Краткий экскурс в историю

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гума­нистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др. В России впервые идея исследова­тельского подхода в обучении была выд­винута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в, Великие дея­тели и педагоги России Н.И. Пиро­гов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное вре­мя в нашей стране пропагандировали ис­следовательский метод в современной шко­ле Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, Б.Е. Рай­ков. В 50-70-х годах XX в. в России вопро­сам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шапова-ленко, М.И. Махмутова и др.).

      2. Условия формирования исследовательских умений младших школьников.

Огромную роль играет детская исследо­вательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятель­ность, ставящая учащихся в позицию «ис­следователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для раз­вития умений исследовательской деятель­ности, как и любых других умений, необхо­димо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Необходимо создать ус­ловия формирования исследовательских умений младших школьников:

Целенаправленность и систематич­ность. Работа по развитию исследователь­ских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеуроч­ной деятельности. Учитель должен исполь­зовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования уме­ний исследовательской деятельности, пос­тоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помо­гать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазви­тия и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабо­чей атмосферы, поддерживать интерес к ис­следовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя — поощрять творческие про­явления учащихся, стремление к творчес­кому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от нега­тивных оценок. Задача учителя — не подав­лять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому уче­нику необходимо дать возможность ощу­тить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития твор­ческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески ра­ботающий учитель, стремящийся к созда­нию творческой, рабочей обстановки и об­ладающий определенными знаниями и под­готовкой для ведения занятий по исследо­вательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень ва­жен. Обучение исследовательским умени­ям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само ис­следование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной деятельности.

Технология развития исследовательских умений младших школьников, подразуме­вающая соблюдение данных организацион­но-педагогических условий.

В основе технологии лежат идеи гума­нистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Занятия, предусмот­ренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другая фор­ма организации — консультирование уча­щихся.

Цель технологии — осуществить пропе­девтическую работу по развитию исследо­вательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

— возможность освоения методов иссле­дования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

— возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

— возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисципли­нам и процессам познания в целом.

Четыре блока уме­ний, необходимых при организации учеб­ной деятельности:

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирова­ние работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, по­иск информации).

3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информа­ции, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определе­ния, вывод, формулирование вывода, ло­гика изложения, конспект, приемы конс­пектирования, условные знаки, доказа­тельство: аргументы, факты, вступление и заключение).

4. Умения представить результат своей работы (формы представления результа­тов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: