Стратегические и тактические возможности ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис»

Наименование комбинаций квадрантов SWOT-матрицы Номера позиций в квадрантах комбинаций Стратегические и тактические возможности

Поле С и В

С1+С2+С3+С4+С5+С6+В3+В5+В7 1. Рост объёма поставок 2. Увеличение доли рынка
С11+С12+В10 1. Снижение зависимости от поставщиков 2. Расширение номенклатуры продукции
С11+С12+В6+В11 1. Рост объёмов производства 2. Более эффективное использование производственных мощностей

Поле Сл и В

Сл6+Сл7+В1+В2+В3+В4 1.Стабилизация финансового положения предприятия 2. Обеспечение притока денежных средств
Сл2+В3+В7 Увеличение валовой прибыли
Сл1+Сл3+Сл4+Сл12+В9 1. Создание отдела маркетинга на ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис», способной адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды 2. Сокращение уровня текучести кадров и привлечение квалифицированных специалистов.
Сл8+Сл11+В11 1. Повышение эффективности использования ресурсов 2. Обновление оборудования  
Поле С и У С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7+С8+С9+У1+У2+У3+У4+У5+У6+У7 Сохранение занимаемых позиций и уровня конкурентоспособности

Поле Сл и У

Сл1+Сл2+Сл3+Сл10+У2+У3+У4 Интенсификация маркетинговых усилий
Сл7+Сл8+У9+У10+У12 Повышение эффективности производственной деятельности

 

Именно данные комбинации компания должна использовать при разработке стратегии дальнейшего развития компании.

 

 

Разработка стратегии ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис»

Этапы разработки стратегии:

1. Определяется количество бизнесов или продуктов, по которым будут разрабатываться стратегии.

2. Проводится анализ портфеля бизнесов или продуктов с помощью матриц БКГ и МакКинзи с учетом их жизненного цикла и целевого рынка (глобальный, национальный, региональный, местный)

3. Для каждого бизнеса/продукта формулируются стратегические альтернативы

4. Для каждого бизнеса/продукта формулируется эталонная стратегия, соответствующая ранее выбранной стратегической альтернативе

5. Для каждого бизнеса/продукта формулируется конкурентная (маркетинговая) стратегия

 

Количество бизнесов, по которым будут разрабатываться стратегии

Несмотря на то, что ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» предлагает широкий спектр услуг на рынке запчастей для подвижного состава и дизелей, в его деятельности можно выделить два основных бизнес-направления: комплексная поставка запчастей для подвижного состава и дизелей (запчасти как собственного производства, так и других предприятий, официальным дилером которых является ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис»), а также ремонт подвижного состава и дизелей.

Анализ хозяйственного и продуктового портфелей.

Оценка степени привлекательности различных направлений бизнеса организации обычно осуществляется по двум направлениям: привлекательность рынка или отрасли, к которой принадлежит данное направление бизнеса, и сила позиции данного направления на данном рынке или в данной отрасли. Первый метод анализа основан на применении матрицы “скорость роста рынка – рыночная доля” (матрица БКГ), второй – на решетке планирования направления бизнеса (матрица GE, или Мак-Кинзи).

Матрица БКГ

В основу данной матрицы положены допущения: чем больше скорость роста рынка, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе.

Для построения матрицы рассмотрим таблицу:

 

Таблица 35

Продукты и услуги

Объем продаж в млн. руб.

Темпы роста

%

Доля рынка относи-

тельно главного конкурента

ЗАО ЛДС ООО Вагонокомплект ООО Станкомаш ЗАО Промтранс ООО Селлер ЗАО Промстройпуть
1. Комплексные для ж / д техники 8,4 6,25 5,4 6,38 5,8 6,5 17 1,3
2. Ремонт тепловозов и дизелей 0,4 0,3 0,28 0,31 0,14 0,34 17,8 1,17

 

ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» на рынке уже 10 лет. За годы своего существования на рынке, компания стала лидером в своей отрасли, сотрудничая с многочисленными партнёрами как внутри России, так и в ближнем и дальнем зарубежье, хотя всё же российский рынок является основным для компании.

Комплексные поставки

В настоящий момент в рассматриваемой отрасли в нашей стране не существует предприятий, которые бы могли сравнится с ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» по масштабам и охвату деятельности. На долю компании приходится около 50% рынка запчастей к подвижному составу и дизелям, существенна доля и на рынке оказания ремонтных услуг, а также обслуживания судовых дизелей.

Таким образом, по отношению к главным конкурентам доля рынка ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» составляет 1,3, т.е. в матрице компания будет занимать крайнее левое положение.

Темп роста объёма продаж в среднем по отрасли составляет около 15%



Рост рынка

      10%

                  0

             100%                                             50%              Доля рынка по отношению к

                                                                                                    главному конкуренту

                      Рост рынка


                                     10%

                                       0

                                          100%                     50%           Доля рынка по отношению к

                                                                                                      главному конкуренту

 

Таким образом, по бизнесу комплексные поставки ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает позицию «звезда».

В связи с этим, у компании существуют следующие альтернативные пути выбора соответствующей стратегии:

- принять оборонную стратегию – защитить имеющуюся долю рынка;

- произвести повторные инвестиции доходов в виде модернизации услуги по осуществлению комплексных поставок;

- завоевать большую долю новых потребителей.

В настоящий момент компания находится на подъёме. Лидирующее положение на рынке, широкая сеть поставщиков и потребителей, возможность осуществлять комплексные поставки запчастей для железнодорожной техники и дизелей, потребность в которых увеличивается, а также довольно благоприятная внешняя обстановка способствуют тому, чтобы компания выбрала стратегию наступления, направленную на увеличение объёма поставок и расширение рыночной доли ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис», что потребует дополнительных инвестиций. Кроме того, не следует забывать о необходимости проведения мероприятий по сохранению лидирующего положения на рынке РФ.

Ремонт подвижного состава и дизелей

ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» является генеральным подрядчиком Унечского локомотивного депо, на базе которого и осуществляет свою деятельность по ремонту подвижного состава. По данному бизнесу ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает около 5% рынка. Если данное направление бизнеса рассматривать обособленно, то предприятие занимает довольно низкую позицию.

Однако при определении конкурентов внимание стоит уделять компаниям, так же как и ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» специализирующимся на предоставлении комплекса услуг для подвижного состава, включая и ремонт. Среди таких предприятий ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» - лидер. Компанией накоплен уникальный опыт в проведении всех видов ремонта тепловозов, а также ремонта дизелей.

Ремонт – это одно из многочисленных направлений деятельности компании по предоставлению широкого спектра услуг. Поэтому рассмотрение данного бизнеса следует осуществлять только в купе со всеми остальными направлениями.

По отношению к главным конкурентам доля ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» составляет 1,17. Темп роста объёма продаж в среднем по отрасли составляет 11%.

То есть по данному направлению ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает позицию «звезда».

В отношении этого бизнеса предприятию рекомендуется принять оборонную стратегию – защитить имеющееся положение на рынке путём модернизации услуги по осуществлению ремонта (повышение качества услуг, сокращение сроков работ, увеличение гарантийных сроков).

 

                       Рост рынка


                                     10%

                                         0

                                        100%                      50%            Доля рынка по отношению к

                                                                                                      главному конкуренту

 

Несмотря на то, что оба основных бизнеса компании находятся в позиции звёзд, условия внешней и внутренней среды подсказывают, что со временем произойдёт их логичное перемещение в позицию «дойных коров». Поэтому предприятию уже сейчас стоит искать пути удержания существующих бизнесов как «звёзд», а также заняться поиском новых перспективных направлений хозяйствования.

В качестве подобных перспектив можно рассматривать разработку и внедрение в производство новой продукции как для машиностроительного комплекса, так и для населения, развитие производства и обслуживания электровозов, матрис и вагонов, открытие новых специализаций деятельности «Локомотив-Дизель-Сервиса» в области судостроения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: