Современные теоретические модели социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

Теоретической основой социальной работы является общая теория социальных систем Р. Берталанфи, первоначально разработанная для классификации биологических систем.[20] В последующем она была трансформирована для социальных структур и в настоящее время эффективно используется в организации социальной работы и реализации концептуальных положений социальной защиты населения. Существует целый ряд модификаций теории систем, имеющих исключительное значение для принятия решений по проблемам клиента, поэтому считается целесообразно остановиться на них более подробно.

Одна из них – «модели жизни» – представляет собой концепцию взаимодействия психологической и социальной систем и является относительно новой теорией осмысления социальной практики.[21] Считается, что нарушение пограничных связей между психологической и социальной системами служит причиной изменения социального статуса, перестройки личностно-жизненного пространства и приводит к нарушению адаптивного равновесия и стрессам.

В основе социально-радикальной модели лежит технология «наделения полномочиями», обеспечивающая развитие самосознания представителей различных социальных групп.[22] Данная технология используется для повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности и самоактуализации; она близка по содержанию к когнитивным и гуманистическим моделям работы с людьми. Эта модель направлена на развитие социальных способностей клиента, но не на изменение социальных структур, которые его окружают.

Марксистская модель социальной практики рассматривает деятельность социального работника как силу, способствующую осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и перемены в обществе.[23] Социальная работа в этой модели всегда рассматривалась и сегодня развивается исключительно на структурном уровне.

Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой разрабатывалась первая практическая модель социальной работы. Главным достоинством психодинамической модели является ее интегративность, позволяющая социальному работнику в различных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента.[24]

Отношение социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

В основе экзистенциальной модели социальной работы лежит феноменологический подход, заключающийся в анализе поведения клиента, в частности того, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой статус. Большое распространение экзистенциальная модель практики социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантному поведению и с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы. [25]

Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер взаимодействия с окружающим миром. Это одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом, в ней используется технология «активного слушания», основными компонентами которой являются эмпатия и партнерский стиль отношений. Существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее влияние, расширяя сферу применения междисциплинарного и интегративного подходов в социальной практике.

Ролевая модель социальной работы предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Социальная роль – это поведение, которого ожидают от человека другие люди при выполнении им определенных социальных функций. Ролевую игру социальный работник может использовать в процессе обучения клиента коррекции поведения, а также для повышения его адаптивности. Наиболее распространенными технологиями в ролевой модели являются групповая дискуссия, групповая поведенческая терапия с целью освоения новых ролей в группе и с помощью группы, коррекции поведения клиента; а также арттерапия, применяемая для раскрытия и интерпретации клиентом своей роли перед группой, стимулирование его активности; методика «запрограммированных ролей» и др. [26]

Один из главных постулатов когнитивной модели организации социальной работы заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающихся в них. Когнитивная модель социальной работы является комплексной, поскольку оно включает и социологические, и психологические подходы. Такое понимание модели практики социальной работы во многом обусловлено тем, что социальная адаптация индивида понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она оказывает влияние на социальную среду, изменясь, в свою очередь, под ее воздействием через изменения личности.

Адаптация включает разные фазы, предполагающие те или иные методики работы с клиентом: стратегическую, тактическую и собственно адаптивную. Важно помочь клиенту увидеть альтернативные направления действий, показать, что социальные изменения обусловливают изменения межличностных взаимоотношений.

Основу социально-педагогической модели составляет положение о том, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека. То есть это сознательное целенаправленное воздействие на индивида или социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих целью выработать у воспитуемых определенные социальные качества. Социально-педагогическая модель может рассматриваться как на структурном уровне, так и на уровне психосоциальной работы.

Социально-педагогическая модель социальной работы является наиболее приемлемой для условий пенитенциарного учреждения. На это указывает и новый Уголовно-исполнительный кодекс, где вопросам социально-воспитательного воздействия на осужденных придается особое значение.[27]

Проанализировав современные теоретические модели, можно сделать вывод о том, что каждая модель эффективна в определенном случае. На основе гуманистической модели можно подобрать оптимальную модель социальной работы с заключенными. Для этого нужно использовать различные модели в совокупности с гуманистической моделью, в зависимости от клиента или от проблемной ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: