Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника

 

Цель: общее развитие школьников, расширение возможностей самоопределения и самореализации.

Результат: создание дидактических условий для переживания ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

К интерактивным методам относят:

· учебные деловые игры;

· мозговой штурм;

· обыгрывание ролей;

· игровое проектирование;

· анализ конкретных проблемных ситуаций.

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у учащихся формируются знания, в том числе и собственное мнение, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело; систематизируются представления, понятия, устанавливаются логические связи, способствующие пониманию закономерностей и мировоззренческих идей.

 

Учебная деловая игра:

 

§ воссоздаёт определённую форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности;

§ позволяет моделировать систему отношений, характерных для данной деятельности, периода, ситуации;

§ воспроизводит типичные социальные ситуации в концентрированном виде;

§ создаёт возможность для исполнения школьниками социальных ролей.

Цель учебной деловой игры: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учётом взаимодействия с одноклассниками.

 

Виды учебной деловой игры:

 

- имитационная;

- операционная;

- исполнение ролей;

- инсценировка.     

 

А. Имитационные игры предполагают имитацию деятельности какого-либо учреждения, государственного органа, например, работы Земского собора, Государственной Думы, парламента, генеральных штатов (какого-либо учреждения). Имитацию события (съезд партии, совещание военноначальников, судебное заседание), имитацию обстановки, условий, например, королевский приём, рыцарский турнир, ход сражения, а также некоторые виды дискуссий.

Б. Операционные игры предназначены для упражнений конкретных специфических действий и моделируют определённый процесс. Например, конференция, симпозиум.

В-Г. Исполнение ролей, инсценировки широко используются во всех классах школы как приём погружения в ситуацию с целью мобилизации, активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств.

 

.                                     Этапы учебной деловой игры:

1. Этап подготовки класса, участников и экспертов, консультирование и отбор материала.

2. Этап изучения материала, ситуации. Консультации и предварительное обсуждение действий участников игры.

3. Этап непосредственной игры: имитационного моделирования конкретных условий и динамики явления. Педагог не вмешивается в ход игры, не может исправлять действия её участников. Допускается корректировка действий участников со стороны ведущего в том случае, если они отклонились от цели игры.

4. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Решающее слово за экспертами. Участники имеют право отстаивать свою позицию.

 

Правила для участников учебной деловой игры:

 

- принимать активное участие в отборе учебного материала для игры, изучить его

- строго следовать цели игры

- уважать право одноклассников на собственное мнение, даже если оно резко противоречит твоему

- быть терпимым и целенаправленным строить диалог, искать компромис в процессе общения с другими участниками для осуществления учебной игры

- в ходе обсуждения игры, спора сосредоточиться на выявлении сильных и слабых сторон в позиции своего оппонента

- продумывать ход своих действий и прогнозировать действия своего партнёра

- осуществлять рефлексию в процессе игры.

 

 

Игровое проектирование.

 

    Основывается на методе проектов. Иногда его называют методом проблем. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определённый период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей.

  Видыпроектов:

· исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем чёткость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть;

· творческие – основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм);

· в игровых проектах структура может меняться до окончания проекта (но не в технологии), участники берут на себя конкретные цели в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.

· информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов явлений и процессов с целью донесения её до аудитории. Безусловно, в данном случае важна чёткость структуры.

 По протяжённости во времени проекты могут быть краткосрочными (1-2 урока в рамках одного предмета или двух). Проекты средней и длительной протяжённости по преимуществу междисциплинарные, направленные на решение значительной, либо комплекса проблем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: