Наименование комбинаций квадрантов SWOT-матрицы | Номера позиций в квадрантах комбинаций | Стратегические и тактические возможности | ||
Поле С и В | С1+С2+С3+С4+С5+С6+В3+В5+В7 | 1. Рост объёма поставок 2. Увеличение доли рынка | ||
С11+С12+В10 | 1. Снижение зависимости от поставщиков 2. Расширение номенклатуры продукции | |||
С11+С12+В6+В11 | 1. Рост объёмов производства 2. Более эффективное использование производственных мощностей | |||
Поле Сл и В | Сл6+Сл7+В1+В2+В3+В4 | 1.Стабилизация финансового положения предприятия 2. Обеспечение притока денежных средств | ||
Сл2+В3+В7 | Увеличение валовой прибыли | |||
Сл1+Сл3+Сл4+Сл12+В9 | 1. Создание отдела маркетинга на ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис», способной адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды 2. Сокращение уровня текучести кадров и привлечение квалифицированных специалистов. | |||
Сл8+Сл11+В11 | 1. Повышение эффективности использования ресурсов 2. Обновление оборудования | |||
Поле С и У | С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7+С8+С9+У1+У2+У3+У4+У5+У6+У7 | Сохранение занимаемых позиций и уровня конкурентоспособности | ||
Поле Сл и У
| Сл1+Сл2+Сл3+Сл10+У2+У3+У4 | Интенсификация маркетинговых усилий | ||
Сл7+Сл8+У9+У10+У12 | Повышение эффективности производственной деятельности |
Именно данные комбинации компания должна использовать при разработке стратегии дальнейшего развития компании.
Разработка стратегии ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис»
Этапы разработки стратегии:
1. Определяется количество бизнесов или продуктов, по которым будут разрабатываться стратегии.
2. Проводится анализ портфеля бизнесов или продуктов с помощью матриц БКГ и МакКинзи с учетом их жизненного цикла и целевого рынка (глобальный, национальный, региональный, местный)
3. Для каждого бизнеса/продукта формулируются стратегические альтернативы
4. Для каждого бизнеса/продукта формулируется эталонная стратегия, соответствующая ранее выбранной стратегической альтернативе
5. Для каждого бизнеса/продукта формулируется конкурентная (маркетинговая) стратегия
Количество бизнесов, по которым будут разрабатываться стратегии
Несмотря на то, что ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» предлагает широкий спектр услуг на рынке запчастей для подвижного состава и дизелей, в его деятельности можно выделить два основных бизнес-направления: комплексная поставка запчастей для подвижного состава и дизелей (запчасти как собственного производства, так и других предприятий, официальным дилером которых является ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис»), а также ремонт подвижного состава и дизелей.
Анализ хозяйственного и продуктового портфелей.
Оценка степени привлекательности различных направлений бизнеса организации обычно осуществляется по двум направлениям: привлекательность рынка или отрасли, к которой принадлежит данное направление бизнеса, и сила позиции данного направления на данном рынке или в данной отрасли. Первый метод анализа основан на применении матрицы “скорость роста рынка – рыночная доля” (матрица БКГ), второй – на решетке планирования направления бизнеса (матрица GE, или Мак-Кинзи).
|
|
Матрица БКГ
В основу данной матрицы положены допущения: чем больше скорость роста рынка, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе.
Для построения матрицы рассмотрим таблицу:
Таблица 35
Продукты и услуги | Объем продаж в млн. руб. | Темпы роста % | Доля рынка относи- тельно главного конкурента | |||||
ЗАО ЛДС | ООО Вагонокомплект | ООО Станкомаш | ЗАО Промтранс | ООО Селлер | ЗАО Промстройпуть | |||
1. Комплексные для ж / д техники | 8,4 | 6,25 | 5,4 | 6,38 | 5,8 | 6,5 | 17 | 1,3 |
2. Ремонт тепловозов и дизелей | 0,4 | 0,3 | 0,28 | 0,31 | 0,14 | 0,34 | 17,8 | 1,17 |
ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» на рынке уже 10 лет. За годы своего существования на рынке, компания стала лидером в своей отрасли, сотрудничая с многочисленными партнёрами как внутри России, так и в ближнем и дальнем зарубежье, хотя всё же российский рынок является основным для компании.
Комплексные поставки
В настоящий момент в рассматриваемой отрасли в нашей стране не существует предприятий, которые бы могли сравнится с ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» по масштабам и охвату деятельности. На долю компании приходится около 50% рынка запчастей к подвижному составу и дизелям, существенна доля и на рынке оказания ремонтных услуг, а также обслуживания судовых дизелей.
Таким образом, по отношению к главным конкурентам доля рынка ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» составляет 1,3, т.е. в матрице компания будет занимать крайнее левое положение.
Темп роста объёма продаж в среднем по отрасли составляет около 15%
Рост рынка
10%
0
100% 50% Доля рынка по отношению к
главному конкуренту
Рост рынка
10%
0
100% 50% Доля рынка по отношению к
главному конкуренту
Таким образом, по бизнесу комплексные поставки ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает позицию «звезда».
В связи с этим, у компании существуют следующие альтернативные пути выбора соответствующей стратегии:
- принять оборонную стратегию – защитить имеющуюся долю рынка;
- произвести повторные инвестиции доходов в виде модернизации услуги по осуществлению комплексных поставок;
- завоевать большую долю новых потребителей.
В настоящий момент компания находится на подъёме. Лидирующее положение на рынке, широкая сеть поставщиков и потребителей, возможность осуществлять комплексные поставки запчастей для железнодорожной техники и дизелей, потребность в которых увеличивается, а также довольно благоприятная внешняя обстановка способствуют тому, чтобы компания выбрала стратегию наступления, направленную на увеличение объёма поставок и расширение рыночной доли ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис», что потребует дополнительных инвестиций. Кроме того, не следует забывать о необходимости проведения мероприятий по сохранению лидирующего положения на рынке РФ.
|
|
Ремонт подвижного состава и дизелей
ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» является генеральным подрядчиком Унечского локомотивного депо, на базе которого и осуществляет свою деятельность по ремонту подвижного состава. По данному бизнесу ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает около 5% рынка. Если данное направление бизнеса рассматривать обособленно, то предприятие занимает довольно низкую позицию.
Однако при определении конкурентов внимание стоит уделять компаниям, так же как и ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» специализирующимся на предоставлении комплекса услуг для подвижного состава, включая и ремонт. Среди таких предприятий ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» - лидер. Компанией накоплен уникальный опыт в проведении всех видов ремонта тепловозов, а также ремонта дизелей.
Ремонт – это одно из многочисленных направлений деятельности компании по предоставлению широкого спектра услуг. Поэтому рассмотрение данного бизнеса следует осуществлять только в купе со всеми остальными направлениями.
По отношению к главным конкурентам доля ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» составляет 1,17. Темп роста объёма продаж в среднем по отрасли составляет 11%.
То есть по данному направлению ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает позицию «звезда».
В отношении этого бизнеса предприятию рекомендуется принять оборонную стратегию – защитить имеющееся положение на рынке путём модернизации услуги по осуществлению ремонта (повышение качества услуг, сокращение сроков работ, увеличение гарантийных сроков).
Рост рынка
10%
0
100% 50% Доля рынка по отношению к
главному конкуренту
Несмотря на то, что оба основных бизнеса компании находятся в позиции звёзд, условия внешней и внутренней среды подсказывают, что со временем произойдёт их логичное перемещение в позицию «дойных коров». Поэтому предприятию уже сейчас стоит искать пути удержания существующих бизнесов как «звёзд», а также заняться поиском новых перспективных направлений хозяйствования.
|
|
В качестве подобных перспектив можно рассматривать разработку и внедрение в производство новой продукции как для машиностроительного комплекса, так и для населения, развитие производства и обслуживания электровозов, матрис и вагонов, открытие новых специализаций деятельности «Локомотив-Дизель-Сервиса» в области судостроения.