Современные педагогические технологии и адекватные им модели учебного процесса

 

(по материалам статьи Сиденко А.С.

профессора кафедры развития образовательных систем)

 

      В условия модернизации Российского образования становится наиболее актуальным вопрос выбора педагогических технологий. Существует группа критериев, которые могут быть положены в основу осуществления этого выбора. Системообразующим является критерий цели. В условиях появления нового социального заказа, современных требований к качеству образования, выражаемых в развитии коммуникативных компетенций учащихся, развития развитии способности самостоятельно решать проблемы и проблемные ситуации, самостоятельно добывать знания, возникает потребность адекватного выбора педагогических технологий, инвариантной составляющей которых является ориентация на комплексное развитие личности обучаемого.

     В этих условиях представляется важным, чтобы педагог имел возможность создавать педагогическую среду, выбрать педагогические технологии и модели учебного процесса, влияющие на разные стороны личности,создавая условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации «Я-концепции» («Я могу»- «Я хочу» - «Я нравлюсь»), для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, для достижения нового качества образования в условиях модернизации содержания и структуры Российской школы.

    По Гузееву В.В. модели быть 1- поколения (традиционная методика), 2- поколения (модельно-блочные), 3- поколения (цельно-блочные), 4-поколения (интегральные).

 

 

1 поколение Традиционная методика 2 поколение Модульно-блочные технологии 3 поколение Цельноблочные Технологии 4 поколение Интегральные
Основной учебный период-урок   Основной учебный период-модуль или цикл уроков Основной учебный период-блок уроков Планирование результатов обучения в виде многоуровневых систем  
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, проблемный Укрупнение дидактических единиц содержательных блоков  
Средства диагностики-текущие устные опросы Средства диагностики-текущие письменные программированные опросы (тесты), зачёты Средства диагностики-текущие устные опросы и письменные к.р., зачёты Групповое обучение. Психологизация образовательного процесса. Компьютерная поддержка.
Образцы: технология классического семинара Образцы: технология комплекса средств учебного оборудования Образцы: лекционно-семинарские системы Образцы: метод проектов как технология четвёртого поколения

 

М.И. Махмутов выделил систему педагогических технологий, включающую:

-  проблемно-диалоговое обучение,

- проблемно-задачное обучение,

- проблемно-алгоритмическое обучение,

- проблемно-модульное обучение,

- проблемно-компьюторное обучение, за каждой из которых кроется своеобразная модель и технология образовательного процесса.

  В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике обучения определились две педагогики (так называемая «знаниевая» и «способностная»), за которыми стоят две ШКОЛЫ: «школа памяти» и «школа развития». По сути, речь идёт о разных философских подходах к образованию, о разных концептуальных парадигмах построения образовательного пространства, о разных постановках акцентов на то, что именно следует развивать в ученике и как это следует делать. Указанное влияет на выбор педагогических технологий, выступая критериальной базой данному подходу.

 

              Сравнительные особенности традиционного и инновационного

                                               обучения.

 

Параметры сравнения Традиционная «знаниевая» педагогика Инновационная педагогика  
Цель Передача знаний, умений, навыков Развитие личности обучаемого  
Девиз Делай как я. «Я – над вами» «Не навреди» «Я вместе с вами»
Интегральная характеристика Школа памяти Школа развития способностей
Характер и стиль взаимодействия Субъект-объективный, Монологический, авторитарный Субъект-субъективный, полилогический, демократический
Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
Методы обучения Информационные Репродуктивные Проблемные Рефлексивные  
«Формула» обучения: Знания — деятельность репродуктивная Деятельность — репродукция знания, создание ситуации «успеха»  
Способы усвоения: Заучивание, репродукция, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность
Ведущие функции педагога Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант, управленец, помощник
Позиция обучаемого   Пассивность, отсутствие интереса Активность, наличие мотивации и интереса  
Ведущий принцип «продавливания» «выращивания»  

 

   

     Школа «памяти» строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа. Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся ЗУН. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого.

   Школа «развития» ориентируется на развитие способностей личности обучаемого. Речь может идти о развитии эмоционально-образной сферы ребёнка, потребностно-мотивационной сферы личности учащегося. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование.

   Ключевой позицией отечественной школы является понимание смысла и сущности развития. Под развитием понимается появление у учащегося не колличественных изменений (много-мало знаний, умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психолога, психических новообразований, или способностей.

   Можно определить основные черты развивающего образовательного пространства урока. Оно должно:

   -мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы,

   -cоздавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной ситуации успеха. Чтобы учащийся прожил ситуация заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы,

   -создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определёнными мыслительными операциями,

   -строиться на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных,

   -быть построено на фундаменте применения субъект-субъективного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организазии учебного процесса,

   -обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях,

   -реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Учащиеся сравниваются не друг с другом, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами.

   -строиться при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. перевода извне — вовнутрь. Наиболее эффективно процесс присвоения каких-либо знаний, перевода их во внутренний план осознания происходит, если в коллективном обсуждении проговариваются, актуализируются, сопоставляются различные точки зрения. За счёт этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения.

   -при отборе степени сложности решаемых учеником задач важно проектировать учебный процесс так, что бы опираясь на зону актуального развития учащегося переводить его в зону ближайшего развития, другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. В учебном процессе должны быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемого, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижения гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

  -при проектировании развития способностей важно опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются операция — действие — способ деятельности — обобщённый способ, или способность».

    По параметру «целей обучения» «знаниевая» педагогика ориентируется на формирование у учащихся знаний, репродуктивных умений, навыков, «способностная» педагогика выдвигает цель — развитие личности ребёнка. При этом рассматривается развитие как появление в личности обучаемого особых свойств или, новообразований в психике, так называемых, способностей, которые становятся неотьемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как «знания». Нельзя разучиться что-либо делать, потому что не забыл, если освоен способ деятельности в нетиповой ситуации. Способность, рассматриваемая как владение обобщённым способом деятельности, может только усиливаться, развиваться, наращиваться с течением времени, если для этого создаётся пространство для проявления способностей.

   Как же может быть организован учебный процесс развивающего типа?

По данным исследования, выполненного в Институте теоретической педагогики и международных исследований в РАО, при анализе мирового опыта выявлены подходы к организации учебного процесса развивающего типа. Работы Андерсон Л., Реан Д., Шапиро В., Кларина М. и др. исследователей выделяют их отличительные особенности. Мы остановимся на некоторых из них, которые наиболее часто применимы при построении инновационных образовательных моделей и педагогических технологий.

  Проблемно-поисковые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является реализация педагогом модели «обучение через открытие».

   Коммуникативные технологии и подход в обучении.

 Наличие в учебном процессе дискуссий, характеризующихся наличием различных точек зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения.

  Имитационное моделирование или игровые технологии и подход в обучении.   

Характерной чертой этого подхода является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в учебном процессе и поиск путей их решения.

Психологические технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной учебной деятельности.

Рефлексивные технологии и подход в обучении.

Особенностью является осознание учеником способа деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения при осуществлении деятельности.

  Деятельные технологии и подход в обучении.

Особенностью его является то, что ученик и до начала деятельности понимает, что он хочет получить в итоге, какой результат, как он будет этот результат получать, что и как при этом ему нужно будет делать, с помощью чего (каких знаний, умений, качеств личности).

  Проектные технологии и подход в обучении.

Особенностью является освоение учащимися продуктивного типа деятельности через создание собственного образовательного продукта.

          

             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: