Интернет представляет собой огромные возможности для продвижения товаров и услуг потребителям. В последнее время появился целый ряд предприятий розничной интернет-торговли, которые успешно конкурируют по своим размерам и эффективности с традиционными розничными предприятиями.
Средний дневной товарооборот (выручка) интернет-магазина в России, по данным CNews Analytics, составляет $5,8 тыс. и пока еще отстает аналогичного показателя для предприятий розничной торговли, а вот средняя стоимость одной покупки уже сопоставимы по значениям с показателями традиционных магазинов.
Для реализации товаров и услуг Интернет используют 61% российских предприятий. Основным каналом продаж является собственный сайт компании (83%). Через корпоративные сети товары реализуют 17% компаний, а через b2b-площадки и электронную почту — 9% и 8,3% компаний соответственно. Некоторые используют более одного вида каналов.
Как уже упоминалось, розничный сектор интернет-торговли (сегмент b2c) активно развивается.
|
|
Все интернет-магазины строятся по принципу «сайт-склад». Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет мелким компаниям конкурировать с крупными продавцами.
У торговых сетей тоже есть интернет-магазины, правда, они рассматривают их лишь как дополнительный канал сбыта и стимулируют спрос в онлайн-магазинах более низкими ценами, чем в классических магазинах.
В России наиболее развитый интернет-рынок — столичный. В Москве насчитывается более тысячи интернет-магазинов (в начале 2000-х суммарное число российских торговых интернет-площадок оценивалось в 3,5 тыс.). Большинство из них — небольшие узкоспециализированные. На москвичей приходится 62% всех онлайновых покупок в сегменте b2c.
Факторы, сдерживающие развитие электронной торговли
В России доля интернет-торговли в общем розничном товарообороте еще мала и составляет менее 1%.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих в настоящее время развитие электронной коммерции в России, является «проблема доверия», что связано прежде всего с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых продавцах. Следствиями данной проблемы являются страх быть обманутым, страх перед возможным мошенничеством с платежными средствами или несанкционированным использованием информации персонального характера и др.
У покупателей зачастую нет информации о многих магазинах, работающих в Сети, а среди них есть много занимающихся мошенничеством. Так, по данным Центра анализа интернет-мошенничества (IFCC), чаще всего жертвами компьютерных жуликов становятся участники онлайновых аукционов — 43% от всех случаев. Далее идут покупатели разного рода товаров и услуг — 20%.
|
|
Все более активно развивающейся схемой мошенничества в Интернете становится фишинг, появившийся порядка десяти лет назад. Суть фишинга заключается в заманивании пользователей на «сайты-подделки», полностью копирующие дизайн известных интернет-магазинов, аукционов и др. и имеющие сходные адреса.
В результате пользователь при посещении такого сайта может выполнять различные действия, вредящие ему самому: оставлять номер и прочие данные своей кредитной карты, переводить деньги злоумышленникам, «оплачивая» товар и т. п. На сегодняшний день фишинг является одной из наиболее серьезных проблем в России
Факторы, способствующие росту электронной торговли
Модели бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, становятся гораздо более эффективными, чем традиционные модели. Это связано со следующими факторами:
— увеличение числа интернет-пользователей;
— интернет-реклама пока еще не очень дорога, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в то же время очень эффективна;
— издержки на содержание вэб-сайта или интернет-витрины магазина значительно ниже, чем традиционной розничной точки;
— средняя стоимость обслуживания одного заказа в онлайн-торговле ниже, несмотря на необходимость во многих случаях дорогой курьерской доставки;
— некоторые виды товаров, такие как музыка, книги, видео, бытовая и компьютерная техника, из-за особенностей их продвижения достаточно хорошо подходят для онлайновой торговли.
В целом, по оценкам экспертов, организация хорошей логистической службы, вкупе с хорошим и раскрученным сайтом, интегрированным с брендом, являются составляющими эффективности интернет-магазина.
С чего начать разработку кампании директ-маркетинга