Комитет 6 декабря 1826 г

Кочубей, Васильчиков, Сперанский, Блудов

- разбор проектов реформ

- централизация власти

-  Собственная Его Императорского Величества канцелярия Þ

- Управленческий аппарат


Смягчение крепостного права.

1841 г. – Закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли

Нельзя разрывать семьи, продавать крестьян «в никуда».

1842 г. – Закон об «обязанных» крестьянах (продолжение указа о «вольных хлебопашцах»)

Помещик может дать крестьянину личную свободу и выделить ему кусок земли, который крестьянин будет обрабатывать, а затем отдавать часть доходов помещику в счет отданного ему земельного участка.

1837-1841 г. – реформа государственных крестьян.

Инициатор – видный государственный деятель П.Д.Киселев

Цель: удовлетворение хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян.

Практика: увеличение наделов малоземельных крестьян, семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, школы, больницы.

Денежная реформа Е.Ф. Канкрина 1839-1843 гг.

Егор Францевич Канкрин. Консерватор, трезво смотрящий на экономику России.

Долг России после войны – 102 млн. руб. Инфляция, бумажные деньги падают в цене. Канкрин: политика протекционизма. Высокие пошлины на ввоз, ограничение государственных расходов, осторожное использование кредитов Þ доход в казну, укрепление промышленности Þ начало промышленного переворота.                 1839 г. – введен серебряный рубль. Выпущены кредитные билеты, которые можно обменять на серебро. Пропорция: «билеты: серебряный запас» – 6:1.              ИТОГ: упорядочилось денежное обращение, выросла торговля, укрепилась промышленность.

Основные достижения времени правления Николая I:

- кодификация законов

- реформа управления государственными крестьянами

- денежная реформа Н.Ф.Канкрина

Русская культура первой половины XIX в.

 

Образование.

· Высшее.

6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

1804 г. – Казанский университет

1819 г. – Петербургский университет

Московский университет: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

В лицеях – дети из привилегированных сословий.

1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством Николая I.

· Среднее.

Приходские школы (государственные крестьяне).

Уездные училища (городское  население недворянского происхождения).

Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)

Развитие женского образования.

Смольный институт благородных девиц.

Институты для дворянок в крупных городах

Народное образование: очень медленное развитие.

Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

«Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия» (В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)

Наука.

Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

П.П.Аносов – металлургия.

Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая железная  дорога.

1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

Интерес к памятникам древнерусской литературы.

1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).

Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

 

· Географические открытия и путешественники.

И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

В.М.Головнин – исследование Курильских островов

Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

· Просвещение и распространение знаний.

Русское географическое общество, минералогическое общество, химическое общество, математическое общество, общество истории и древностей Росссийских                   Развитие книгопечатания.

Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.                                  Развитие печати.

«Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости»

Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

Патриотический журнал «Сын Отечества».Литературно-художественные журналы: «Современник», «Отечественные записки»

1814 г., СПб – первая публичная библиотека

В первой половине  XIX в. появляются общедоступные музеи. Более быстрое развитие музейного дела в провинции. 1852 г. – Эрмитаж 1861 г. – Румянцевская библиотека.

Литература.

Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

1810-е годы. - романтизм вместо сентиментализма.Причина возникновения – война 1812 г.«Салонный» романтизм – В.Жуковский. «Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

Вторая четверть XIX в. – реализм. Основоположник – А.С.Пушкин.«Евгений Онегин», «Горе от ума». Реализм – определяющее литературное направление.

Реалисты: А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («Герои нашего времени»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

· Журналы.

«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).

«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).

Появилась литературная критика. Жесткая цензура.

1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

Архитектура.

Первая половина XIX в. – поздний классицизм.

Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

· Петербург.

Адмиралтейство – А.Д.Захаров

Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.

Казанский собор – А.Н.Воронихин.

Исаакиевский собор– Монферран.

Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.

· Москва.

Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове. Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.

Неглинка убрана под землю. Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.

Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.

Конец первой половины XIX в. – кризис классицизма.

Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

Искусство.

Утверждаются романтизм и реализм.

Официальное направление – академический классицизм.

· Живопись.

О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).

К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.

«Последний день Помпеи».

А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.

А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.

«На пашне (Весна)».

П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».

«Сватовство майора», «Свежий кавалер».

· Скульптура.

Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.

Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.

Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.

Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.

Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.

· Театр.

Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).

Государственные театры.

Петербург: Александринский и Мариинский

Москва: Большой и Малый

· Классицизм и сентиментализм.

Первые десятилетия XIX в.

В.А.Озеров. Исторические пьесы

· Романтизм.

Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.

Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.

Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.

В.А.Каратыгин – Гамлет.

П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.

· Реализм.

30-е – 40-е гг. XIX в.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

Музыка.

Поиск собственных путей самовыражения.

Развитие национальной музыкальной школы

· Русский романс.

А.А.Алябьев – «Соловей».

А.Е.Варламова – «Красный сарафан».

А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».

Композиторы.

· М.И.Глинка

Музыка к:

опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,

опере «Руслан и Людмила»,

романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.

· А.С.Драгомыжский

Опера «Русалка»

Итог.

Наибольшие успехи России в первой половине XIX в. – в области культуры.

Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.

Заключение

Полным противоречий было социально-экономическое развитие России.Сама жизнь требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на хозяйстве страны. Активная внешняя политика России вызывала раздражение крупнейших европейских держав и их желание ограничить пределы этого влияния. Одной из таких попыток стала Крымская война. Но Россия в целом устояла под ударами объединившихся против неё крупнейших государств Европы. Крымская война поставила власти России перед необходимостью радикальных перемен во всех сторонах жизни российского общества.
 

Используемая литература:

 

1. История России. Учебник для ВУЗов. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и.т.д.

 

2. Учебное пособие по истории России с древнейших времен до конца 19 века. Автор М.И. Ивашко.

 

3. История России конец 17-19 век. Учебник 10 класс. Авторы: В.И. Буганов, П.И. Зырянов.

 

4. История государства и народов России. Учебник 8 класс. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: