Практические рекомендации по оптимизации работы центра ГУ МЦ «Дети улиц»

Анализ деятельности Центра показывает, что основной проблемой в работе с несовершеннолетними правонарушителями является установление первичного контакта. Существующие методы и порядок работы отличаются высокой степенью формализованности, что существенно мешает установлению доверительных отношений с подростком.      

Для решения этой проблемы предлагается осуществление следующих мер.

Во-первых, целесообразно создание в рамках Центра отделения дневного пребывания для несовершеннолетних, основными задачами которого станут профилактика беспризорности и безнадзорности,  социальная реабилитация несовершеннолетних и оказание им психолого-педагогической помощи. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.

Основными методами работы отделения должны быть: индивидуальный подход к проблемам и интересам несовершеннолетнего; активизация творческого потенциала подростка путем организации досуга детей (кружки по интересам, спорт, молодежные субкультуры и т.д.). Особый интерес представляет вовлечение подростков в деятельность молодежных субкультур, свободных от экстремистской направленности (хип-хоп, рок и т.д.). Работа должна развиваться в этом направлении, так как необходимо создание неформальной обстановки в центре, что создаст основу для установления доверительных отношений между сотрудниками центра и их подопечными. Поэтому важно, чтобы работу с подростками вели не только квалифицированные специалисты (соц. педагоги, соц. работники, психологи и т.д.), но и авторитетные представители различных молодёжных субкультур (музыкальных и танцевальных коллективов), а также именитые спортсмены. На детей в этом возрасте (от 12-18лет), большое влияние может оказать личный положительный пример, поэтому подобное общение может вовлечь подопечных в творческую или спортивную деятельность, что отвлечёт их от негативного влияния улицы и создаст все предпосылки к принятию положительных социальных установок.

   Деятельность отделения дневного пребывания для несовершеннолетних также предполагает всестороннюю поддержку детских и молодежных общественных объединений, социальных учреждений, фондов и иных учреждений и организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

Во-вторых, организовать профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями через труд, так как на этом этапе трудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых. Необходимо выйти с предложением в Центр занятости населения о первоочередном трудоустройстве неработающих и неучащихся подростков, состоящих на учете ПДН. Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и другим более тяжелым правонарушениям. Хорошо организованный труд – это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада, создает условия для межличностного общения. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Осуществление предложенных мер, призванных повысить эффективность работы Центра, должно сопровождаться предоставлением Центру необходимой материально-технической базы: автотранспорта, оргтехники, организационно-технических средств и т.д. Для эффективной работы Центра также необходима усовершенствованная система оплаты труда и социальных льгот для специалистов, занятых профилактической, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работой.

 

Заключение

Основные исследования, проделанные в рамках дипломной работы, позволяют сделать следующие выводы:   

во-первых,  реформирование существующей системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних происходит путем внедрения элементов ювенальной юстиции. Формирование ювенальной юстиции является одним из приоритетных направлений судебной реформы в России. Пилотные проекты по созданию «ювенального суда», экспериментальные площадки программ «восстановительного правосудия» действуют на сегодняшний день более чем в двадцати субъектах Российской Федерации. Несмотря на изменения в законодательстве, направленные на смягчение карательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей, одной из самых распространенных мер остается практика лишения свободы, что делает Россию мировым лидером по числу несовершеннолетних заключенных. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в системе пенитенциарных учреждений имеет большой потенциал к развитию. Перед специалистами социальной работы стоит нелегкая задача по внедрению в систему пенитенциарных учреждений.

во-вторых, эффективность социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарной системы, несмотря на значительную государственную поддержку за последние годы, остается, к сожаленью, еще невысокой. Для решения этой проблемы необходим более системный подход, включающий как практическую работу, так и создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность.

в-третьих, исследованы технологии социальной работы по оказанию помощи несовершеннолетним правонарушителям в ГУ МЦ «Дети улиц». Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы заключается в том, что деятельность социальных работников ведется внутри социальных организмов с определенной степенью закрытости; ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью; социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и реадаптации к внешнему миру, его правилами и нормами. Социальный работник объективно вынужден занимать особое место; он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

В четвертых, разработаны практические рекомендации по улучшению социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Социальную работу с несовершеннолетними правонарушителями целесообразно рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав несовершеннолетних правонарушителей всеми разрешенными законом способами. Однако при осуществлении социальной работы логично учитывать интересы других видов деятельности и соотносить ее с определенной воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.

Также для существенного улучшения процесса перевоспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей желательны качественные изменения в самом процессе перевоспитания. Молодые организмы особенно нуждаются в периодическом выплеске эмоций и энергии нередко негативной. И периодические, а лучше всего систематические занятия спортом дают прекрасную возможность осуществить этот весьма важный в силу возраста процесс. При систематических занятиях спортом улучшается общее состояние здоровья, работа всех систем организма, а так же выделяются гормоны счастья «эндорфины». Такие занятия не только улучшат состояния здоровья, но и повысят качество жизни несовершеннолетних правонарушителей. 

Конечно, введение этих мер на федеральном и региональных уровнях требует огромных усилий на всех этапах решения проблемы(преобразование нормативно-правовой базы, принятие соответствующих законов, модернизация материально-технических баз ИУ и т.д.). Но от решений этих проблем зависит эффективность деятельности всей пенитенциарной системы, а значит и миллионы детских судеб!

 

Список использованной литературы.

 

1. Агамов Г.Д. Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными - Европейские пенитенциарные правила / Г.Д. Агамов, Е.Н.Ковалева // Там же. – 2007. - № 1. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».- СD-ROM.

2. Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социс. - 2006. - 4.

3. Балаева О. Е. Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях // Социальныетехнологии, исследования. – 2005. - №3.

4. Барковская Л. В. Социально-философские проблемы девиации в социальной работе // Ученые записки. – 2006. - №7 (20).

5. Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации // Ученые записки. – 2000. - №1.

6. Борисова Н. Е. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях РФ // Ученые записки. – 2007. - №3.

7. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Юрид. лит., 2005.

8. Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах: //Учебное пособие / Под общ. ред. проф. З.Д. Еникеева. – Уфа: РИО БашГУ, 2007.

9. Ветошкин С. А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики // Педагогика. – 2006. - №5.

10. Гафуров И. Р. Факторы девиантного поведения провинциальной молодежи // Интеграция образования. – 2006. - №4.

11. Гилинский Я. Призонизация по-российски. // Отечественные записки. – 2006. - №4.

12. Горбунова Е. Студенты скорее жертвы, чем преступники… // Студенческий меридиан. – 2006. - №3.

13. Ежегодный государственный доклад для Правительства РФ. // М.: Минздравсоцразвития РФ, 2006.

14. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов // М.: 2000.

15. Инструкции о порядке оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания, а так же обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений, освобождаемых из под стражи (Утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2001 г. № 260) // СПС «Гарант» - СD-ROM.

16. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. –М.: Экспертное бюро-М, 2009. 

17. Конституция Российской Федерации. Официальное издание // М.: Издательство «Омега – Л», 2008. 

18. Маколи М. Дети в тюрьме. – М.: ОГИ, 2008.

19. Н.В. Ригов. Выжить за колючкой // СПб.: Вагриус. 2007.

20. О.Е. Куренкова, Т.С. Уханова Описание опыта «Социальная работа с осуждёнными в исправительных учреждений УФСИН по Вологодской области» // Вологда: ВИПЭ ФЭСИН России, 2006.  

21. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-ее изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

22. Основы социологии и политологии: Учебник: Под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Д. Ковалева, Д. З. Мутагирова // СПб.: Изд-во «Лань», Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2002.

23. Положение внутреннего распорядка ИТУ., 1992.

24. Положение о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения. (Утв. Приказом МЮ РФ от 28 марта 2002 года № 73)

25. Положение об отряде осуждённых исправительного учреждения. Приказ министра юстиции РФ от 30.12.2005г. № 259. Г.Москва // Российская газета, 2 марта 2006 г. № 42.

26. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы» от 3 октября 2002 г. № 732.

27. Права заключённых // Сборник нормативных документов. М.: Гроссмедиа, 2006.

28. Романенко Н.М., Попова Е.В. Социальные риски в молодёжной среде. Современный взгляд. // М.: РГСУ, 2007.

29. Селянина В. В. Социально-историческое развитие воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних в России: 1864-1917 годы: Дис. канд. истор. наук. – Москва, 2005.

30. Сломчинский А. Г., Жарков И. Д. Проблемы общего образования осужденных. Поиски, находки, решения: Учебно-методическое пособие // М.: Издательство МГСУ, 2002.

31. Современная Энциклопедия социальной работы // Общ. ред. В.И.Жукова. - М.: РГСУ, 2008.  

32. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н. Сухова. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2007.

33. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие // Под общ. ред. В. И. Жукова, М. А. Галагузовой.– М.: Издательство МГСУ, 2002.  

34. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие // отв. ред. проф. А. А. Козлов. – М.: Логос, 2005. 

35. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие // Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2002. 

36. Стечкин Г.А. Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ // Рос. юстиция. – 2009. - № 4. – Доступ из СПС «Консультант Плюс». – CD-ROM.

37. Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // Социологические исследования. 1999. № 3.

38. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. П.Д. Павленка – М.: «Дашков и Кº»,2006.

39. Тищенко Е. Я. Система социально-педагогической реабилетации осуждённых: теория и практика (автореферат): Авт. дисс.:д. п. н. – Оренбург, 2005.

40. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. Историко-социологические очерки // М.: Издательство РГСУ, 2007.

41. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития // М.: ИСР АРСС,1997.

42. Топчий Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения // Нижний Новгород. 2006.

43. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальное издание // 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гроссмедиа, 2007.

44. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г.)

45. Фирсов М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов; Московский гос. обл. ун-т. - Москва: Академический Проект, 2007.

46. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений // 3-е изд. - М.: Академический проект, 2007.

47. Фролов С. С. Социология: Учебник // М.: Гардарики, 2001.

48. Хабаров А. И. Тюрьма и зона // М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

49. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие // 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2007.

50. Черкасова М.Ф. Понятие "специализация" в подготовке социальных педагогов // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Галагузова. - Вып. 4. - Екатеринбург, 2006.

51. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология // М., 2005.

52. www.index.org.ru/nevol/2007-13

53. www.police-russia.ru

54. www.socialworks.ru.

 

Приложение №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: