В I классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
— проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
— уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя):
— кратковременными исследованиями — наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).
В I классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.
Со II класса можно организовать специальные занятия по исследовательской деятельности — 1 ч в неделю. Наличие занятий позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:
|
|
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа». В процессе полилога учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме). Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
|
|
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
Например: Фрагмент урока по теме «Наблюдение над словами-признаками»
Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?
1. Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки. Со свистом проносятся стрижи.
2. Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки. Со звонким свистом проносятся стрижи.
Текст 2 отличается от текста 1 словами____________________________________________
Эти слова делают текст_________________________________________________________
Они отвечают на вопросы_______________________________________________________
Они связаны со словами_________________________________________________________
и обозначают их (действия или признаки) _________________________________________
4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.
В III классе: 1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (один раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования). На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен ранее). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
Например: Тема исследования: Экологическое состояние школы и пришкольного участка.
Цель исследования: Определить экологическое состояние территории школы.
Этапы исследования: 1) определить уровень загрязнения воздуха внутри здания школы; 2) установить уровень загрязнения воздуха на пришкольном участке; 3) уточнить плотность озеленения пришкольного участка;
Введение
Все мы пассажиры одного корабля
по имени «Земля», значит пересесть
из него просто некуда. Вот потому-то
все жители должны сообща спасать
свой общий дом...
Антуан де С'ент-Экзюпери
Исследовательская часть