Глава 2. Роль морального и эстетического самосовершенствования в формировании культуры личности

 

Моральное и эстетическое самосовершенствование личности включает точное соблюдение правил культуры поведения. Оно так же предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Сущность человека, особенности его характера, темперамента, потребности, взгляды, вкусы, желания проявляются в поведении. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах [6].

Поведение бывает, условно говоря, двух видов: вербальное и реальное.

Вербальное поведение - наши высказывания, мнения, суждения.

Реальное поведение - это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления и поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека.  Часто люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Итак, наше поведение обусловлено теми нравственными нормами и принципами, которые регулируют отношения людей в обществе.

Известно, что культура - это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Основой всякой культуры является уважение к личности человека [1].

Формирование культуры личности необходимо. Это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке. Формирование общей культуры личности  предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую доброжелательность [7].

Основой культуры общения - является гуманное отношение человека к человеку, соотнесенность, сопоставленность наших индивидуальных ролей с миром «вечных», основополагающих духовных, нравственных ценностей Необходимо быть вежливыми, выдержанными, справедливыми, не унижать чужого достоинства, не использовать чужих неудач для собственной выгоды, потому что в жизни каждого молодого человека наступает период, когда для него становится важным, как его воспринимают другие. Он начинает обращать особое внимание на самого себя. В результате чего в человеке складывается или уже сложилось представление о том, каким он хочет быть, кем он хочет стать, к какой цели стремится [8].

На основе своего жизненного опыта он создает для себя некий идеальный образ личности и при таком критическом самоанализе рано или поздно поймет, что и ему необходимо совершенствовать свои манеры в общении с окружающими. Уже в молодом возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. От того, в каких условиях происходит потребление, наследование культуры, зависит многое. Высокая культура восприятия и потребления ценностей формирует и нравственную культуру молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несомненно, что в новом тысячелетии с расширением сфер деятельности человека будут актуализироваться вопросы межличностного общения. Человечеством накоплен значительный опыт во взаимоотношениях, и все же, вступая в контакт с другим человеком, каждый из нас оказывается на пороге неизвестности. Необходимость осторожно-бережного отношения к нашим партнерам по общению во всех областях возможных соприкосновений.

Манеры поведения составляют внешнюю культуру личности. Но внешняя культура тесно связана с внутренней. Говорить об этикете без морали не имеет смысла. В человеке ценится цельность, т.е. единство высоких помыслов, внутренней порядочности, благородства и внешних культурных форм общения с окружающими.

Наглядную характеристику единства культуры, нравственного сознания и культуры поведения можно дать с помощью глаголов “знаю”, “умею”, “стремлюсь”, “поступаю”. Многое в этом отношении зависит и от желания личности упорно работать над собой, овладевать новыми знаниями этикета.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

1. Анучина Л.В., Дьяченко Н.В., Шейко В.Н. Субъект культурно-исторического процесса.: Учеб. пособие. – Х.: ХГИК, 1998.

2. Бытие человека в культуре. – К., 1992.

3. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: Авиаль, 1995

4. Все об этикете. – М.: Вече, 2000.

5. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001.

6. Правила хорошего тона. М.: ТОО Ариель, 1993.

7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер. с нем. М.: Республика, 1994.

8. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991.

9. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: