Теснота добровольного проживания (основная часть населения проживает на восточном побережье страны в гигантском мегаполисе) способствует формированию специфического взгляда на мир. Теснота проживания определила общую тенденцию к миниатюризации, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности.
Если характеризовать японскую культуру через зрительный код, то ее можно назвать близорукой, философское, абстрактное мышление – дело не японцев.
Японское культурное пространство не имеет тенденций к расширению. Отсюда, имея прекрасных полководцев и дисциплинированных и мужественных солдат, Япония не смогла расширить свою территорию. Легкость, с которой японцы овладели цивилизованными достижениями Запада, объясняется тем, что шкала измерений у них с удивительно малой ценой деления.
Точный глазомер, умение оперировать в малом пространстве, приводит его в высокоупорядоченное состояние способствовали скорому усвоению высоких технологий.
Основой японского менталитета всегда оставался синтоизм. Обладая высоким средним уровнем образованности, развитой индивидуальной рефлексией японцы известны своими коллективными формами поведения. Речь идет о свободном и осознанном выборе японцев в отказе от индивидуальной свободы ради общественных целей и интересов.
|
|
Синто (буквально «путь богов») – религиозная система, сформировавшаяся в 8 веке. Суть, во-первых, развитый культ предков, во-вторых, природных божеств.
При изучении японского искусства нужно иметь в виду, что с самого начала проникновения буддизма в Японию ввозились в готовом виде образцы буддийской иконографии.
Мастера не изображали обнаженного тела, человеческая красота мыслилась в плане пассивного созерцательного и возвышенного спокойствия, женственности и утонченности. Отсюда удлиненные пропорции, легкие и плавные линии тела, спокойные позы. Авторства древних полотен установить трудно, т.к. живописцы разделялись на мастеров грунтовки, мастеров эскизов, и раскрашивающих контур. Дальневосточной живописи не известна техника масляная, она выполнена или монохромной тушью или сочетанием черной туши и темперы (чистой либо с добавление восковой краски, или туши с водяными красками).
В китайской живописи главную роль играет линия, контур, полное отсутствие светотени. Из Китая были заимствованы не только техника, но и сам типаж, сюжет, композиция.
Зарождение японского театра относится к 7 – 8 вв. Уходя корнями в глубокую древность, театр к началу ХХІ в. сохраняет древние традиции (самое древнее представление кагура – миф о богине Амэ-но Удзуме; Гигаку - танцевальная драма, заимствованная из Индии, исполнялась как ритуальный танец перед Буддой). В VІ в. танцевальная драма появляется в Японии одновременно с театральными масками. Ныне в Японии коллекция древних театральных масок не имеет равных в мире.
|
|
Существовала и другая форма театрального представления – бугаку (буквально «и танец и музыка»).
Японские музыковеды считают, что музыкальный лад древних японцев родственен музыкальному ладу айнов, тунгусов и других народностей. Дальний Восток и сегодня, несмотря на экономические реалии начала ХХІ в., национальная японская культура обладает мощными механизмами самосохранения.
Список литературы
1. Древние цивилизации./ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина – М., 2009.
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 2002.
3. Меллприт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 2002.
4. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.
5. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь, 2009.
6. Павленко Ю.П. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма. – М., 1993.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002.
8. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. – М., 2001.