Инновация -нововведение, новшество, изменение.
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:
- абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)
- относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику)
- псевдоновизну (видимость новизны)
Существуют различные основания для классификации инноваций:
1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
- цель и содержание образования
- технологии, методы, средства организации педагогического процесса
- формы организации обучения и воспитания
- система управления (деятельность администрации, педагогов и учащихся)
- образовательная экология
2. По способу возникновения и протекания инноваций:
- систематические
|
|
- планомерные
- стихийные
3. По глубине и ширине осуществлению инноваций:
- массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования
- частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с
усовершенствованием, рационализацией, видоизменением
4. По характеру происхождения:
- внешние
- внутренние
5. По признакам масштабности:
- частные (локальные и единичные, не связанные между собой)
- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой)
-системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения)
Источниками зарождения инновационной деятельности в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога
- опыт других школ
- опыт, рождённый в данной школе
- директивы и нормативные документы
- мнения потребителя образовательных услуг
- потребности коллектива работать по-новому
- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании
- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке
Стадии развития инноваций:
1. Возникновение идеи.
2. Перевод идеи в цель. Этапы постановки цели: сбор информации о желаемом образе нового, о возможном плане действий по изменению существующей ситуации у учителей, учащихся, родителей, представителей общественности; формирование цели и принятие её всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
3. Разработка путей реализации цели и проектирование.
4. Реализация проекта.
5. Распространение новой практики.
6. Переход в новое качество и функционирование в новом режиме.