Оценка направления бизнеса компании по измерениям данной матрицы (сильные стороны компании в данном направлении бизнеса, привлекательность сектора экономики) осуществляется на основе анализа следующих факторов.
Для оценки сильных сторон компании:
● размер рынка;
● рост рынка;
● доля рынка;
● конкурентная позиция;
● прибыльность;
● технологическая позиция;
● деловой образ;
● кадровый потенциал.
Для оценки привлекательности сектора:
● размер сектора;
● ценовые тенденции;
● рост рынка;
● диверсификация рынка;
● конкурентная структура;
● норма прибыли;
● технические и инновационные тенденции;
● социальные факторы;
● экологические требования;
● правовые аспекты.
Деловой экран МакКинси
Рис.7. Деловой экран МакКинзи
Определим позицию каждого направления бизнеса ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис».
Комплексные поставки
Комплексные поставки запчастей к подвижному составу и дизелям в настоящий момент являются очень привлекательным направлением бизнеса. Высокий износ тепловозов и другой железнодорожной техники, а также дизелей создает высокий спрос на комплектующие и запчасти. Развитие же машиностроительной отрасли позволяет обеспечить предприятия всей требуемой продукцией.
|
|
Что касается сильных сторон компании, то на сегодняшнее время всего после 10 лет работы ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» является лидером в своей отрасли, сотрудничает со многочисленными партнёрами как внутри РФ, так и за её пределами. Кроме того, сейчас на предприятии осваивается собственное производство, что должно ещё более укрепить его позиции на рынке.
Таблица 36
Сильные стороны компании Y | Важность | Оценка | Результат | Привлекательность сектора экономики X | Важность | Оценка | Результат |
размер рынка; | 3 | 4 | 12 | размер сектора; | 2 | 4 | 8 |
рост рынка; | 3 | 5 | 15 | ценовые тенденции; | 3 | 5 | 15 |
доля рынка; | 3 | 5 | 15 | рост рынка; | 3 | 5 | 15 |
конкурентная позиция; | 3 | 5 | 15 | диверсификация рынка; | 2 | 3 | 6 |
прибыльность; | 3 | 3 | 9 | конкурентная структура; | 3 | 5 | 15 |
технологическая позиция; | 2 | 4 | 8 | норма прибыли; | 3 | 4 | 12 |
деловой образ; | 3 | 5 | 15 | технические и инновационные тенденции; | 2 | 4 | 8 |
кадровый потенциал. | 3 | 4 | 12 | социальные факторы; | 2 | 4 | 8 |
Итого (максимум 120) | 101 | Итого (максимум 120) | 87 |
Оценка важности фактора: Оценочная шкала:
3 – очень важно 5 – очень хорошо
2 – важно 4 – хорошо
1 – менее важно 3 – удовлетворительно
2 – отрицательно
|
|
1 – очень плохо
|
|
|
| У |
| в | ср | н | 120 |
сильн |
|
|
| 80 |
ср |
|
|
| 40 |
сл |
|
|
| 0 |
Х 120 | 80 | 40 | 0 |
|
Таким образом, по бизнесу комплексные поставки ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» занимает позицию, определяемую квадрантом № 1. Предприятию может быть рекомендована стратегия сохранения и упрочнения позиции на рынке путём:
· инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью;
· концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса.
Ремонт подвижного состава и дизелей
Данное направление бизнеса также является довольно привлекательным для компании, поскольку опять-таки высокий уровень износа подвижного состава и дизелей, а также низкие темпы обновления будут обеспечивать стабильный спрос минимум в течение 3-5 лет.
Несмотря на то, что рыночные позиции данного направления как отдельного бизнеса компании довольно слабы (около 5% доли), сильной стороной является то, что компанией накоплен уникальный опыт в проведении всех видов ремонта тепловозов, а также ремонта дизелей.
Таблица 37
Сильные стороны компании Y | Важность | Оценка | Результат | Привлекательность сектора экономики X | Важность | Оценка | Результат |
размер рынка; | 2 | 4 | 8 | размер сектора; | 2 | 4 | 8 |
рост рынка; | 2 | 4 | 8 | ценовые тенденции; | 3 | 5 | 15 |
доля рынка; | 3 | 2 | 6 | рост рынка; | 3 | 5 | 15 |
конкурентная позиция; | 3 | 4 | 12 | диверсификация рынка; | 2 | 4 | 8 |
прибыльность; | 2 | 2 | 4 | конкурентная структура; | 3 | 4 | 12 |
технологическая позиция; | 3 | 4 | 12 | норма прибыли; | 3 | 3 | 9 |
деловой образ; | 3 | 5 | 15 | технические и инновационные тенденции; | 3 | 4 | 12 |
кадровый потенциал. | 3 | 4 | 12 | социальные факторы; | 2 | 3 | 6 |
Итого (максимум 120) | 77 | Итого (максимум 120) | 85 |
|
|
|
| У |
| в | ср | н | 120 |
сильн |
|
|
| 80 |
ср |
|
| 40 | |
сл |
|
|
| 0 |
Х 120 | 80 | 40 | 0 |
|
Отсюда следует, что позицию этого бизнеса можно определить квадрантом № 4.В этом направлении можно посоветовать:
· поддержание способности противодействовать конкурентам;
· обеспечение высокой прибыльности путём повышение производительности.