Требования к уровню освоения курса «История государства и права зарубежных стран»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов по специальности «Юриспруденция»

 

 

Самара

2008

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета СГЭУ

от., протокол №  

 

 

Под общей редакцией кандидата исторических наук,

доцента А.А. Капитонова

Жеребцова, Е.Е.

История государства и права зарубежных стран: метод. рекомендации по написанию курсовых работ для студентов специальности «Юриспруденция»: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Е. Жеребцова. -Самара: Изд-во Самар. гос. эконом. ун-та, 2008. – 131 с.

 

Издание содержит основные требования к оформлению курсовых работ, их тематику (в том числе примерный план работы), методические рекомендации по написанию работы, рекомендуемую литературу (основную и дополнительную) и правовые акты (если их использование требуется в конкретной теме).

Учебно-методическое пособие составлено в рамках федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта о высшем профессиональном образовании и предназначено для студентов специальности «Юриспруденция».

 

 

Самарский государственный экономический университет, Институт права, 28.

 Жеребцова Е.Е., 2008.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса «История государства и права

Зарубежных стран»

 

Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» общественных историко-правовых наук, поскольку они имеют прямое отношение как к на­уке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему ха­рактеру «История государства и права зарубежных стран» - это юридическая наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. «История государства и права зарубежных стран» изучает госу­дарство и право отдельных стран в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-истори­ческой обстановке, в хронологической последовательности, на ос­нове выявления как общеисторических закономерностей этих про­цессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исто­рических эпох, которые являются важнейшими ступенями в раз­витии конкретных обществ.

Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» вместе с другими теоретико-правовыми и историко-правовыми дисциплинами образует фундамент для изучения отраслевых и специальных юридических наук. Она освещает возникновение и развитие права тех государств, которые оказали особое влияние на современные право и государство. Анализируя конкретно-историческое содержание политических и правовых процессов и исследуя присущие им причинно-следственные связи, всеобщая история государства и права выявляет устойчивые тенденции и закономерности их становления и эволюции, а также раскрывает мировой опыт построения политических и правовых систем.

В соответствии с государственным образовательным стандартом от студента требуется знание истории государства и права в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации) – Месопотамии, Египта, Вавилона, Индии, Китая; античной цивилизации и античных государств: Древней Греции и Древнего Рима; истории римского права; двух путей развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодального государства и права в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роли христианства и католической церкви; средневековых государств Востока - Арабского халифата и исламского мира, Индии, Японии, Китая; мусульманского права; возникновения и развития буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образования англосаксонской и континентальной систем права; государства и права Новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государства и права в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основных тенденций развития государства и права зарубежных стран в XX веке.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на разных этапах его развития, «История государства и права зарубежных стран» оперирует множеством фактов, конкрет­ных событий политической жизни, деятельности государств, органов власти и управления, классов, партий и др. Однако «История государства и права зарубежных стран» не сводится к описанию фактов и событий исторического прошло­го. Таким образом, «История государства и права зарубежных стран» ставит своей целью выявление исторических закономерно­стей развития государства и права, а также формирование у студентов целостной системы взглядов на развитие права и государства.

 

Требования к уровню освоения курса «История государства и права зарубежных стран»

В результате изучения курса студент должен:

- знать основные закономерности и особенности развития права и государства в разные эпохи;

- иметь представление об основных факторах, определяющих развитие права и государства, взаимосвязи государственных и правовых явлений с экономикой, идеологией, религией;

- о смене основных форм права и государства в целом и в ряде ведущих держав современного мира, а также об их влиянии на современные право и государство;

- уметь самостоятельно анализировать источники права в их взаимосвязи с конкретно-историческими условиями развития общества;

- обладать навыками применения исторического метода в профессиональной юридической деятельности.

В результате изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студенты должны приобрести устойчивые, целостные и системные теоретические знания по следующему обязательному минимуму содержания курса: 

· государство и право Древнего Востока;

· государство и право Античного мира;

· государство и право средних веков;

· государство и право Нового времени;

· государство и право Новейшего времени.

Преподавание дисциплины «История государства и права зарубежных стран» осуществляется в форме чтения лекционного курса и проведения семинарских занятий.

Действующий учебный план предусматривает написание курсовой работы по дисциплине «История государства и права зарубежных стран». Курсовая работа является одной из форм контроля знаний студентов и представляет собой самостоятельный, творческий труд студента, основной целью которого является приобретение более углубленных знаний по отдельным тематическим вопросам. В курсовой работе студент должен излагать материал четко и логично (последовательно), работа должна быть структурирована.

Выполнение курсовой работы включает последовательно сменяющие друг друга этапы:

1) Выбор темы и изучение литературы - предполагает изучение соответствующей литературы, обоснование актуальности темы, оценку ее теоретической и практической значимости. Выбор студентом варианта темы является свободным. Однако не допускается написание курсовой работы с одинаковой темой одновременно несколькими студентами одной и той же группы. Студент вправе выбрать тему, не предложенную в списке, при условии ее предварительного согласования с научным руководителем;

2) Разработка рабочего плана и основных вопросов - рабочий план позволяет четко организовать изучение избранной темы;

3) сбор, анализ и обобщение материалов по теме - является одним из сложных и трудоемких этапов работы, поскольку это требует ознакомления с большим числом учебных, литературных источников, правовых актов, различными взглядами авторов к теме, многообразием путей решения изучаемых вопросов;

4) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций – что и является основной целью курсовой работы;

5) оформление курсовой работы и ее структура.

Объем курсовой работы составляет  25-35 печатных листов (14 шрифт; 1,5 компьютерный интервал).

Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка (использованной литературы и правовых актов). Введение, заключение и библиографический список не нумеруются.

Введение должно предусматривать обоснование актуальности темы, ее практической значимости, цель и задачи работы, ее теоретическую и правовую основы, а также использованные в процессе написания методы исследования.

В основной части работы характеризуются указанных в методических указания вопросы, для всестороннего и полного раскрытия которых студенту необходимо изучить рекомендуемых нормативно-правовые акты и учебную литературу. Основная часть включает в себя главы, подразделяющиеся на параграфы.

В заключении студенту следует обобщить исследованный материал, возможно обозначить проблемные вопросы и предложить пути их решения, в том числе и направления для совершенствования законодательства. В зависимости от темы исследования, в заключении может быть проведен сравнительно-правовой анализ определенных правовых явлений.

Библиографический список включает в себя литературу (основную и дополнительную), правовые акты (с учетом их иерархии).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: