Инновационные технологии

  Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

  Различают три основных группы технологий – объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения.

 

     Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель особое внимание в своей работе отводит трансляции учебного содержания.

     Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

     При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

     В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьника в общее обсуждение.

    Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая в массовой школе технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

    Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, позволяющих заинтересовать учеников, стимулирует послушание и исполнительность.

   В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированы на безусловное прохождение программ. Желания ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, с развитием способностей, утверждением себя в среде сверстников как яркой индивидуальности.

   Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся преодолевается в основном с помощью дисциплинарных мер.

 

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками. 73% учителей отметили наличие необходимого контакта в работе со школьниками, в то время как положительно ответили на этот вопрос только 18% учеников. Полное отсутствие контакта отметили 28% школьников и только 3% учителей.

 

    Откуда такой разрыв в оценках отношений с учителями? Учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях. Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особые роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

 

    Самым сильным негативным фактором, заложенным в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения, является выполнение обучающимися учебных действий и операций в принудительном режиме, что не может не иметь серьезных психологических последствий для всех участников образовательного процесса.

   Объяснительно-иллюстративный способ обучения не может эффективно использоваться без принуждения. Принуждение заложено в самом механизме обучения по данной технологии.

   Принуждение – один из самых молоэффективных способов организации действий.

    У школьников ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям: блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей школьников; возникает неверие в собственные силы; возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью.

 

   Следовательно, развитие интеллекта, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основаниях.

 

 

Механизмы организации учебного процесса

в традиционном и развивающем способах обучения

 

Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения
Задается педагогом 1. Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности
Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем 4. Действия – основной элемент деятельности Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика
Прослеживается внешний результат, главным образом уровень освоения 5. Результат – материальный или духовный продукт Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами 6.Оценка – критерий достижения целей Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

 

    В основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

 

На практике решение этих задач связано с существенной реорганизацией устоявшейся педагогической системы, с изменением отлаженной деятельности педагога, что не может происходить быстро и безболезненно. Все эти преобразования заложены в технологиях развивающего обучения. При условии соответствующей подготовки учителя скорый переход в этот режим работы возможен только с детьми первых классов, у которых нет никакого опыта взаимодействия в учебном процессе. Учителям, работающим со всеми остальными возрастными группами школьников, потребуется определенный период для адаптации детей. Широкая разъяснительная работа с родителями.

 

К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие как, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения», которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

 

Технология полного усвоения знаний.

 

Теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.Кларина. Авторы изучали способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Были выделены следующие категории обучаемых:

- малоспособные (5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

- талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

- учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

 

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.

 

Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Далее педагогу предстоит определить. В чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Точное определение критерия полного усвоения для всего круга является важнейшим моментом в работе по данной системе.

 

Этот эталон задается с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.

Категории целей познавательной деятельности:

- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвел, узнал»;

- понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой»;

- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации);

- анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого – «вычленил части из целого»;

- синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое»;

- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения».

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована к условиям классно-урочной системы, получив название «Технология разноуровневого обучения».

 

Технология разноуровневого обучения

 

Теоретическое обоснование данной технологии – РАЗЛИЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ МАССЫ УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЮ ОБУЧАЕМОСТИ – СВОДИТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО КО ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОМУ УЧЕНИКУ ДЛЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

   Требования обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики».

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

§ всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

§ взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

§ неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

 

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевают программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом). В дальнейшем эта технология получила название “технология обучения базису без отстающих”.

 

В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К.К. Платоновым. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

1)индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся  в темпераменте, характере, способностях;

2) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.;

3)опыт, включающий знания, умения, привычки;

4)направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

Организационная модель школы включает три варианта диф­ференциации обучения:

1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик лич­ности и уровня овладения общеучебными умениями;

2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая по средством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (ба­зовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в груп­пы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;

3) профильное обучение в основной школе и старших классах, органи­зованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созре­ла идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным резуль­татом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с воз­можностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способно­сти на продвинутом уровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: