II. Технология научного исследования.
Выбор темы и целей исследования. Условия реализации.
Итак, с чего начать? Пожалуй, с того, что нужно сформулировать (пока только для себя) цель исследования. Иными словами — чётко сформулировать вопрос, на который вы хотите получить ответ.
Часто рассуждают так: Возьму-ка я, понаблюдаю за... (муравьями, кошками, лесными растениями, аквариумными рыбками, да за кем угодно), а там, глядишь, что-нибудь интересное и получится. Иногда такого рода «темы для наблюдений» школьник получает в форме летних заданий по биологии. Заранее можно сказать, что ничего путного при таком подходе к делу не получится.
Цель исследования должна быть конкретной. Нельзя наблюдать за муравьями вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды муравьев водятся в данной местности. Или постараться узнать, как муравьи находят дорогу к муравейнику: руководствуясь зрением или обонянием.
Второе условие. В процессе разработки темы необходимо разрешить противоречие, ведущее к развитию наших умений, новых знаний. Выбранная вами тема — быть доступной. Есть вопросы, на которые найти ответ вы не сможете или из-за недостатка знаний или из-за отсутствия необходимого оборудования. Наивно было бы озадачиваться проблемами молекулярной биологии человеку, не знакомому даже с органической химией. Точно так же неразумно ставить перед собой задачи, выполнение которых требует использования сложного оборудования.
|
|
В процессе разработки темы необходимо разрешить противоречие, ведущее к развитию наших умений, новых знаний.
Третье условие, соблюдение которого необходимо, — ваша работа должна быть нужной. Её результаты должны быть интересны не только вам, но ещё какому-то кругу людей. Одно из самых бесспорных проявлений таланта учёного — умение выбрать наиболее актуальную тему исследования. Конечно, тем, кто работает в хороших юннатских кружках или лабораториях, в этом отношении проще, тут работа каждого — часть общей; сомнений в её целесообразности не возникает. Не стесняйтесь советоваться со старшими, с учителями, специалистами. «Нужность» той или иной работы зависит от современного уровня соответствующей отрасли знаний, от тенденций её развития. Понятно, что без помощи старших здесь не обойтись.
Наконец, условие четвёртое. Работа должна быть вам интересна. Если самому не любопытно, каков будет полученный результат, если не доставляет радости сам процесс работы, лучше не беритесь за неё вовсе.
Впрочем, недаром говорят, что аппетит приходит во время еды. Часто интерес к работе проявляется именно в ходе самого исследования.
|
|
Говоря о выборе темы, хочется сделать одно замечание. Часто школьников привлекают общие проблемы. Проблемы синтеза искусственного белка, например, или нахождение универсального лекарства от рака. Спору не!', это очень интересно. Не забывайте, однако, что начинать надо обязательно с частных вопросов, затем уже переходить к общим.
Впрочем, с возрастом не следует забывать о своих детских увлечениях и интересах. Например, Альберт Эйнштейн признался, что никогда не терял своего детского интереса к вопросам «Что такое время?» и «Что такое пространство?» Итогом стало создание теории относительности.
Планирование и выбор методики исследования.
Предположим, что вы выбрали тему работы, сформулировали вопросы, на которые рассчитываете получить ответы. Попытайтесь собрать как можно больше информации о предмете изучения. Поговорите с руководителем кружка, учителем, разыщите специалистов, которые помогли бы вам подобрать книги и статьи по теме. Читая их, вы найдете ссылки на дополнительную литературу. Поскольку большую часть источников приходится брать в библиотеках, всю её никогда не удаётся держать под рукой. Поэтому обязательно делайте выписки, не забывая при этом записывать, какие сведения откуда взяты. Знакомство с литературой не только избавит вас от опасности сделать работу, кем-то уже выполненную, но и поможет уточнить задачу исследования и разработать его план.
В последние годы помимо печатных источников информации появились ещё и электронные. Если у вас есть возможность, поищите нужные сведения в Internet.
Планирование работы подразумевает выбор методики проведения исследования, расчета, каким должен быть необходимый объём наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы сколько времени у вас уйдет.
Опыт показывает, что на сбор материала и его черновую обработку должно уходить не больше 2/3, а на написание и оформление работы не меньше 1/3 общего времени, затраченного на работу.
Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования. В биологии различают экспериментальные исследования, которые проводятся в лаборатории, и исследования, проводимые в природе, в основе которых могут лежать наблюдения и сбор коллекций растений или животных.
При экспериментальных работах опыт заранее планируется, условия, в которых находятся подопытные животные или растения, строго контролируются. Тут надо учитывать, что любой опыт нуждается в контроле и в повторностях.
Единичный результат всегда может оказаться случайным. Выводы можно делать только тогда, когда, повторив опыт несколько раз, мы получим одинаковые или хотя бы сходные результаты.
К сожалению, наши юннаты часто пренебрегают повторностями (по принципу: «Чего там, и так все ясно»). Не мешает иметь в виду, что в современной науке повторяемость результата есть основной критерий его истинности. Не будь этого правила, учёным пришлось бы тратить время, силы и средства на изучение всяких чудес вроде полтергейстов или Лохнесского чудовища.
Если в основе выбранной вами методики лежит не эксперимент, а наблюдения или анализ научных коллекций, требование повторяемости не отменяется, но принимает' иную форму. Сходных наблюдений должно быть несколько. Если результаты их несколько отличаются, а чаще всего так и бывает, следует применить статистический метод (в самом простом случае — подсчитать среднюю арифметическую и оценить её достоверность, то есть выяснить, с какой вероятностью она не случайна). Впрочем, статистическая обработка и статистические оценки — предмет особого разговора. Отмстим только, что для серьёзной роботы они совершенно необходимы. Поэтому, если вы собираетесь в дальнейшем заниматься наукой, начинайте учиться статистике прямо сейчас.
|
|
Планируя объём материала, необходимый для надёжных выводов, надо иметь в виду, что слишком много его никогда не бывает. Ведь мало что-то понять самому, надо и других убедить в том, что это именно так, а не иначе. Значит, не следует считать лишними однотипные опыты или наблюдения. Подчеркнем, однако, именно однотипные. Повторение неоднотипных наблюдений не только не имеет смысла, но и может привести к ошибкам.
Первичная регистрация данных.
Запомните: наблюдение или опыт, результаты, которых не занесены на бумагу, не существуют. Да, да, просто не существуют! Как бы вы ни клялись в том, что «сами это видели и все прекрасно помните», в науке действует непреложное правило: незарегистрированный факт равнозначен его полному отсутствию. Какой бы феноменальной ни была чья-то память, полагаться на нес нельзя. Любые наблюдения, результаты опытов должны быть запротоколированы, то есть, оформлены письменно. Выполнение этого требования — обязательно.
При экспериментальной работе в специальном журнале (им может являться тетрадь или блокнот; удобнее всего - средний формат с бумагой «в клеточку») регистрируются результаты каждого опыта. Иногда результат имеет форму словесного описания. Например: «при включении лампы хомяк двигается к кормушке» и т.п.
Некоторые результаты удобнее сразу представлять в виде таблицы. Так, при изучении поведения тех же хомяков в Т-образном лабиринте (это делается для того, чтобы выяснить, есть ли среди них «левши» и «правши») результаты проще всего протоколировать так: Каждую повторность в этом случае заносят на отдельную страницу - это удобнее. При проведении наблюдений, особенно в полевых условиях, записи ведутся в дневнике наблюдений.