.3. Контрольно-ревизионная служба, получившая для согласования определенной нестандартной операции документы и материалы, рассматривает их для составления мнения о целесообразности совершения данной операции. В случае необходимости контрольно-ревизионная служба может обратиться за дополнительными разъяснениями в исполнительные органы общества. Если после тщательного анализа документов и материалов контрольно-ревизионная служба придет к выводу о нецелесообразностисовершения нестандартной операции, она должна подготовить и предоставить исполнительномуоргану обоснованный отказ в согласовании данной нестандартной операции.

Вместе с тем, если исполнительный орган настаивает на совершении отдельной нестандартной операции, рекомендуетсяпредоставить ему возможность "обжаловать" решение контрольно-ревизионной службыи после получения отказа контрольно-ревизионной службы обратиться за согласованием данной операции в ревизионную комиссию (к ревизору) общества.

Ревизионная комиссия (ревизор), являясь органом общества, ответственным за осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, не связана с мнением контрольно-ревизионной службы. Она должна составить собственное мнение о целесообразности совершения такой операции. Для этого ревизионной комиссии (ревизору) рекомендуется провести проверку нестандартной операции и согласовать ее, либо дать обоснованное заключение нецелесообразности ее совершения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: