Инструкция для исследования:
1. Подсчитай количество деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольном участке. Определи, сколько растений приходится на одного учащегося.
2. Известно, что одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Достаточно ли на территории школы деревьев для восстановления кислорода в воздухе?
На основании проведенных исследований делаются выводы об экологическом состоянии школы и пришкольного участка и определяются меры, которые помогут изменить данную ситуацию.
Учитывая, что одним из значимых стимулов исследовательской деятельности младших школьников может быть загадка, в эксперименте с учащимися 3-го класса мы использовали загадку как источник информации, как стимул и метод исследования и как идею для выбора темы для исследования. Кроме того, учитывалась ценность загадки как своеобразного определения предметов и явлений.
Доставляя, по словам К.Д. Ушинского, уму ребенка полезное упражнение, она в поэтической форме знакомит его с окружающим миром, привлекая внимание к тем сторонам явлений и предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. «Загадки - это своеобразный психологический раздражитель, который выводит нашу мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций».
|
|
Любая загадка таит в себе вопрос. Загадывая загадку: «Летом серый, зимой белый, по полям скачет, от лисы себя прячет», мы, по сути, задаем вопрос: «Кто это такой?». В зависимости от уровня сложности вопроса, зашифрованного в загадке, выделяются уровни ее модели.
Первый уровень (модель-представление) задается простым вопросом, подразумевающим описание объекта, перечисление его признаков. Второй уровень (модель-интерпретация) задается вопросом об истолковании объекта А с помощью объекта В. Третий уровень (модель-замещение) задается вопросом о замене одного объекта другим в мысленном или реальном действии (метафора). Четвертый уровень (модель видения проблем) задается вопросом об исследовании объекта А через объект В.
Опираясь на вышеизложенное, мы отразили в табл. 1 зависимость типа и способа составления загадки от уровня модели.
Данная таблица использовалась нами для составления и классификации загадок. Организуя исследовательское поведение учащихся, мы использовали следующую последовательность составления загадки:
1. «Видим в первый раз» (условное обозначение - рисунок глаза). Следует ответить на вопросы: какой? какая? что делает? Выбирается объект, например снег. Предлагается перечислить его признаки (белый, пушистый, серебристый и др.).
|
|
2. «Найдем близнеца» (условное обозначение - рисунок двух одинаковых человечков). Следует ответить на вопросы: кто такой же? на что похож? (Снег, например, - на звездочку (снежинка), на мел, на покрывало, на сахар и т.п.)
3. «Узнаем, в чем похожи» (условное обозначение - знак равенства). Следует ответить на вопрос: что одинаковое? (В нашем случае - у снега и сахара: и то и другое белого цвета, тает.)
4. «Узнаем, как узнать» (условное обозначение - знак вопроса). Следует ответить на вопрос: как узнать о предмете? (Попробовать на вкус, опустить вводу.)
5. «Загадаем загадку сами» (условное обозначение - «Я»).
Детям было предложено, ориентируясь на вопросы, составить загадки в соответствии с моделями всех четырех видов. Вот что получилось у наших третьеклассников:
«Белый, холодный для снеговика пригодный».
«Словно звездочки сияет, покрывалом укрывает горы, поле и леса. И такая там краса!»
«Словно сахар рассыпается и в водичке растворяется».
«Узнаём его по цвету, по прохладе на руке, по сверканию на солнце и по луже на земле».
Таблица 1 Соотношение уровней модели загадки, ее типа и способов составления
Уровни модели загадки | Способы составления | Тип загадки | Примеры загадок |
1. Модель-представление | Перечисление признаков | Описание | «Кто в воде живет, без воды пропадет, хорошо ныряет, хвостиком виляет?» |
2. Модель-интерпретация | Антитеза, сравнение | Объяснение | «Кто пушистый, серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь?» |
3. Модель-замещение | Подбор метафор-парадоксов | Иносказание | «По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Кто это?» |
4. Модель-исследование | Олицетворение | Исследование | «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел» |
Одним из вариантов игры, в основе которой лежит исследовательская деятельность, является «Эстафета загадок». При этом используются вербальные, мимические, рисуночные способы предъявления загадок, способ «Волшебная клякса» и драматизация ситуации. «Эстафета загадок» организуется по следующей схеме:
1. Педагог просит детей взять с полки любую игрушку и занять место в кругу.
2. Педагог предлагает поучиться придумывать загадки, исследуя признаки разных предметов, животных, явлений. Происходит такой, например, диалог:
- Вы когда-нибудь задумывались о том, из чего состоят ваши игрушки (машинки, говорящие куклы, мягкие игрушки-зверюшки)? Кто даст свою игрушку для рассматривания? Чем игрушка хороша? Разбираем не спеша. Это?..
- Лапки.
- Это?..
- Хвост.
- Это пуговицей нос. Получается?..
- Барбос. Наш пес!
- А теперь нам осталось сочинить загадку. Что же есть у Барбоса?
В итоге получается текст загадки:
«Есть и лапки, есть и хвост, есть и пуговицей нос. Это наш любимый, славный... (пес Барбос)".
Подобным образом совместно были составлены следующие загадки:
«Днем спит, ночью летает, прохожих и мышей пугает. О ком такая ходит молва? (Это сова)».
«На себе свой домик носит, в него не пустит, если попросят. Домик - ее рубаха. Кто она такая? (Это черепаха!)»
«Я его узнаю сам по таким большим ушам. Он не заяц, не козел, называется... (осел).
После проведения этой игры наблюдается повышенный интерес к рассматриванию, экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом, т.е. налицо признаки исследовательского поведения уже в обыденной жизни.
Для решения различных учебно-исследовательских задач могут использоваться загадки разных видов и
Таблица 2
Загадки, стимулирующие исследовательское поведение при изучении природоведческих тем
Предмет | Тема урока | Цель занятия | Примеры загадок, стимулирующих исследовательское поведение |
Природоведение | Лиственные и хвойные растения | Выявление исследовательским методом особенностей деревьев | «Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю». «С иголками, а не еж, зеленая, а не трава». «С иголками, но не мастерица, летом и зимой в рубашке одной» |
Чтение | Радуга | Выявление исследовательскими методами признаков и причин1 возникновения радуги | «Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти». «Если прошел дождь и светит солнце, то появится семь волшебных красок. Каких?» «Волшебная красавица приходит в гости к нам, но если вдруг исчезнет, полей из лейки сам» |
Внеклассное чтение | Собака -друг человека | Выявление исследовательскими методами роли собаки в жизни человека | «Друг человека, но может пропасть, если пустили одну погулять». «Он и дом сторожит, и вперегонки бежит, и играет на асфальте и в салазках вас прокатит» |
Применение исследовательского метода с использованием загадок не только повышает активность учащихся на уроке, но и является эффективным стимулом к изучению окружающего мира и к творчеству, в том числе в виде составления собственных загадок в групповой или индивидуальной мыследеятельности.
|
|
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. (Мальчик, выбравший свободную тему «Церковь», проводил опрос церковнослужителей.) Проведение опытов связано с естественно-научными дисциплинами, иногда с социальными. (С последними реже, так как учащиеся начальных классов реже выбирают тему из подобной области. Ученик, ведя исследование, связанное с головоломками, провел опыт, предлагая решение головоломок людям разного возраста.)
|
|
4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается/ консультативная помощь, К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.
В IV классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.
Например: Тема урока «Неопределенная форма глагола - инфинитив».
Тема урока в целом традиционна для программы начальной школы. Объем и содержание этой темы ограничиваются знакомством с основными формальными признаками инфинитива: а) особая форма глагола; б) не обладает категориями времени, лица, числа; в) отвечает на вопросы что делать?, что сделать?; г) имеет суффикс -тъ. Тема изучается в 3 классе сразу после повторения сведений о глаголе, полученных в предшествующий период обучения. Мы меняем место изучения этой темы, в частности предлагаем рассмотреть ее после знакомства с формоизменением глагола (по временам, лицам и числам) с тем, чтобы учащиеся полнее, глубже осознали противопоставленность инфинитива остальным глагольным формам, его особое место в ряду глагольных форм. Такой порядок прохождения материала позволяет учащимся вывести все существенные признаки неопределенной формы глагола самостоятельно на основе сравнения с уже известными им формами глагола, т.е. позволяет придать процессу изучения темы поисковый, исследовательский характер. С этой же целью несколько углубляем и расширяем объем изучаемого материала: кроме названных уже признаков инфинитива предлагаем на этом уроке познакомить детей с менее частотными суффиксами инфинитива {-чъ и -ти), а также, что нам представляется особенно важным, с синтаксической функцией инфинитива в предложении.
Урок рассчитан на 2 часа. Остановимся подробнее на характеристике его содержания и структуры.
В самом начале урока, в его вводной части, уточняем общую задачу урока («Продолжаем работать надтемой "Глагол"»), а также проводим работу над содержанием и лексикой текстового материала, отобранного к уроку. Все тексты для урока - это фрагменты из сказок А.С. Пушкина. Учащиеся вспоминают автора и названия сказок, уточняют смысловое значение непонятных слов.
На этапе актуализации прежних знаний предлагаем детям выписать из текста все глаголы, определить их время и число. Для этой, на первый взгляд, простой и понятной детям задачи подбираем текст, в котором наряду с изменяемыми формами глаголов содержатся глаголы в неопределенной форме. Пытаясь их разобрать с помощью известных способов, учащиеся сталкиваются с проблемой, которая становится центральной для урока: среди глаголов есть такие, которые безотносительны к категории времени, лица и числа. Проблема возникает в процессе коллективного обсуждения (дискуссии). При этом выслушиваются все возможные предложения (например, определить время и число глаголов неопределенной формы, опираясь на контекст), обсуждаются, а затем опровергаются или принимаются.
Затем в беседе учащиеся анализируют и выделяют существенные признаки глаголов неопределенной формы (вопросы, суффикс -ть), объясняют, почему эту форму глагола назвали неопределенной, записывают выводы в справочную тетрадь. Уточняем исследовательскую задачу урока (научиться распознавать неопределенную форму глагола и выяснить особенности ее употребления в речи). Традиционно далее должны были бы следовать тренировочные упражнения на закрепление полученных сведений. Однако на уроке исследовательского типа после того, как дети сделали первоначальный вывод, организуется цепочка микроисследований, направленных на его дополнение, уточнение и конкретизацию.
Первое микроисследование имеет своей целью познакомить с суффиксами -ти и -чъ как показателями неопределенной формы глагола. Учащиеся получают задание выписать из предложенных текстов все глаголы в два столбика: 1 - в изменяемой форме, 2 - в неопределенной форме. Тексты подобраны так, что в них наряду с уже известными детям глаголами в неопределенной форме встречаются глаголы стеречь и снести, имеющие в своем составе новые суффиксы. Учащиеся выполняют работу по группам, при этом им разрешается обсуждать возникающие вопросы, спорить. После выполнения работы каждая группа предлагает свою версию распределения глаголов в два столбика, и в ходе обсуждения помогаем детям доказать, что названные глаголы стоят тоже в неопределенной форме, однако они имеют пока не известные нам суффиксы. В итоге делается дополнительная запись в справочную тетрадь.
Второе микроисследование связано с решением проблемы о синтаксической функции инфинитива. До этого урока учащиеся в основном сталкивались с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом в изменяемой форме. Мы предлагаем разобрать по членам предложение Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. Также в группах ученики обсуждают вопрос о том, каким будет сказуемое в этом предложении. Высказываются три предположения: стал, стеречь, стал стеречь. Какое из них является истинным? В ходе дискуссии выясняется, что один глагол стал не может быть сказуемым так как он не называет действия, которое совершает Петушок. Глагол стеречь хотя и называет действие, однако не содержит в себе указаний на время, род и число, и только сочетание глаголов стал стеречь содержите себе достаточные сведения о подлежащем. Далее перед учащимися возникает вопрос: а может ли глагол в неопределенной форме самостоятельно выступить в роли сказуемого? Дети приходят к выводу о том, что инфинитив нуждается во вспомогательном глаголе, так как сам не выражает времени, числа и лица. В итоге вывод дополняется: неопределенная форма глагола входит в состав сказуемого, она называет действие, а вспомогательный глагол указывает на лицо, которое его совершает, на число действующих лиц, на время действия.
Подводя итог урока, учащиеся обобщают все, что они узнали об инфинитиве в отличие от изменяемых глагольных форм.
Задание исследовательского характера, направленное на изучение геометрического материала в начальной школе.
Задание: Как изменится вид ∟AOD в зависимости от вида ∟DOB?
|
|
Указания по выполнению: Изменяя угол DOB, понаблюдайте, как изменяется угол AOD. Результаты наблюдения внесите в таблицу.