Описание нормативно-правовой подсистемы

Введение института полномочных представителей Президента в федеральном округе явилось оптимальным решением вопроса о поиске форм и методов управления системой федеративных отношений. Не меняя Конституции, на ее базе начат процесс упорядочения управления государством по всей вертикали власти.

13 мая 2000 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в редакции в редакции указов Президента РФ от 21.06.2000 N 1149, от 09.09.2000 N 1624 и от 30.01.2001 N 97), которым было утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее – Положение).  Этим актом в России были учреждены семь федеральных округов, во главе которых встали полномочные представители Президента РФ.

Согласно Положению (п. 1) полномочный представитель:

· является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа;

· обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства;

· является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ;

·  назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом своих полномочий;

· непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.

полномочия полномочного представителя достаточно обширны. Если учесть, что он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства, то сфера его компетенции разрастается пропорционально разрастанию т.н. «скрытых» полномочий Президента РФ. Обращает на себя внимание и тот факт, что полномочный представитель имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа (п. 8 Положения), что предоставляет ему, по сути, колоссальные полномочия. При этом отсутствует запрет на вмешательство полномочного представителя в оперативную деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и учреждений на территории федерального округа. Существенна роль полномочных представителей и в кадровых вопросах. Однако полномочия полпредов в системе федеральных органов исполнительной власти на этом фоне оказались не столь уж велики.

Шагом в направлении конкретизации объема полномочий полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах стало Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Постановление). Оно несколько упорядочило взаимодействие полномочных представителей с федеральными органами исполнительной власти, хотя самой проблемы «встраивания» полпредов с систему федеральных органов исполнительной власти не решило.

Согласно п. 1 Постановления Правительство Российской Федерации: приглашает полномочных представителей на свои заседания, на заседания подведомственных комиссий с правом совещательного голоса, а также по обращениям полномочных представителей разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, создает для этого согласительные комиссии с участием заинтересованных сторон и работников аппаратов полномочных представителей. Как видно из приведенного перечня, сфера взаимодействия полномочных представителей с Правительством РФ достаточно узка.

Несколько шире область взаимодействия полпредов с руководителями федеральных органов исполнительной власти. Последние согласно п. 5 Постановления:

· создают в составе центральных аппаратов структурные подразделения, ответственные за координацию взаимодействия федерального органа и его территориальных подразделений с полномочными представителями;

· при необходимости осуществляют перемещение территориальных органов, имея в виду согласование их местоположения со схемой федеральных округов, а также определяют территориальные органы, ответственные за обеспечение взаимодействия с полномочными представителями, сформировав в них соответствующие структурные подразделения;

· представляют полномочным представителям информацию о фактах нарушения органами исполнительной власти субъектов РФ федерального законодательства, а также информацию о ходе реализации федеральных программ;

· согласовывают с полномочными представителями кандидатуры для назначения на должности, осуществляемые Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти;

· обеспечивают контроль за деятельностью своих территориальных органов в федеральных округах.

Пунктом 6 Постановления утверждена схема взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Согласно схеме выделяются три категории указанных органов:

· первая – это федеральные органы, имеющие территориальные органы межрегионального уровня, обеспечивающие взаимодействие с полномочными представителями Президента;

· вторая – это федеральные органы, имеющие территориальные органы межрегионального и иного уровня, которые размещаются в центрах федеральных округов и на которые возлагаются сводно-аналитические, информационные, контрольные функции и ответственность за обеспечение взаимодействия с полномочными представителями Президента;

· третья – это федеральные органы, территориальные органы которых имеют обособленную сферу ведения, а также федеральные органы, не имеющие территориальных органов, взаимодействие которых с полномочными представителями Президента осуществляют их центральные аппараты.

Из приведенных выше перечней видно, что возможности полномочных представителей Президента в федеральных округах по координации работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на практике достаточно ограничены. Взаимодействие осуществляется в основном на уровне центрального аппарата министерств и ведомств, т.е. координация как таковая отсутствует либо серьезно затруднена.

Укрепление государственности заключается в том, чтобы в интересах развития страны были собраны и эффективно использованы финансы, промышленный, кадровый потенциал. С этой точки зрения концентрация функций в руках ограниченного круга исполнителей является важным рычагом, который должен и может быть обеспечен с помощью нового государственно-правового института. Теперь именно на полномочных представителей возложена обязанность по регулярному представлению докладов Президенту Российской Федерации об обеспечении национальной безопасности, о соблюдении прав и свобод человека, о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе. Все эти вопросы должны постоянно находиться в поле зрения полномочного представителя.

Деятельность полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе регламентируется соответствующим положением от 16 июля 2008 года. В свою очередь деятельность Главного федерального инспектора проходит в строгом соответствии с Положением «о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе» от 27 мая 2005 года. Сам же советник Главного федерального инспектора по социальным вопросам и приоритетным национальным проектам осуществляет свою деятельность на основании должностных обязанностей, утвержденных Главным федеральным инспектором 12 января 2010 года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: