Примерный план работы:
1. Древнейшие государственно-политические объединения.
2. Государственная организация империя Маурьев.
3. Местное управление.
4. Судопроизводство.
5. Военная организация.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен рассмотреть возникновение первых примитивных государственных образований (племенных государств) в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. Племенные государства представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Следует отметить, что, с точки зрения формы правления, они относились к монархическим государствам или олигархическим республикам. Затем студенту следует охарактеризовать систему управления такими государствами, в частности, подчеркнув, что главенствующую роль играли брахманы, власть которых подкреплялась непосредственно военной силой кшатриев.
Во втором вопросе студен должен обозначить основные предпосылки образования империи Маурьев (например, упрочение позиций новой правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра Македонского, покорение отдельных племен и народов, установление вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами и др.).
|
|
Затем студенту следует раскрыть вопрос об особенностях империи Маурьев как сложном политическом образовании, уделив особое внимание центральному административно-военному аппарату. Полное раскрытие данного вопроса предполагает изучение отдельных положение Законов Ману. Например, при характеристики статусов царя (Законы Ману, VII, 2—3, 8, VII, 30, 46, 54-63, 80, 81, 128, 129 и др.), его советников - высших сановников, совещательного коллегиального органа - паришад и др.
Третий вопрос. Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления. Это было связано с тем, что только часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его аппарата. Территориальное деление империи выглядело следующим образом:
- провинция являлась самой крупной административной единицей была. При этом управление в крупных провинциях осуществлялось царевичами, а в пограничных провинциях - другими членами царской семьи;
- округ - менее крупная (по отношению к провинции) административная единица, возглавляемый окружным начальником;
- четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений.
В четвертом вопросе необходимо раскрыть царскую и внутриобщинную системы судов. Данный вопрос также предполагает детальное изучение законодательства. В частности, при раскрытии особенностей статуса отдельных судебных инстанций: суда, в котором участвовал сам царь (вместе с брахманами и опытными советниками), или судебной коллегии (сабха), состоящей из назначенного царем брахмана (Законы Ману, VIII, 10).
|
|
В пятом вопросе студен должен подчеркнуть кастовый характер армии, указать, что она комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями (например, торговыми гильдиями). Военная организация (как и многое другое в Индии) находилась в прямой зависимости от варно-кастового деления Например, только кшатрии могли носить оружие, другие варны могли браться за оружие лишь тогда, когда для них «наступает время бедствий» (Законы Ману, VIII, 348). Далее студенту необходимо охарактеризовать функции армии, обратив особое внимание на то, что она выполняла и функции охраны общественного порядка.