Психические процессы | Данные школьного психолога на момент поступления в школу | Данные экспериментального исследования | ||||
Оптимальный | Средний | Низкий | Оптимальный | Средний | Низкий | |
Внимание | 14,4% | 35,6% | 50% | 28,6% | 50% | 21,4% |
Память | 28,6% | 42,9% | 28,5% | 57,1% | 28,6% | 14,3% |
Мышление | - | - | 100% | 28,6% | 42,9% | 28,6% |
Восприятие | 35,7% | 42,9% | 21,4% | 42,9% | 35,7% | 14,2% |
Мотивация к учебной деятельности | - | 7,1% | 92,9% | 42,9% | 42,9% | 14,2% |
Из таблицы 6 видно, что прослеживается положительная динамика психического развития испытуемых с начала поступления в учебное учреждения на момент проведения эксперимента.
Увеличивается оптимальный уровень развития восприятия на 7,1%.
Оптимальный уровень развития внимания увеличивается на 14,4%. Оптимальный уровень развития памяти увеличивается на 28,5%.
Оптимальный уровень развития мышления увеличивается на 28,6%. Оптимальный уровень развития мотивации к учебной деятельности увеличивается на 42,9%.
Можно предположить, что одним из факторов улучшение динамики психического развития является психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения.
|
|
Целью работа психолога на этот период является: создание оптимальных условий для социальной адаптации учащихся через формирование психологической базы основных видов деятельности и коммуникативных моделей поведения. Задачи на этот период ставятся такие, как:
· Пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважение, взаимодоверия
· Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
· Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей
Осуществляется проведение различных игр, развивающих упражнений, беседы на темы: знакомство, установление норм и правил в группе, любознательность, навыки учения, что значит быть школьником, мой класс, как не быть неряхой, правила поведения в школе, что такое дружба.
Работа учителя сводится к тому, что проводится обучение детей, основанное на программном материале. При работе учитель решает образовательные, коррекционные, воспитательные задачи.
Так же воспитатель играет не малую роль в школьной жизни ребенка. Воспитатель занимается внедрением новых здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, направленных на реабилитацию младшего школьника с нарушениями зрения. Воспитатель использует такие формы работы, как игра, состязание, творческий труд, художественное творчество: все это позволяет ребенку осознавать самого себя. Так же в работе воспитателя имеется система воспитательной работы, которая имеет свои направления: гражданско-патриотическое, формирование социально – нормативного поведения, спортивно – оздоровительная работа, художественно – эстетическая работа, работа с родителями.
|
|
Также воспитатель проводит инструктаж по правилам поведения, по правилам поведения во время самоподготовки, по правилам поведения во время трудовой деятельности, по правилам поведения в быту, по правилам противопожарной безопасности, по правилам поведения во время прогулки, по правилам дорожного движения.
После проведения комплексного исследования мы подошли к обоснованию поставленной гипотезы, которая заключается в том, что адаптационные возможности умственно отсталых учащихся к школьному обучению определяются спецификой психического развития и наличием этапа подготовительной работы в дошкольный период.
Взаимосвязь дошкольной подготовки и адаптационных возможностей.
При обследовании детей хорошо просматривается взаимосвязь дошкольной подготовки и адаптационных возможностей испытуемых. Можно заметить, что от наличия или отсутствия дошкольной подготовки и ее качества зависит психическое развитие ребенка, его готовность к социальной позиции школьника, а исходя из выше доказанного положения, уровень психического развития влияет на развитие адаптационных возможностей испытуемых. Следовательно можно сделать вывод, что от наличия или отсутствия дошкольной подготовки и ее качества зависят адаптационные возможности испытуемых. Также одним из звеньев этой схемы является диагноз. Дополнительно в процессе экспериментального исследования мы выяснили, что на школьную адаптацию влияет психоневрологический диагноз, наличие сочетанных дефектов, возраст ребенка, социальный статус семьи: все это откладывает немалый отпечаток на школьной жизни ребенка. Чем старше ребенок, тем он лучше приспосабливается к новым условиям, чем легче диагноз, тем меньше трудностей приходится ребенку преодолевать, попадая в школьную среду. Если семья благополучная, ребенок может правильно оценивать взаимоотношения с окружающими, адекватно вести себя в социальной среде.
Таким образом, поставленная гипотеза является доказанной, а именно главными показателями определяющими адаптацию ребенка к школе, является наличие дошкольной подготовки и уровня психического развития.