Рекомендации психологу по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе

Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.

Подготовительный этапвключает в себя следующие задачи.

1. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

2. Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.

3. Подготовка необходимой документации.

4. Составление графика работы.

Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязатель­но должен объяснить цели психологического сопровождения ре­бенка.

Во время ориентировочного этапа

1. устанавливается контакт с родителями и родственниками ре­бенка;

2. устанавливается контакт с группой, которую посещает ребе­нок, а если это школа или детский сад, то с классным руко­водителем или воспитателями;

3. происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

4. совместно обсуждаются с педагогами и другими специалиста­ми особенности психического развития ребенка.

На этапе планированияпроисходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.

Этап реализации индивидуальной программы включает в се­бя следующие задачи.

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педаго­гам в создании условий, необходимых ребенку с нарушени­ем в развитии дли полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с уче­том его психических и физических возможностей.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного про­цесса.

3. Просвещение и консультирование педагогов, педагогов-дефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.

На заключительном этаперазбирается, насколько эффектив­но проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей дея­тельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обу­чения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).

В школе должна складываться своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Созданная система работы должна быть направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе [3].

 

 

Выводы по главе II:

Для экспериментального доказательства поставленной нами гипотезы использовались разные методы исследования и показали следующие результаты:

1. в результате проведения беседы мы выяснили, что наибольшее число членов экспериментальной группы составляют мальчики и девочки в возрасте 8 лет 57,1%, дети в возрасте 7 лет составляют 35,7%, остальные 7,1% составляют дети в возрасте 10 лет от общей массы. Опекаемых детей в классах нет; 28,6 % дети инвалиды; 21,4% дети, которых воспитывает один родитель; многодетные семьи составляют 7,1% от общей массы класса; дети у которых родители работающие составляют 92,9%; семьи, где родители безработные составляют 7,1%. Семьи благополучные, родители имеют высшее или среднее специальное образование. 21,4%  детей имеют оптимальный уровень усвоения материала, средний уровень усвоения материала имеют 50% детей. Исходя из того, что часть детей имеет комбинированный дефект (нарушение зрения сочетается с ЗПР или УО), довольно большой процент детей имеют низкий уровень усвоениязнаний - 28,6%. Мы выяснили, что большинство детей, 71,4% посещали ДОУ, у 14,3% испытуемых подготовка проводилась дома, лишь 14,2% исследуемых детей поступили в школу без подготовки.

 

2. в результате проведения экспериментального наблюдения мы выявили, что у всех детей очень большая потребность в движение, у всех детей присутствует гипервозбудимость. Есть очень тихие, скрытные дети, некоторые из них однако охотно идут на контакт с учителем, выплняют различные поручения. Явного лидера в детском коллективе нет, ребята разбиты на небольшие группы, хотя между группами тоже идет общение.

 

3. по данным проведенных диагностических методик мы можем сделать вывод, что уровень слухоречевой памяти у 57,1% на оптимальном уровне, средний уровень показало 28,6% испытуемых, низкий уровень показало 14,3%. Оптимальный уровень сформированности школьной мотивации у 42,9%, средний уровень у 42,9%, низкий уровень у 14,2%. Оптимальный уровень развития восприятия и устной речи при обследовании показало 42,9%, средний уровень проявило 35,7%, низкий уровень развития показало 14,2%. Оптимальный уровень развития мышления показало 28,6% испытуемых, средний уровень показало 42,9%, низкий уровень показало 28,6%. Оптимальный уровень развития свойств внимания показало 28,6%, средний уровень показало 50% испытуемых, 21,4% низкий уровень развития.

4. так же мы выявили положительную динамику психического развития испытуемых и доказали на основе полученных данных выдвинутую гипотезу, что адаптационные возможности учащихся с нарушениями зрения к школьному обучению определяются спецификой психического развития и наличие этапа подготовительной работы в дошкольный период. И определили практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста.

 

 

Заключение

Таким образом с помощью теоретического и практического исследования мы доказали, что на адаптацию умственно отсталых младших школьников влияют: уровень психического развития и наличие дошкольной подготовки.

Так же мы выяснили, что основная цель коррекционно-воспитательной ра­боты с детьми с нарушениями зрения заключа­ется в определении и реализации потенциальных воз­можностей детей для наиболее полной их социальной адаптации, а также в развитии у них жизненно необ­ходимых умений и навыков для дальнейшего приспо­собления к жизни.

Благодаря полученным данным нашего эксперимента и данным психолога выявили положительную динамику психического развития испытуемых с начала поступления в школу на момент проведения эксперимента. Также мы предположили, что одной из причин положительной динамики является специальные созданные условия психолого-педагогического сопровождения, которые соответствуют учебно-воспитательному плану обучения.

Выяснилось, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, формирование адаптации младших школьников с нарушениями зрения сталкивается со многими проблемами: это сочетанные с нарушениями зрения дефекты, неблагополучные семьи у испытуемых, возрастные особенности, но главными проблемами в адаптации младших школьников с нарушениями зрения являются уровень психического развития и наличия дошкольной подготовки. Таким образом, поставленная гипотеза является доказанной.

Список литературы

 

1. Адаптация детей с ограниченными возможностями.//Ред. Безух С.М., Лебедева С.С., Завражин С.А., Фортова Л.К., - М., 2005 г.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 г.

3. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. – М., 1996 г.

4. Бюрклен К. Психология слепых, М., 1934 г.

5. Венгер Л, А., Мухина В. С. Психологическая готовность к обучению в школе., М., 1976 г.

6. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология - №3. – С.39-47. – 2005 г.

7. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (психологические и методические аспекты реабилитации), Л., 1982 г.

8. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой. М., 1967 г.

9. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности - В кн.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л. С. Выготского. М., 1924 г.

10. Давыдова В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977 г.

11. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения // Дефектология - №1. – С.14. – 2002 г.

12. Завражин С. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005г.

13. Зотов А. И. Актуальные вопросы исследования возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, Л., 1968 г.

14. Крогиус А. А.. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики, Саратов, 1956 г.

15. Круглова Т. Л. Роль целенаправленного наблюдения в развитии словесной творческой деятельности слабовидящих школьников первого года обучения, М., 1985 г.

16. Литвак А. Г., Сорокин В. М., ГоловинаТ. П. Практикум по тифлопсихологии, М., 1992 г.

17. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих, Л., 1972 г.

18. Лобанова Т.Г. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе, М., 1982 г.

19. Мамайчук И.И., Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Спб, 2006 г.

20. Мастюкова Е.Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1999 г.

21. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. - М., 1998 г.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. – М., 1994.

23. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995 г.

24. Овчарова Р.В. Практическая психология в тестах в начальной школе. – М.,1996 г.

25. Психологическое и социальное сопровождение больных детей с и детей инвалидов. – Спб, 2006 г.

26. Психология слепых / под ред.В.А. Гандера, М., 1954 г.

27. Психолого-педагогические основы коррекционной работы.– М., 1996 г.

28. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М., 1999 г.

29. Рудакова Л. В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушениями зрения, М., 1986 г.

30. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе / НИИ педагогики УССР - К., 1984 г.

31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценка психического развития ребенка.-СПб.,2005 г.

32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». – М.: Айрис-пресс, 2005 г.

33. Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения, М., 1999 г.

34. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1996 г.

35. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997 г.

36. Щербина А. М. Слепой музыкант Короленко, М., 1936 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: