Первый — принцип непрерывности образования

Современный мир характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции. Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям. Предоставление возможностей человеку постоянно развиваться и образовываться способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного капитала человека и зависит не только от состояния здоровья, но и от уровня осознанной ответственности. Обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организовать собственную жизнь и управлять ею, обеспечивает права всех на самореализацию.

Это означает смену первого педагогического приоритета с «выучить» на «воспитать», ибо формирование общественно значимого мировоззрения — есть единственная основа благополучия общества и его членов.

Второй принцип — принцип опережающего развития образования.

Жизнь общества — это процесс постоянного обновления его информационного состояния, протекающее и на уровне физиологии, и на уровне культуры общества.

Сегодня японцы утверждают, что для сохранения конкурентных преимуществ, технологии должны коренным образом обновляться через каждые 5-7 лет. А чтобы уметь приспосабливаться, человек должен уметь осваивать, овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни. Сейчас мало, что ты научился работать на каком-то станке или персональном компьютере. Если появились новые — надо уметь освоить и их. А для этого надо уметь учится самостоятельно всю жизнь. Это означает смену второго педагогического приоритета с «научить» на «научить учиться».

Принцип проектирования инновационного развития образования означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Это предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, направленных в будущее — на долговременное развитие образования. Проектирование — это, по сути, устойчивое управление педагогом спланированной образовательной ситуацией.

Проект в деятельности учителя для нас не новость. Каждый хорошо продуманный урок или мероприятие является проектом, потому что есть обоснование для проведения, цель, задачи, план проведения, спрогнозированные результаты. Но проектирование, то есть спланированное управление, должно стать постоянным инструментом в деятельности каждого педагога.

Принцип открытости образования и общественного участия предполагает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению инновационных образовательных процессов.

Принцип стратегического инвестирования указывает, что если общество хочет долговременно и устойчиво развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, в его образование.

Это означает, что какие бы амбициозные программы или проекты мы с вами не придумывали, они в первую очередь должны быть направлены на ученика, развитие его учебных компетенций, формирование его миропонимания.

       Государство придумало подушевое финансирование, чтобы деньги шли за учеником, на ученика, чтобы мы ещё раз поняли, что мы — профессиональные педагоги — в школе для того, чтобы воспринимать классный коллектив не как безликую группу, а как собрание личностей. Поэтому личностно ориентированный подход и провозглашён основным в последних документах Министерства образования.

        Основные задачи в инновационной и экспериментальной деятельности — обобщение опыта и организация его трансляции в массовую практику через проведение научно-практических конференций и семинаров, подготовка к изданию методических и научно-практических материалов по итогам эксперимента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: