Возникновение и развитие рекламы

Как мы уже сказали, зародыши современной рекламы сопровождают человека уже много веков, долгое время эти формы не осознавались как выражение одного явления. Они жили сами по себе.
Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:

· Наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты нее     результатах, можно считать точкой отсчета современной наружной рекламы.

· «Имиджевая» реклама также присутствовала, поскольку человек персонально, или группа людей всегда стремились выделиться среди себе подобных, используя различные элементы одежды, а также украшая свою внешность самыми разнообразными способами.

· И конечно, самая распространенная передача информации, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду — устная передача, являющаяся в современном понимании рекламой «из уст в уста». Всё это можно охарактеризовать как примитивную рекламу.

Дальнейшее развитие рекламы полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности.

Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие изобретение книгопечатания, открытие электричества. Радио, полёты человека в космос, компьютерная революция и др., стали основной средств распространения современной рекламы.

В табл. 1.1 представлены события, которые сыграли важную роль в развитии рекламы.

Рекламная информация играла роль простого сообщения о чём-либо (о событии, сервисе, товаре) вплоть до 20 века, после чего начался качественный скачок в развитии рекламы: появились рекламные агенты и рекламные агентства. Реклама стала приобретать черты, к которым мы привыкли сегодня, и к началу 20 века, она превратилась в мощную индустрию.

Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия. На тот момент одна из самых передовых стран мира. Примерно с середины 19 века пальма первенства перешла к США, которые в настоящее время занимают лидирующие позиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии.

1.3. Реклама в России
                                                  Период до 1917 года


Понятие рекламы в России стало приживаться с 18 в. Подтверждение этому мы находим в Истории Государства Российского В. О. Ключевского, где рассказывается о том, что Екатерина Великая была уверена, что ее реформам и тем мероприятиям, которые она проводила, была «очень нужна реклама».
Известно, что в сентябре 1762 г. в Москве было напечатано объявление, из которого следовало, что по поводу коронации императрицы проводится маскарад «Торжествующая Минерва». Уже в конце 18 — начале 19вв. в России выходило издание под названием Правительственные распоряжения, где кроме информационных материалов печатались также и рекламные объявления.
Интересно посмотреть, как со временем трансформировалось определение понятия реклама в российских справочниках и словарях, что бесспорно отражает отношение к ней в обществе. Так, в словаре В. И. Даля (1880) дается следующее толкование рекламы: «Реклама французское слово, означающее — статья в защиту свою, в опроверженье чего-либо». Понятия рекламиста в российском лексиконе тогда не существовало.
Однако в словаре Ф. Ф. Павленкова (1899) можно прочесть значительно более широкое толкование: Реклама — всякая чрезвычайная попытка обращать на себя общее внимание; обыкновенно для этого прибегают к оригинального содержания газетным объявлениям и уличным афишам. Наибольшего развития реклама достигла в Америке. Как мы видим, в России к этому времени уже существуют два вида рекламы — реклама в прессе и наружная реклама. И уже сделана оговорка, что самое сильное развитие получила реклама в Америке, т.е. в России знали, как развивается реклама в других странах.
Конец 19в. и начало 20 в. были временем успешного развития рекламы в России. В газетах размещалось огромное число рекламных объявлений, предлагающих разнообразные товары и услуги. Как правило их отличал лаконичный дизайн, для их производства использовались последние достижения полиграфической промышленности.

Наружная реклама в России имеет уже более чем вековую историю: так, в газетном объявлении начала 20 века предлагалось размещение рекламы на заборах. Трамвайных остановках, железнодорожных вокзалах. И принимали такие заказы не рекламные агентства. Понимание рекламы как необходимого инструмента экономики было настолько глубоким, что российский предприниматель 19 века Л. Х. Метцель, основатель первой в России конторы по приёму объявлений, выразил это в известном теперь во всем мире лозунге: «Реклама — двигатель торговли!»
Многолетний опыт рекламной работы российских рекламистов позволил говорить о самобытности национальной рекламы, ее отличиях от рекламных кампаний, проводимых в других странах. Такая самобытность стала проявляться в начале ХХ в. В частности, рекламным объявлениям придавали неторопливый характер и делали их как можно более полными по содержанию. «Дожимать» потребителя агрессивностью стало не в правилах российских рекламистов: они поняли, что максимального эффекта можно добиться лишь мягкостью, проникновенностью и честностью. Российская реклама имеет задушевный характер, она действует на чувства человека, пытается найти отклик в его душе. В начале 20в. было замечено, что в России больше, чем в какой либо другой стране, существует отрицательное, недоверительное отношение общества ко всякому нескромному, наглому.
Исходя из особенностей менталитета россиянина, таких как-духовность, тонкость чувств, сентиментальность, сострадание ближнему, верность дружбе, рекламисты, работавшие на российском рынке избегали, в частности, агрессивных элементов в рекламе.
Оценку роли рекламы для экономики страны дал один из видных русских рекламистов начала 19в. А. Веригин в брошюре «Русская реклама: «Россия имеет свою собственную культуру... Реклама, которая действовала бы в согласии со своеобразными законами этой культуры, оказала бы ей величайшую услугу..


Советский период.

 

Советский период был временем практического отсутствия рекламной индустрии в понимании, принятом в странах с рыночной экономикой, где она признается «двигателем торговли.. Планово-распределительное хозяйство не требовало такого рычаги, как реклама: все было распределено планирующими организациями — министерствами и Госснабом. Ивсе же, если и появлялись рекламные объявления, то они были просто раскрашенной информацией о товаре, а не инструментом конкурентной борьбы.
Отношение к рекламе в СССР нашло полное отражение в ее определении, данном в Энциклопедическом словаре (1955): «Реклама — это ознакомление потребителей с товарами или услугами, оказываемыми данным производственным, торговым, транспортным, финансово-кредитным или иным предприятием, осуществляемое в форме объявлений в печати и по радио, плакатов, выставок и т.п.; в буржуазном обществе реклама служит интересам наживы капиталистов, стремящихся путем рекламы расширить сбыт товаров, навязать потребителю определенные товары или услуги. Отсюда переносное значение слова.реклама. — чрезмерное восхваление. Расходы на рекламу в эпоху империализма достигают огромных размеров. В социалистическом обществе реклама информирует потребителя о выпускаемой продукции, помогает покупателю выбирать необходимый товар, воспитывает вкусы потребителя...
Перед нами образец идеологического подхода к понятию рекламы:
в капиталистическом обществе реклама — орудие наживы, в социалистическом- инструмент информации.
Правда, уже в 1982 г., когда стало ощущаться приближение перс строечного времени, самый популярный в СССР «Словарь русского языка» под редакцией с. и. Ожегова дает более реальное определение: «Реклама — оповещение различными способами для создания широкой известностью кому- чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т.п. Торговая р. Театральная р.». Более того, дается определение сотруднику рекламы: Рекламист — составитель рекламы (специалист)».
Отношение к рекламе как к орудию наживы в капиталистическом обществе появилось в СССР не сразу, а лишь в конце 30-х гг. Впервые годы советской власти реклама продолжала работать и была заметна. Даже выработался рекламный стиль под названием «русский авангард», над которым работали такие признанные художники, как К. Малевич, В. Татлин, Л. Лисицкйй, А. Родченко. На международной выставке рекламы в Париже поэт В. Маяковский получил высшую награду.
Он дал свое определение рекламы, исходя из сложившихся условий: «Реклама промышленная, торговая агитация».
Осознавая необходимость существования рекламы, В. Маяковский работал над рекламными текстами в период 1923—1930 гг. Поэт ратовал за рекламу, за те результаты, к которым она может привести при правильном ее использовании. В каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается умение и сила нашей агитации. — такова эффективность рекламы по-маяковски. Он призывал к появлению новой российской рекламы, которая должна быть с...с разнообразием, выдумкой.. Но даже в этих условиях непонимания роли рекламы для советской экономики такие газеты, как «Правда» или «Известия», проводили рекламу подписной кампании, борясь за своею читателя. Период нового осмысления рекламы закончился в 1930-е гг. Творческий подход к рекламе в СССР, понимание ее значения для народного хозяйства больше не возрождались.

С этого времени в нашей стране к рекламе стали относить прежде всего витрины и интерьеры магазинов. Однако в больших, можно сказать. огромных масштабах была представлена политическая реклама одной партии - КПСС, которую мы постоянно видели на улицах городов и во время праздников и проведения выборов..
В ограниченных количествах допускалась лишь реклама, в том числе иностранная, в специализированной прессе, те. только для специалистов. Других видов рекламы практически не было: изредка проводились презентации и рекламные семинары иностранных фирм для специалистов. Конечно, определенная рекламная работа проводилась на выставках в крупных городах страны. Наружная реклама была представлена одними крышными лозунгами: «Слава КПСС!», «Слава труду!», «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!». Нет конкуренциинет и рекламы.

С большой натяжкой можно говорить что из всего многообразия видов рекламы в СССР всё же существовали: наружная реклама (крышные установки и политические плакаты), витринная и интерьерная реклама, реклама в специализированной прессе, рекламные мероприятия на выставках и ярмарках, проведение семинаров и презентаций.

И всё же, хотя этот период стал «мёртвым сезоном» для советской рекламы, в стране работали три рекламные организации: Союзторг-реклама, Коопторгреклама и Внешторгреклама («Соверо»). Две первые занимались рекламой внутри страны, а Внешторгреклама «Соверо» была единственной ориентированной на работу с иностранными клиентами в СССР и внешнеторговыми организациями за рубежом, имевшей постоянные связи с мировым рекламным рынком и работавшей по его законам. Именно «Соверо» по заказам внешнеторговых организаций проводило рекламные акции за рубежом, используя весь арсенал рекламы: телевидение, прессу, наружную рекламу и т.д. благодаря этой работе были достигнуты успехи, о которых в СССР знали немногие: завоёван Золотой лев на Каннском фестивале рекламных фильмов в 1982 г., получен первый приз на Вашингтонском фестивале рекламных фильмов в 1991 г..

В середине 80-х гг. ветер перемен стал ощущаться и в рекламной сфере. Было разрешено разместить в Москве и Ленинграде крышные установки фирм социалистических стран.

Но в целом, как мы уже сказали, рекламной индустрии не существовало.

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: