Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления [17,с.256]. Основной объем розничной торговли приходится на розничных торговцев. Совокупность розничных торговых предприятии и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей, представляет собой розничную торговую сеть.
Основными функциями розничной торговой сети являются: закупка товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке, подсортировка, подработка и приведение к товарному виду.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Предприятия розничной торговли с точки зрения форм и методов обслуживания потребителя могут быть классифицированы следующим образом [17, с.257]:
|
|
По признаку стационарности:
стационарные (магазины);
полустационарные (павильоны, палатки, ларьки, киоски)
передвижная торговля (развозная /торговля по каталогам/ и разносная /прямые продажи/)
По товарно-ассортиментному профилю:
смешанного ассортимента (предлагающую продовольственные и непродовольственные товары на одном рабочем месте продавца),
специализированные (торгующая товарами одной или двух/трех групп или комплексов),
узкоспециализированные (специализирующаяся на отдельных группах и видах товаров),
универсальные (торгующая всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров)
Говоря о товарно-ассортиментом профиле торговой точки, различают следующие понятия [16,с.40]:
разнообразие – число товарных категорий, предлагаемых покупателю,
ассортимент – число наименований продуктов внутри одной товарной категории.
Каждый отдельный предмет носит название товарной единицы (ТЕ). Разнообразие часто называют широтой ассортимента, а богатство ассортимента, соответственно, его глубиной.
По ценовой концепции:
недифференцированных средних цен (выделение цены не является главным конкурентным преимуществом торговой точки)
высоких цен (товары высокого качества «не для всех», престижные магазины)
низко-высоких цен (очень низкие цены на ограниченный ассортимент для привлечения покупателей)
низких цен (дискаунтеры – постоянно ведется торговля со скидками и распродажами товаров в наборах)
|
|
единых цен (все товары продается по одной цене)
По форме продажи товаров:
самообслуживания - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.
«через прилавок» - покупателя обслуживает продавец - помогает выбирать и осматривать товар, консультирует, контролирует оплату и производит отпуск товара покупателю
продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары.
продажа товаров по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают магазине, на дому или по месту работы. необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время
продажа товаров по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров После выбора и оплаты товара он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина.
продажа по телефону - активная, свободная продажа товаров, когда продавец сеть торговых агентов.
консультативная личная продажа - покупателей обслуживает продавец, являющийся одновременно и консультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике.
Согласно типологии приведенной выше можно провести сравнительный анализ наиболее распространенных типов или форматов магазинов (таб.3) [17, с.265]:
Таблица 3. Наиболее распространенные форматы магазинов
Тип | Разнообразие | Ассортимент | Количество ТЕ | Форма обслуживания | Цены | Размер магазина |
Гипермаркеты | Широкое (продукты питания, промышленные товары, сопутствующие услуги) | Средний | 50,000 | Самообслуживание | Низкие | Очень крупные |
Универмаги | Широкое (продукты питания и промышленные товары) | Глубокий - средний | 100,000 | Самообслуживание - «через прилавок» | Средне - высокие | Крупный |
Универсамы | Широкое (продукты питания, сопутствующие товары) | Глубокий - средний | 100,000 | Самообслуживание - «через прилавок» | Средне - высокие | Средний - крупный |
Специализированные магазины | Узкое (промышленные товары) | Глубокий | 5,000 | Самообслуживание | Высокий | Мелкий |
Узкоспециализированные магазины | Узкое (промышленные товары и сопутствующие услуги) | Очень глубокий | 25,000-40,000 | «Через прилавок» | Низкие | Средний - крупные |
Продолжение таблицы 3
Тип | Разнообразие | Ассортимент | Количество ТЕ | Форма обслуживания | Цены | Размер магазина |
Магазины низких цен | Широкое (продукты питания и промышленные товары) | Средний - мелкий | 25,000-30,000 | Самообслуживание | Низкие | Средний |
Оптовые клубы | Среднее (продукты питания) | Мелкий | 4,000-5,000 | Самообслуживание | Очень низкие | Крупные |
Магазины сниженных цен (дискаунты) | Среднее (продукты питания) | Глубокий, но меняющийся | 100,000 | Самообслуживание | Очень низкие | Средне - мелкие |
Киоски, павильоны | Узкое (продукты питания или промышленные товары) | Мелкий | 100-200 | «Через прилавок» | Высокие | Мелкий |
Торговля по каталогам | Средне - узкое (промышленные товары) | Средний - мелкий | 10,000-100,000 | Доставка на дом | Средние | - |
Электронная розничная торговля | Узкое (продукты питания и промышленные товары) | Мелкий | 5,000 | Доставка на дом | Средние | - |
Личные продажи | Узкое (промышленные товары) | Мелкий | 1,000 | Доставка на дом | Высокие | - |
Выводы:
В отличие от других видов сбытовой дейтельности розничная торговля занимается продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления
|
|
С точки зрения покупателей розничная торговля представлена конкретными типами или форматами магазинов, характеризуемыми признаками станционарности, товарно-ассортиментным профилем, ценовой концепцией, формой продажи товаров и услуг.