Фильмы комедийного жанра

К этому жанру относятся кинопроизведения, отличительной особенностью которых является изображение характеров и ситуаций, вызывающих смех зрителей. Комедия имеет много жанровых различий, характеризующихся эмоциональной окраской комизма (лирическая, сати­рическая) и степенью условности сюжета и образа (киноводевиль, эксцентрическая или фантастическая комедия). Первая комедия, сделанная Люмьером в 1895 году, - «Политый поливальщик» - представляла собой серию юмористических картинок. Эти первые «комические» (как называли в те времена фильмы этого жанра) создавались по образу комических номеров, исполнявшихся в цирке, варьете, кабаре и т. п.

Жанровой особенностью американской школы комедийного киноискусства являлись трюки, основанные на приемах абсурдного юмора. Знаменитые актеры американской кинокомедии - Б. Китон, Г. Ллойд, Ч. Чаплин - преуспевали в этом жанре. Французские «комические» фильмы строились главным образом на комизме движений: головоломные прыжки и паде­ния, потасовки, погони, преследования и т. п., в которых использовались трюковые эффекты ускоренной и замед­ленной съемки, съемка с заменой персонажа, обратная съемка, прием «стоп» и др. Демонстрировались эти ленты под быструю музыку с резкими переходами и бравурны­ми пассажами. Фильмы с участием французского комедий­ного актера М. Линдера являются высшим достижением комической школы немого кино. Актеры и акробаты, пришедшие из цирков и мюзик-холлов, принесли в кино свои выразительные средства, свои традиции. Источником комизма в первых «комиче­ских» лентах были эксцентрика и клоунада. Эта особенность жанра объясняется особыми условиями, в которых он возник, ведь ярмарочные, цирковые и балаганные актеры, выступая среди многолюдной толпы, не имея средств для усиления звука своего голоса, предпочитали искусство пантомимы. Жест и мимика, гримасы и прыжки - все это было доступно большим массам зрителей, собирав­шихся на открытых площадках ярмарок или в других местах во время народных празднеств. Голоса актеров в условиях таких массовых сборищ все равно не были бы слышны. Немое кино восприняло жанр пантомимы как более доступный и распространило его на первые «комические» ленты. В 30-е годы с приходом звука кино все больше стало показывать жизнь в формах самой жизни и искусство, пан­томимы утратило свою роль. В мировом кино только Ч. Чаплин продолжал оста­ваться ярым его приверженцем и защитником. В своих фильмах он категорически отказывался от использования звучащего слова. Музыку же считал настолько значи­тельным и важным звуковым компонентом, что не прибегал к использованию уже имеющейся, написанной кем-то му­зыки и никому не поручал ее сочинение. Обычно музы­ку к своим фильмам               Ч. Чаплин создавал сам. И уже в преклонном возрасте он вернулся к своим первым не­мым фильмам, чтобы вдохнуть в них новую, звучащую душу. В последние годы он работал над созданием музы­ки к фильму «Малыш» - одной из своих первых немых лент. В звуковом решении комедийного фильма возможно применение таких приемов, как звуковой шарж и гро­теск, звуковая метафора, изменение тембра и скорости речи отдельных героев комедии, что может дополнить или усилить специфику образов. Звуковые эффекты, звуковая эксцентрика, прямое и контрапунктическое использова­ние звука здесь могут очень убедительно подчеркнуть комедийность ситуации. Особенно успешно в комедийных фильмах использу­ется музыка. Советские комедии раннего периода - «Веселые ребя­та», «Волга-Волга», «Цирк» режиссера Г. Александрова; «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» И. Пырьева,  а также более поздние -  «Карнавальная ночь»,   «Старики-разбойники», «С легким паром», «Слу­жебный роман» Э. Рязанова;   «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Двенадцать стульев»       Л. Гайдая и др. - отличаются общественной ак­тивностью, оптимизмом, высокими нравственными идеа­лами. Комедийному жанру больше, чем какому - либо другому, присуща условность, предельная образность, гротеск, эксцентрика, сгущение красок. Во многих сценах действия героев могут быть переданы в форме пантомимы (вспомните знаменитые комедии Чаплина, а также первые отечественные ленты: «Праздник святого Йоргена» и др.). C уверенностью можно сказать, что хорошо продуманная пантомима, передающая комедийный сюжет в сопровождении веселой, хорошо подобранной музыки или комментария, может доставить удовольствие зрителям. Так, без особых трудностей и хлопот по изысканию сложного звукового решения авторы фильма могут достичь немалых успехов. К такой форме звукового решения особенно часто прибегают кинолюбители, обладающие хорошим чувством юмора, но не имеющие необходимой технической базы, которая позволила бы им снимать филь­мы, содержащие более сложные звуковые элементы. Итак, простейший случай звукового решения коме­дийного фильма - немая съемка с последующим озвучением, съемка под фонограмму. Все действия - репризы,  этюды, комические сценки - разыгрываются действующими лицами во время съемки без слов, с максимально выразительной мимикой. В процессе звукового решения музыкальных и особен­но комедийных фильмов уместно воспользоваться и та­ким приемом, как исполнение всевозможных песенок и куплетов не поющими, а лишь имитирующими пение ак­терами под готовые записи. Весьма удачно выполнено тонирование в сочетании с озвучением и съемкой под фонограмму в лирической ки­нокомедии «С легким паром, или Ирония судьбы» (режис­сер Э. Рязанов, композитор М. Таривердиев, звукоопера­тор Ю. Рабинович). Талантливую игру польской актрисы Барбары Брыльски, исполняющей главную роль, дополняет не менее талантливое тонирование всех речевых эпизодов актрисой В. Талызиной, а исполнение песен под гитару - певицей А. Пугачевой и гитаристом С. Никитиным. Последний не только аккомпанирует на гитаре, но и поет за исполните­ля главной мужской роли А. Мягкова. В исполнении С. Никитина звучат также песни за кадром. Заметим, что прием игры под заранее записанную фо­нограмму применялся в кино давно. Так снимались, на­пример, многие эпизоды в известной кинокомедии режис­сера Г. Александрова «Веселые ребята» (музыка И. Ду­наевского). В комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (режиссер Э. Климов) есть смешная сатири­ческая сценка с лагерным врачом, роль которого испол­няет артистка Л. Смирнова. Комизм и ирония усилива­ются здесь звуковым решением. Бездушное, формальное отношение врача к своей работе, ее безразличное и чинов­ничье выполнение предписаний хорошо подчеркиваются игрой актрисы, ее голосом и интонациями. Разоблачи­тельная интонация достигает своего апогея, когда в кадре широко раскрытый рот блюстительницы «медицинского порядка» вместо привычного начальственного гласа вдруг извергает густой и одновременно подчеркнуто резкий, особенно неприятный звук сирены «скорой помощи», ко­торая появляется в следующих кадрах. Эта режиссерская находка выполнена в виде необычного звукозрительного перехода и смещения звука относительно изображения. Сдвиг перехода звукового по отношению к переходу изо­бразительному - прием не новый, но почти всегда вызы­вающий различные реакции. В данном случае он вызы­вает комедийно-сатирический эффект.

В музыкальной комедии «Бриллиантовая рука» (ре­жиссер Л. Гайдай, композитор А. Зацепин) главную роль бухгалтера Семена Семеныча исполняет известный цир­ковой артист Юрий Никулин. Удивительно тонкое владе­ние искусством пантомимы привнесло в образы его кино­героев редкую индивидуальность, сделало его популяр­ным и любимым киноартистом. В фильме «Бриллианто­вая рука» ему в равной степени удаются лирические и трагикомические сцены, песня и музыкальная пантомима, шуточные и серьезные мизансцены. В фильме много интересных эпизодов, драматургия которых строится на контрастах и осуществляется свое­образными звукозрительными приемами. Так, например, интересно придуман звуковой переход от эпизода в гости­нице (в тот момент, когда жена Семена Семеныча с ужа­сом обнаруживает у него пистолет) к эпизоду в ресторане, который начинается «выстрелом» открываемой бутылки шампанского. Смонтированы эти эпизоды так, что возни­кает захватывающая трагикомическая ситуация. Дрожа­щая рука напуганной и растерянной женщины сжимает пистолет - создается определенное эмоциональное напря­жение и вдруг тишину взрывает звук выстрела. В пер­вый момент этот звук воспринимается как роковой выст­рел из пистолета, но зритель еще не успевает сообразить, что происходит, как сразу следует комедийная разряд­ка - в кадре только что «выстрелившая» пенящаяся бу­тылка шампанского, а вокруг веселая компания. Зрителю ясно, что ничего страшного не произошло. Напряжение эпизода создается точно найденным соот­ношением звукового и зрительного ряда. Прозвучи выст­рел немного раньше или немного позже - эффекта не по­лучилось бы. В этом фильме, насыщенном шутками, песнями, юмо­ром, есть целый ряд интересных звуковых и звукозрительных находок. Для успеха комедийного фильма важно, чтобы основ­ная, заложенная в сценарии комедийная ситуация и ее кинематографическое изложение нашли правильное во­площение в звукозрительной основе фильма. Для люби­тельского игрового фильма жанр пантомимы наиболее до­ступен и эффективен, звуковое решение должно в первую очередь опираться на хорошо написанный и хорошо пре­поднесенный закадровый текст. Это может быть текст от первого лица, иронически комментирующий происходя­щее на экране, диалог, текст от автора или от имени лю­бого действующего персонажа. Главное, чтобы текст не был излишне многословен, содержал юмор и, комменти­руя происходящее на экране, хорошо сочетался и акцен­тировал внимание на главных моментах в развитии сю­жета. При экранизации сказок часто применяют звуковой гротеск. Искусственно создаваемый при записи искажаю­щий эффект, которого добивается актер в определенной комедийной ситуации (с помощью чисто голосовых нюан­сов), может быть усилен специальными электроакустиче­скими условиями записи.

Так, в экранизации сказки о русском богатыре Илье Муромце (его играет Б. Андреев) голос артиста, отличаю­щийся богатым тембром, записан так, что широкое звучание низкого регистра и некоторая замедленность (очевид­но за счет скорости записи) создают ощущение богатырской мощи витязя, обогащая художественный образ новыми красками. В этом фильме-сказке нарочито выпукло звучат многие шумы: звуки мечей, шум кованых ворот, свист огненных струй Змея Горыныча и пр. Все это подчеркивает, усиливает сказочность обстановки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: