Проведение исследовательской деятельности в 1, 2, 3, 4 классах

В I классе отдельных занятий, посвя­щенных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:

— проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руковод­ством учителя;

— уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учи­телем, поиск решения осуществляется уча­щимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осу­ществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; вы­воды под руководством учителя):

— кратковременными исследования­ми — наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

В I классе на уроках возможно включе­ние заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, син­тез, классификация, сравнение, обобще­ние). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Со II класса можно организовать специ­альные занятия по исследовательской дея­тельности — 1 ч в неделю. Наличие занятий позволило систематично, це­ленаправленно формировать исследова­тельские умения у учащихся. Работа осуще­ствляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими поня­тиями исследовательской деятельности, та­кими, как исследование, информация, зна­ние и др.

2. Осуществление коллективных иссле­дований по определенному плану (с соблю­дением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятель­ность, направляя ее на осуществление ис­следования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями ис­следовательской деятельности.

Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа». В про­цессе полилога учащиеся формулируют проблему (противоречие между потреб­ностью и возможностью знать историю сво­ей школы и отсутствием знаний по данной теме). Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся опреде­ляют задачи исследования: найти информа­цию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяс­нить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, ка­бинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. В соответствии с постав­ленными задачами выбираются методы ис­следования: опрос, поиск литературы, наб­людение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, ра­ботающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возмож­ность выбора наиболее интересной для них задачи.

Таким образом, в процессе осущес­твления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательс­кой деятельности и происходит формиро­вание соответствующих исследовательс­ких умений.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контекс­те изучения материалов различных дис­циплин.

Например: Фрагмент урока по теме «Наблюдение над словами-признаками»

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?       

  1. Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки. Со свистом проносятся стрижи.

2. Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточ­ки. Со звонким свистом проносятся стрижи.

 

Текст 2 отличается от текста 1 сло­вами____________________________________________

Эти слова делают текст_________________________________________________________

Они отвечают на вопросы_______________________________________________________

Они связаны со словами_________________________________________________________

и обозначают их (действия или признаки) _________________________________________

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также про­исходит знакомство с терминологией и не­которыми понятиями о методах исследова­ния, работа со словарями и другими источ­никами информации.

5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательнос­ти действий; сравнение предметов и мно­жеств предметов; изучаются логические по­нятия «истина», «ложь», «дерево»; предла­гаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Прово­дится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению прие­мам наблюдения и описания.

6. Осуществляется подготовка самосто­ятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Иссле­дование проводится под руководством учи­теля, затем с помощью родителей.

Наблюдаемые результаты: учащиеся име­ют достаточно широкое представление об ис­следовательской работе ученых, о ее назначе­нии, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебные исследования, осущест­вляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и воз­можность поделиться с одноклассниками ре­зультатами своей исследовательской работы.

В III классе: 1. На теоретических и практических за­нятиях по исследовательской деятельнос­ти (один раз в неделю) учащиеся продол­жают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение иссле­дований, место в жизни человека, челове­чества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследова­ния, задачи исследования). На уроках ис­пользуются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследова­ния на заданную тему (пример подобного исследования приведен ранее). У третье­классников активность выше, больше инте­ресных, неординарных подходов и предло­жений в осуществлении исследовательской деятельности.

Например: Тема исследования: Экологическое состояние школы и пришкольного участка.

Цель исследования: Определить экологическое состояние территории школы.

Этапы исследования: 1) определить уровень загрязнения воздуха внутри здания школы; 2) установить уровень загрязнения воздуха на пришкольном участке; 3) уточнить плотность озеле­нения пришкольного участка;

Введение

Все мы пассажиры одного корабля

по имени «Земля», значит пересесть

из него просто некуда. Вот потому-то

все жители должны сообща спасать

свой общий дом...

Антуан де С'ент-Экзюпери

 

Исследовательская часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: