Рекомендации для выполнения экзаменационной работы

Часть 3.

Напишите небольшое по объёму (не менее 80 слов) сочинение-рассуждение на основе двух текстов (текста изложения и текста для анализа), развивая основную (общую) мысль данных текстов.

 

На что обратить внимание:

1.Текст изложения читается дважды. При первом слушании текста вы должны воспринять текст в целом, определить его тему, главную мысль, выяснить авторскую позицию.

2. После первого прочтения делается небольшая пауза, во время которой могут быть объяснены некоторые выражения, термины; на доске записываются даты и незнакомые собственные имена, также незнакомые стихотворные цитаты, которые входят в текст и важны для передачи его смысла.

3. В процессе первого слушания вы можете составить наброски плана, зафиксировать основные моменты сюжета. Важно, чтобы во время первого чтения вы не отвлекались от воспринимаемого текста.

4. Не пытайтесь дословно записывать вслед за учителем целые предложения.

5. Второе чтение предполагает восприятие структуры текста; глубокое осмысление микротем; осознание стиля речи, типов текста, которые встречаются в тексте; его языковые особенности. При втором слушании уточняются и дополняются наброски к будущему тексту: фиксируются факты, все собственные имена и даты, записываются ключевые слова и обороты речи, некоторые синтаксические конструкции.

6. При выполнении задания контрольной работы вы можете пользоваться рабочими записями, собственной формой изложения.

7. Вместо плана вы можете составлять опорный конспект, фиксируя лишь опорные слова и выражения: лист черновика делится на две равные части. При первом прочтении сделайте наброски плана в левом столбике, оставляя место для дополнений. Когда учитель делает паузу для осмысления текста, записывает на доске имена и даты, фиксируйте их сразу в той части текста в левом столбике, где этот материал находится по логике повествования. При втором прочтении заполняется правый столбик, в нём фиксируются характерные для автора выражения, отражаются логические переходы от одного пункта плана к другому.

8. Помните, что воспроизведённый текст должен сохранить незаменимые точные и экспрессивные выражения, составляющие индивидуальность манеры писателя, но в то же время не должен превращаться в письмо по памяти. Научитесь отделять главное в тексте от  второстепенного.

9. Для систематизации наиболее типичных свойств текстов разного типа можно пользоваться следующей таблицей:

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления

ОПИСАНИЕ

1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом дается в начале или конце. 2) Детализация главного проводится с учетом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свертывается. Простое и сложное предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчеркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простое и сложное предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видовременными формами, подчеркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

РАССУЖДЕНИЕ

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Все, не относящееся к доказательству, опускается. Простое широко распространенное и сложное предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.

 

Данная таблица поможет:

·    систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи, дав представление об основных признаках каждого стиля;

·    сформировать представление о тексте, научиться анализировать его структуру и видеть связующие элементы (текстовые связки).

10. Для успешного выполнения заданий такого типа необходимо иметь представление о видах и способах связи предложений в тексте. Для передачи информации в тексте используются различные средства языка:

– лексический повтор;

– однокоренные слова;

– личные и указательные местоимения (местоименная замена);

– местоименные наречия (там, тогда);

– синонимы, антонимы, слова со значением части целого;

– союзы (преимущественно сочинительные);

– единство видовременных форм;

– синтаксический параллелизм;

– неполнота предложений и др.

Все эти разнообразные виды текстовой связи активно функционируют в любом виде и типе текста, поэтому для выполнения соответствующих заданий важно сформировать «текстовую зоркость», автоматизировать навык поиска текстовых связок.

11. Вам необходимо научиться находить средства создания выразительности текста и иметь представление:

а) об основных языковых средствах художественной изобразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение);

б) о наиболее распространенных фигурах речи.

12. Необходимо помнить, что средства выразительности русского языка многочисленны и разнообразны. Ваша задача научиться находить их в исходном тесте     и    правильно, органично использовать в процессе коммуникации.

13. Знать, что выразительность речи основана на использовании в речи определённой системы средств – фигур, тропов, структур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: