Глава 1. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

Содержание

Введение….……………...…………………………………….………..............3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях ……...........................................................10

1.1. Современные теоретические модели социальной работы в пенитенциарных учреждениях с осуждёнными подростками……….10

1.2. Современные теоретические подходы к организации социальной работы с осужденными подростками. …………………………………14

1.3. Нормативно-правовые основы социальной работы с осужденными подростками………………………………………………………………20

Глава II. Проблема эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях………………………………………………..29

2.1. Теоретические подходы к определению эффективности социальной работы с подростками………………………………………………….29

2.2. Условия эффективной социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях…………………………………………32

2.3. Теоретическое обоснование базовой модели социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях………………………..38

Глава III. Опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями на примере ГУ МЦ «Дети улиц» ЮЗАО…………41

3.1. Личность бывшего осуждённого и основные проблемы социальной и её социальной реадаптации ………………………………………………...41

3.2. Cпособы психологического воздействия на личность бывшего преступника ………………………………………………………………48

3.3. Факторы влияющие на успех социальной реадаптации …………….....52

3.4. Анализ опыта деятельности Методического Центра по развитию ювенальных технологий в городе Москве …………………………….56

Заключение…………………..…………………………………………………65

Список использованной литературы……………..……………….………...68

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время особого внимания требует социальная поддержка тех групп населения, которые не в состоянии себя защитить. К ним, безусловно, относятся осужденные, особенно подростки, которые находятся в изоляции и лишены части гражданских прав, и уже в силу этих обстоятельств они не могут самостоятельно отстаивать свои права.

Последние пять лет рост подростковой преступности идёт на спад, однако, этот показатель уменьшается не столько из-за уменьшения количества преступлений, совершаемыми подростками, а скорее связан с уменьшением численности детского населения страны. Так за последние шестнадцать лет она уменьшилась в полтора раза, а показатель  преступности в целом по стране уменьшился на 1-2%.[1] В 2008 году несовершеннолетними и при их участии в России совершено 139,4 тыс. преступлений; а по итогам 2009 г. – 135,1 тыс. Приведенные показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Для учета латентности необходимо показатели официальной статистики увеличить, как минимум, в 4 раза.[2]

Необходимость социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях вызвана к жизни следующими факторами:

во-первых, социальная работа с подростками не достаточно разработана, а точнее – находится на стадии разработки.

во-вторых, из-за того, что подростковая преступность остаётся на достаточно высоком уровне, уголовно-исполнительная система в будущем столкнется с еще большим количеством проблем: возрастет и количество пенитенциарных учреждений, в которых придется применять новые технологии воспитания и исправления осуждённых подростков.

в-третьих, возрастной уровень осужденных, по данным статистики, заметно снизился. Сейчас число лиц в возрасте 14-19 лет, находящихся в местах лишения свободы, превышает 25,2%.

Вместе с тем следует отметить, что подростки и молодежь – это наиболее активная, трудоспособная возрастная категория людей, огромный кадровый и экономический потенциал, который никак не задействован в целях развития общества и страны.[3]

в-четвёртых, осужденные подростки слабо защищены законодательством государства от посягательств, издевательств и насильственных мер со стороны обслуживающего персонала пенитенциарных учреждений. Действующая пенитенциарная cистема основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников.

Подростковая преступность характеризуется крайней жестокостью:[4] подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Основное количество преступлений в городах, совершаемых подростками, имеют корыстную направленность. Это всевозможные кражи, грабежи, вымогательства, шантажи, массовые драки, убийства.

Пока подростками совершаются преступления,  всё ещё особую роль играет привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним различных видов наказания, и лишение свободы на определенный срок носит приоритетный характер.[5]

Каждый 10-й осуждённый подросток является сиротой, либо его родители лишены соответствующих прав. Примерно 1/3 подростков, оказавшихся за колючей проволокой, имеют отклонения в психическом развитии, почти половина осужденных до ареста нигде не работали и не учились.

Таким образом, в места лишения свободы попадают лица с высоким уровнем социально-педагогической запущенности, криминальной зараженности, больные и нравственно, и психически.[6]

Особо остро стоит проблема адаптации, реабилитации и ресоциализации осужденных подростков и освобождающихся воспитанников. Заключение подростков приводит к необратимым последствиям: они формируются как личности, принадлежащие к криминальной культуре.[7]

Как показывают исследования, продолжительное содержание подростков под стражей по существу не исправляет их, а способствует криминализации и усилению антисоциальных установок, это признают не только общественные организации, но и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сами служащие колоний. Это обнаруживается в рецидиве преступности бывших воспитанников: каждый 6-ой «выпускник» воспитательной колонии возвращается туда снова. Рост рецидива за 2007 – 2008гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 2009 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.[8]

Объект исследования -несовершеннолетние правонарушители в пенитенциарных учреждениях;

Предмет исследования – социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях.

Целью дипломной работы является анализ положения несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях пенитенциарной системы и выработка путей усовершенствования организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Задачи:

1) рассмотрение и анализ нормативно-правовых основ социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями;

2) анализ эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

3) исследование технологии социальной работы по оказанию помощи несовершеннолетним правонарушителям в ГУ МЦ «Дети улиц»;

4) разработка практических рекомендаций по улучшению социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Степень научной разработанности исследуемой проблемы. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях рассматривается в трудах Е. И. Холостовой, И. Д. Жаркова, С. А. Ветошкина[9]. Проблемам социальнойработы в пенитенциарных учреждениях посвящены работы В. В. Селяниной, Е. Я. Тищенко, Е. И. Холостовой[10].

Особое внимание специфике социальной работы с осужденными подростками уделяется в работах М. В. Фирсова, М. Маколи[11].

Проблемынесовершеннолетних преступников разработаны в исследованиях А. И. Антонова, О. Л. Лебедь[12].

Проблемам формирования ювенального права посвящены работы Н. Е. Борисовой[13].

Сущность и цели тюремного наказания представлены в работе Я. Гилинского[14].

Проблемам теории и практики пенитенциарной педагогики посвящена работа С. А. Ветошкина[15].

  Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях освещены в работах Б. Н. Алмазова, Ю. Н. Галагузовой, А. В. Мельникова[16].

Должное внимание уделено проблемамсохранения социально-полезных связей в трудах Е. И. Холостовой, А. В. Мельникова, Б. Н. Алмазова.

Педагогические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях освещены в работах А. Г. Сломчинского, М.А. Галагузовой, Д. П. Дьяконова, Е. Я. Тищенко[17].

Проблема профессиональнойподготовки кадров (специалистов по социальной работе) для работы с осужденными нашла свое отражение в трудах Е. И. Холостовой, М. Ф. Черкасовой[18].

Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарной системе представлен в труде О. Е. Балаевой[19].

Теоретическая основа исследования - социологические, психологические и педагогические положения, концепции и теории, раскрывающие специфику теоретических социолого-ориентированных, психолого-ориентированных, социально-педагогических,   терапевтически-психологических подходов социальной работы с осуждёнными подростками; общая теория социальных систем (Берталанфи), социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); гуманистическая теория личности (А.В. Батаршев, А.Я. Кузнецова, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы (В.Г. Бочарова, Ф.Ш. Мухаметзянова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, Т.М. Трегубова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева).

Государственно-правовые аспекты изучаемой проблемы основывались на материалах Российско-Британского юридического семинара (Тюрьма и права человека), Уголовного кодекса, Уголовно-Исправительного кодекса Российской Федерации). 

Методологическая база исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования;  методы индукции,  дедукции, анализа и синтеза, а так же правовые, социально-психологические методы практической социальной работы.

Эмпирическая база исследования:  Социальное исследование проводилось на базе Ювенального отдела ГУ МЦ «Дети улиц» Юго-западного административного округа г. Москва.

Структура дипломной работы:    Данная дипломная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: