Что можно считать инновацией?

Инновация -нововведение, новшество, изменение.

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:

 - абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)

 - относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику)

 - псевдоновизну (видимость новизны)

Существуют различные основания для классификации инноваций:

1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

- цель и содержание образования

     - технологии, методы, средства организации педагогического процесса

     - формы организации обучения и воспитания

     - система управления (деятельность администрации, педагогов и учащихся)

     - образовательная экология

2. По способу возникновения и протекания инноваций:

      - систематические

      - планомерные

      - стихийные

3. По глубине и ширине осуществлению инноваций:

      - массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования

      - частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с

        усовершенствованием, рационализацией, видоизменением

4. По характеру происхождения:

- внешние

- внутренние

5. По признакам масштабности:

- частные (локальные и единичные, не связанные между собой)

- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой)

-системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения)

    Источниками зарождения инновационной деятельности в практике образовательного учреждения являются:

- интуиция творческого руководителя, педагога

- опыт других школ

     - опыт, рождённый в данной школе

     - директивы и нормативные документы

     - мнения потребителя образовательных услуг

     - потребности коллектива работать по-новому

     - потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании

     - достижения, разработки всего комплекса наук о человеке

Стадии развития инноваций:

1. Возникновение идеи.

2.  Перевод идеи в цель. Этапы постановки цели: сбор информации о желаемом образе нового, о возможном плане действий по изменению существующей ситуации у учителей, учащихся, родителей, представителей общественности; формирование цели и принятие её всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

3. Разработка путей реализации цели и проектирование.

4. Реализация проекта.

5. Распространение новой практики.

6. Переход в новое качество и функционирование в новом режиме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: