Интерес к японской цивилизации был всегда высок. Сама же Япония на протяжении всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию цивилизованного мира, и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Потоки информации с континента в Японию из Японии во внешний мир до самого последнего времени не были сопоставимы: Япония всегда выступала как реципиент, а не как донор. Внешний мир тоже воспринимал Японию как периферию
Дважды страна сталкивалась с угрозой иноземного вторжения (ХІІІ в – монголы, ХІХ в. – Запад). На протяжении всей своей истории Япония широко использовала достижение континентальной цивилизации. Но во многом – эта страна особенная. Исторический изоляционизм привел к консервации особенности местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой особенности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.
Остановимся на периодизации Японии:
1. Палеолит (40,000 – 13,000 лет назад). Антропологический состав населения неясен.
2. Неолит – дзёмон (13,000 тысяч до н.э. – ІІІ в. до н.э.) основная часть населения концентрируется на сев. вост. ч. Хонсю.
3. Бронзово-железный век – яёй (ІІІ в. до н.э. – ІІІ в. н.э.) – назван по типу керамики. Идет миграция с материка (через корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших опыт рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Смешивание с местным населением привело к появлению протояпонцев.
4. Курганный период – кофун (ІІІ в – ІV в) – идет становление протояпонского государства – Ямато.
5. Период Асука (552 – 646 гг.). Назван по местонахождению резиденции царей. Характерен появлением буддизма, становлением государственности.
6. Ранняя Нара (646 – 710 гг.) – период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновной структуры, теории и практики управления.
7. Нара (710 – 794 гг.) – период определен по названию первой постоянной столицы Японии. Появились первые письменные памятники. Обостряется борьба между служилой знатью (выходцы из Китая и Кореи) и племенной аристократией, что ослабило буддизм и укрепило синтоизм.
8. Период Хэйан (794 – 1185 гг.) – резиденция императора до 1858г. В этот период утеряна госмонополия на землю, образуется частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей.
9. Период Камакуры (1185 – 1333 гг.) – назван по ставке военного правителя (Сегун). Самураи установили свое социальное государство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. В ХІІІ в. две неудачные попытки вторжения в Японию монголов, что стало мощным толчком к самосознанию японского этноса. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространен по всей стране.
10. Период Муромати (1392 – 1568). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.
11. Период Эдо (1603-1867 гг.) – основатель сегуната Токугава Изясу – вывел Японию из гражданской войны, объединил страну, изгнал европейцев с их христианством, перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост городов, экономики, населения для которого официальной религией стало неоконфуцианство.
12. Период Мейдзи (1868 – 1911 гг.) – «Светлое правление». Япония под давлением Запада проводит широкомасштабные реформы под идеей возвращения к правопорядку древности. Бурное промышленное развитие при сохранении национальной аутентичности сопровождается военной экспансией в Китае и Кореи.
Современная Япония – страна образованная тысячами островов, самые крупные 4 – Хонсю, Кусю, Сикоку, Хоккайдо. А. Тойнби отмечал, что для любой нации было бы ошибкой пытаться создать «национальную культуру абсолютно свободную от какого – либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они совершенно особые люди, отделенные от всего мира. Они взросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой оказалась Япония с ХVII в. – периода Токугавы, когда под страхом смертной казни были запрещены все поездки за рубеж. Затворницей Япония пробыла более 2-х веков, до 1853 г., когда командор Мэтью Пери подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев.
Япония открыла двери миру, однако всегда поддерживает свою однородность – культуры, национальность, духовную. Даже сегодня в национальном плане Япония остается одной из наиболее «чистых» стран.
Непрерывно приспосабливаться к изменяющимся условиям мирового рынка, находится в состоянии нововведенческого конвейера – удивительная способность японцев.
Другое важное качество японцев – их целеустремленность. Успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи. Отношения внутри фирм, между государством и частным сектором, просто между людьми является менее конфликтными. В Японии всего 12 тыс. юристов, т.е. один юрист обслуживает в 25 раз больше жителей, чем его коллега в США.
Среди деловых людей большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают контракт как основу для налаживания отношений, они больше озадачены выработкой согласия, они считают, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать.
Часть философии, часть образа жизни японцев – качество и эффективность. «Качество – это состояние сознания, производительность – способ добродетельного поведения. Эти философские воззрения нашли прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управление – создания Японского центра производительности (ЯЦП) и премии за качество им. Демпинга.
По решению парламента, в марте 1955 г. Был создан центр, правительство США предоставило ему техническую помощь на сумму 6,4 млн. дол. Свою деятельность ЯЦП начал с подготовки специалистов за рубежом. Взрывной рост производства в Японии, начавшийся с 1950 г., не имеет себе равных в истории. До 50-х г. Марка «Сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество и в Японии начали реализацию национальной программы повышения качества. Профессор Эдвард Деминг из США, прочел серию лекций по проблемам повышения качества группе из 340 японских инженеров, руководителей заводов, а высшее руководство 50 ведущих фирм было приглашено на специальную сессию.
Деминг сообщил, что 2 года потребуется, чтобы идеи качества, точности были восприняты японцами, еще 5 лет – чтобы идеи воплотились в жизнь. А чтобы разрушить плохую репутацию японских товаров, времени пройдет значительно больше.
Сегодня Япония – признанный лидер качества. Японские фирмы, чтобы выдержать жесткую конкуренцию, передислоцировали производственные мощности в др. страны.
Новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Ю. Корея, Тайвань, Сингапур) стали серьезными конкурентами Японии. Японцы своевременно перестраиваются. Бассейн Тихого океана постепенно отбирает у Запада роль локомотива мировой экономики. Этот процесс может завершиться к 2010 г. Западная Европа находится на пороге очередного спада из «семерки» наиболее развитых индустриальных держав только США имеют удовлетворительные темпы экономического роста.
цивилизация китайский японский даосизм