Типология предприятий розничной торговли

Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления [17,с.256]. Основной объем розничной торговли приходится на розничных торговцев. Совокупность розничных торго­вых предприятии и других торговых единиц, размещенных на опре­деленной территории с целью продажи товаров и обслуживания по­купателей, представляет собой розничную торговую сеть.

Основными функциями розничной торговой сети являются: закупка товаров, продажа товаров, транспортировка, хранение, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке, подсортировка, подработка и приведение к товарному виду.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассор­тимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Предприятия розничной торговли с точки зрения форм и методов обслуживания потребителя могут быть классифицированы следующим образом [17, с.257]:

 

По признаку стационарности:

стационарные (магазины);

полустационарные (павильоны, палатки, ларьки, киоски)

передвижная торговля (развозная /торговля по каталогам/ и разносная /прямые продажи/)

 

По товарно-ассортиментному профилю:

смешанного ассортимента (предлагающую продовольственные и непродовольственные товары на одном рабочем месте продавца),

специализированные (торгующая товарами одной или двух/трех групп или комплексов),

узкоспециализированные (специализирующаяся на отдельных группах и видах товаров),

универсальные (торгующая всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров)

 

Говоря о товарно-ассортиментом профиле торговой точки, различают следующие понятия [16,с.40]:

разнообразие – число товарных категорий, предлагаемых покупателю,

ассортимент – число наименований продуктов внутри одной товарной категории.

Каждый отдельный предмет носит название товарной единицы (ТЕ). Разнообразие часто называют широтой ассортимента, а богатство ассортимента, соответственно, его глубиной.

 

По ценовой концепции:

недифференцированных средних цен (выделение цены не является главным конкурентным преимуществом торговой точки)

высоких цен (товары высокого качества «не для всех», престижные магазины)

низко-высоких цен (очень низкие цены на ограниченный ассортимент для привлечения покупателей)

низких цен (дискаунтеры – постоянно ведется торговля со скидками и распродажами товаров в наборах)

единых цен (все товары продается по одной цене)

 

По форме продажи товаров:

самообслуживания - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.

«через прилавок» - покупателя обслуживает продавец - помогает выбирать и осматривать товар, консультирует, контролирует оплату и производит отпуск товара покупателю

продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ас­сортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары.

 

продажа товаров по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают магазине, на дому или по месту работы. необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время

 

продажа товаров по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров После выбора и оплаты товара он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со скла­да магазина.

продажа по телефону - активная, свободная продажа това­ров, когда продавец сеть торговых агентов.

консультативная личная продажа - покупателей обслуживает продавец, являющийся одновременно и консультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информа­тике.

 

Согласно типологии приведенной выше можно провести сравнительный анализ наиболее распространенных типов или форматов магазинов (таб.3) [17, с.265]:

 

Таблица 3.             Наиболее распространенные форматы магазинов

 

Тип Разнообразие Ассортимент Количество ТЕ Форма обслуживания Цены Размер магазина
  Гипермаркеты Широкое (продукты питания, промышленные товары, сопутствующие услуги)   Средний   50,000   Самообслуживание   Низкие   Очень крупные
  Универмаги Широкое (продукты питания и промышленные товары) Глубокий - средний 100,000 Самообслуживание - «через прилавок» Средне - высокие Крупный
  Универсамы Широкое (продукты питания, сопутствующие товары) Глубокий - средний 100,000 Самообслуживание - «через прилавок» Средне - высокие Средний - крупный
Специализированные магазины Узкое (промышленные товары) Глубокий 5,000 Самообслуживание Высокий Мелкий
Узкоспециализированные магазины Узкое (промышленные товары и сопутствующие услуги) Очень глубокий 25,000-40,000 «Через прилавок» Низкие Средний - крупные

 

Продолжение таблицы 3

Тип Разнообразие Ассортимент Количество ТЕ Форма обслуживания Цены Размер магазина
  Магазины низких цен Широкое (продукты питания и промышленные товары) Средний - мелкий 25,000-30,000 Самообслуживание Низкие Средний
Оптовые клубы Среднее (продукты питания) Мелкий 4,000-5,000 Самообслуживание Очень низкие Крупные
Магазины сниженных цен (дискаунты) Среднее (продукты питания) Глубокий, но меняющийся   100,000   Самообслуживание Очень низкие Средне - мелкие
  Киоски, павильоны Узкое (продукты питания или промышленные товары)   Мелкий   100-200   «Через прилавок»   Высокие   Мелкий
Торговля по каталогам Средне - узкое (промышленные товары) Средний - мелкий 10,000-100,000 Доставка на дом Средние -
Электронная розничная торговля Узкое (продукты питания и промышленные товары)   Мелкий   5,000   Доставка на дом   Средние   -
Личные продажи Узкое (промышленные товары) Мелкий 1,000 Доставка на дом Высокие -

Выводы:

В отличие от других видов сбытовой дейтельности розничная торговля занимается продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления

 

С точки зрения покупателей розничная торговля представлена конкретными типами или форматами магазинов, характеризуемыми признаками станционарности, товарно-ассортиментным профилем, ценовой концепцией, формой продажи товаров и услуг.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow