Парцеляция (сегментация)

Парцеляция — это стилистическая фигура, синтаксичес­ки построенная так, что выделенные в самостоятельные звенья те или иные члены предложения, как бы не связываются с ос­новным предложением. Это выделение члена предложения подчеркивается интонацией, глубокой паузой.

Например:

«Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!» (А.Пушкин)

Задание Прочитайте выразительно, произведите син­таксический разбор. Укажите парцеллированные члены пред­ложения.

1) Какчасто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. Пушкин)

Справка В первом предложении слово «Москва» - прос­тое обращение. Во втором предложении слово «Москва» - стилистическая фигура -сегментация -читается с глубокой паузой перед следующими членами предложения. Это придает отрывку глубокую экспрессию.

 Силлепс (рассогласование) — стилистическая фигура, в которой подлежащее или сказуемое стоят в разных временах или в разных наклонениях, а иногда не согласованы во вре­мени со сказуемым однородные члены. Примеры:

1.Эта весна, эта заря так непостижна. (А.Фет)

2.И как вы на него ни цыкай, он пальцем вам - и ни гу-гу!      (Б.Пастернак)

3.Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри! (А.Пушкин)

4.Или снова, сколько ни проси я, для тебя навеки дела нет. (С.Есенин)

 

Катахреза

Катахрезой называется объединение слов, противо­речащих по своему лексическому значению, но не контрастных. Например, «красные черни­ла» (они же не «чернят»).

В художественной литературе стилистическая фигура ка­тахреза употребляется часто и способствует экспрессии тек­ста: «люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин)

Хиазм

 Хиазм (крестообразное расположение в виде буквы «х») –

стилистическая фигура, состоящая в том, что в рядом стоящих словосочетаниях или предложениях, построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение (или словосочетание) строится в обратном порядке его членов Примеры:

1. Здесь Пушкина изгнанье началось, и Лермонтова кончилось изгнанье.

(А. Ахматова)

2. Лес - как сказочный камыш.

А камыш - как лес - малыш.

Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь.

(И.Северянин)

Справка Текст состоит из двух хиазмов: «Лес - как ска­зочный камыш, а камыш - как лес - малыш». Второй хиазм: «Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь».

Обращение

Обращение — употребление существительных. и др. частей речи, а также словосочетаний для называния лиц или предметов, к которым обращена речь:

Как медленна ты, русская природа!       _

Вода струится с медленностью меда...

И вот я вижу рощу, свет процеживающую,

сову, на ветке целый день просиживающую.

ее глаза судьбу мою таят.

Где светофоры светятся гнилушечные,

Как светофоры, фонари игрушечные.

На тонких ножках ландыши стоят.

(Е.Евтушенко)

Справка Обращение «Как медленна ты, русская приро­да» Текст выражает чувство восхищения перед русской при­родой, любования ею. Сравнение — «как светофоры»,как«фонари игрушечные» на тонких ножках ландыши стоят.

Риторический вопрос — это стилистическая фигура, которая своим лексическим содержанием по форме пред­ставляет вопрос, а вместе с тем и ответ на этот вопрос.

Любимое — всегда красиво, но что такое красота?

Склоненная над водою ива? Резьба клинового листа?

Рябинка хрупкая как нежность?

 Глаза пугливой кабарги? Гор затаенная мятежность?

Величие седой тайги? Или раскованность разлива?

 Иль светлая печаль берез?Не знаю!

Для меня красиво все, что дорого до слез.

Бессоюзие (асиндетон)

Бессоюзие — построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Эта фигура придает речи динамичность, насыщенность.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

 Бой барабанный, клики, скрежет, (А.Пушкин)

Зеленые, лиловые, серебряные, алые...

 Цветы мои суровые, цветы мои усталые...

 Вы дни мои напрасные, часы мои несмелые,

 О, желтые и красные, лиловые и белые!

 Цветы мои, цветы мои, друзья мои последние.

                          (З.Гиппиус)

 Тени сизые смесились, цвет поблекнул, звук уснул;

жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул.

                                          (Ф.Тютчев)

 

Многосоюзие (полисиндетон)

Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А.Пушкин)

Период – развернутое сложноподчиненное предложение, отличающееся полнотой раскрытия мысли и законченностью интонации. Обычно предложение-мысль, открывающееся в начале периода, замыкается лишь в его конце, а придаточные предложения, освещающие это предложение (главное), вставляются в него, как в рамку (отсюда другое название: рамочная конструкция).

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: