Тенденции развития теневого сектора экономики в странах СНГ

 

Неотъемлемой частью теневой экономики является коррупция. Еще в Древнем Китае сторонники легизма утверждали, что гибель государства начинается с порочности чиновников. «Когда законы не про­водятся в жизнь, начинается это с того, что их нарушают сверху», - писал Шан Ян в IV в. до н.э. Эти слова как никогда точно отражают нынешнее состояние Центрально-Азиатских государств. Например, в Узбекистане Конституция нарушалась по многим статьям самим государством и га­рантом, в частности, в свободе слова, неприкосновенности частной собст­венности, независимости судебной власти, идеологизации, многопартий­ности и плюрализма мнений. Все это вело к тому, что слабыми были и законы, принимаемыми парламентом. Более того, постановления прави­тельства, указы президента порой были выше законов и кодексов. Не сто­ит после этого удивляться, что в республике хромают экономические ре­формы, в обществе зреет недовольство, а коррупция приобретает всеоб­щие масштабы, проникает во все институты власти.

Любое государство всегда ведет серьезный анализ ситуации с коррупцией внутри и за пределами страны. Приведем данные междуна­родных институтов относительно существования коррупции в странах мира (Приложение 1). Как видим, чем больше вовлечено предприятий и учреждений в теневую экономику, тем больше им приходится отдавать «дань» коррумпированным структурам.

Уровень коррупции необходимо определять прежде всего для инве­сторов, которые должны рассчитать размеры средств, которые следует предоставлять на взятки, продвижения своих проектов. С другой сторо­ны, эксперты определяют по уровню коррупции насколько криминализи­ровано общество, сама экономика, как решаются проблемы легализации денег преступных синдикатов. Стоит привести слова министра финансов США Лоуренса Саммерса, который 2 марта 2000 года заявил, что «отмы­вание денег плодит коррупцию в других странах. Оно подрывает усилия США по созданию демократических институтов и здоровых экономиче­ских систем в зарубежных государствах и ослабляет процесс экономиче­ского развития».[1]

В приложении 2 приводится список некоррумпированных и коррумпи­рованных государств. Как видно из него, коррупция существует и в промышленно развитых странах, таких, как США, Италия, Франция, но тене­вая экономика там не превышает 7-15 % ВВП. В Скандинавии отмечен самый низкий уровень коррупции и теневого сектора, тогда как на Кавка­зе и в Центральной Азии эти явления приобрели всеобщий масштаб и не­сут в себе разрушительный заряд. Как отмечает А. Балгимбаев, «особая опасность коррупции в том, что она подтачивает основы государственно­сти; достигая определенного уровня, коррупция становится угрозой на­циональной безопасности».[2] Здесь также вполне уместно определение Петера Лупша: «Вчерашняя «добывающая» коррупция сегодня преврати­лась в «паразитирующую»[3]

Уже известно, что чем демократичнее страна, прозрачнее финансо­вые механизмы государства, свободнее пресса, тем слабее и ничтожнее коррупция и меньше теневая экономика. Взаимоконтрольность всех вет­вей власти, возможность доступа к информации о деятельности прави­тельства не позволяют развиваться этому негативному явлению. Поэтому многие западные страны сумели добиться серьезных изменений в борьбе с коррупцией, осуществив политическое реформирование государства в сторону демократии и гражданского общества. По некоторым расчетам, по шкале коррупции (от 0 до 10 баллов) скандинавские страны имеют самый низкий индикатор - в пределах 0,3-0,6, тогда как подавляющие страны Африки приближены к цифре 9-10. Содружество Независимых Государств недалеко ушло от «собратьев» из африканского континента, имея индекс коррупции на уровне 5,5-7,6.

Коррупция стимулирует и порождает теневую экономику. Чем больше уровень коррупции, беднее страны и слабее демократические ин­ституты, тем выше доля теневого сектора в экономике страны (Приложение 3).

Таким образом, низкие доходы - это один из факторов коррупции, и чем беднее население, тем сильнее нелегальные отношения в таком государстве. И еще, коррупция ведет к изъятию прибылей у частного сектора сверх законного. Обычный путь - это когда министерства, ведомства, территориальные органы власти прибегают к различным ухищрениям, чтобы выбить у предпринимателей средства, которые необходимы, яко­бы, для решения общегосударственных задач. Чаще всего, это намек на необходимость «добровольного» перечисления денег на расчетные счета благотворительных фондов, на различные мероприятия социального ха­рактера и прочее, растраты которых сложно проконтролировать. Тех, кто не понимает, ждут налоговые и прокурорские проверки, чреватые последствиями.

Коррупция заинтересована в дефиците товаров и услуг. Она тем са­мым вынуждает значительную часть населения обращаться к теневому рынку, приобретать там по завышенным ценам продукты промышленного и непродовольственного характера, еще больше укрепляя желания кор­рупции гипертрофировать экономические законы. Она также проявляет активность в подавлении конкурентов, которые могут предложить более качественные товары и услуги по более низким ценам. Методов противо­действия таким структурам у коррупции множество, среди них обычные налоговые и прокурорские проверки, создание административных барье­ров, таможенных и банковских помех, даже обычный уголовный рэкет. Используется элементарный шантаж, в том числе подбрасывание нарко­тиков, антиправительственных листовок, оружия, после чего появляется легальная возможность изъятия имущества и собственности конкурентов. [1, с. 190-200]

Международные теневые отношения формируются на основе развития национальных, которые, в свою очередь, видоизменяются под влиянием глоба­лизации.

Национальная теневая экономика отражает соответствующую деятельность в рамках какого-либо одного государства. При этом в разных странах масштабы и структура данного явления существенно разнятся. Это связано с отличиями в экономической политике, в размерах и роли частного сектора, а также с пре­обладанием различных видов незаконной деятельности.

Например, государственное регулирование цен порождает дефицит отдель­ных товаров и услуг, что способствует широкому распространению спекуляции (продажи товаров и услуг по ценам выше официальных). Там, где частная инициатива всячески ограничивается, широкое распространение получает предоставление услуг частными лицами, осуществляющими свою деятельность без лицензий и занимающимися ею с целью дополнительного приработка помимо основной работы.

В развитых странах с рыночной экономикой в качестве причин существования теневой деятельности выделяются: рост налогов и других фискальных платежей, усиление государственного регулирования и контроля, этика в отношении к уплате налогов, прочие факторы (социальные, моральные, психологические, традиции населения страны, желание увеличить реальные доходы).

При переходе к рыночным отношениям в странах бывшего социалистического блока и СНГ происходит значительное расширение масштабов теневой экономики (Приложение 4).

Кроме того, размеры скрытого сектора во многом зависят от общего состояния экономики, уровня жизни населения, продолжительности рабочего времени, масштабов безработицы. В группе стран с наиболее высоким уровнем теневой деятельности наименьшее влияние на ее формирование оказал размер доходов, наибольшее — налогообложение и степень государственного регулирования. При этом доля налогов в ВВП, равная 33%, признана критической величиной в отношении влияния на рост масштабов явления, о котором идет речь. [5, с. 72]

Так же существуют проблемы теневой экономики в финансово-кредитной сфере. В дискуссии по этим проблемам приняли участие ученые и практики, представители Государственной думы, Счетной палаты, Банка России, Статистического комитета СНГ, АРБ, институтов Российской академии наук, Национального инвестиционного совета, НИФИ Минфина РФ; профессоры, преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты вузов.

Многие участники заседания говорили о факторах развития «теневой» экономики и отнесли к их числу такие факторы, как: значительный объем расчетов наличными деньгами; прозрачность границ со странами СНГ; незаконная миграция граждан; неграмотность собственников кредитных компаний, которая приводит к незаконным действиям менеджеров; привнесенные риски; неадекватность решений властных структур; преобладание неформальных отношений в российском экономическом пространстве; неразвитость законодательно-правовой основы; наличие денежных потоков, скрытых от наблюдения общества; дерегулирование денежно-кредитной системы, снижение ее открытости, что порождает феномен делегализации финансовых и денежно-кредитных потоков; переориентация на «теневую» экономику, как более контролируемую ее участниками; рост преступности; возможность клиентов открывать множество банковских счетов; либеральная уголовная ответственность за «теневые» операции по сравнению с мировой практикой; отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям; заинтересованность некоторых должностных лиц в «отмывании» криминальных денег; неконтролируемое использование средств, связанных с меценатством и благотворительностью; недостаточная степень зрелости гражданского общества и его институтов; правовая культура населения, эффективность разрешения социально-экономических проблем, взаимопонимание между населением и органами власти; ошибки в проведении экономических реформ; чрезмерный пресс на производителя; институциональные ловушки переходного периода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Профессор Б.Т. Рябушкин (Статистический комитет СНГ) отметил, что для того, чтобы иметь представление о масштабах криминальной деятельности по перераспределению первичных доходов, требуется совершенствование системы национальных счетов, освоение всех методов измерения ненаблюдаемой экономики в соответствии с международными стандартами, развитие программ обработки стандартных информационных массивов и специальных обследований, макроэкономических расчетов по стадиям воспроизводства и секторам экономики.

Наибольшие объемы скрытой и неформальной экономики наблюдаются в торговле и сфере платных услуг населению. Э.Ю. Чурилова проанализировала методику определения масштабов этой сферы «теневой» экономики. В торговле – это использование показателей издержек обращения в процентах к товарообороту; торговая выручка, поступившая в банки; расходы домашних хозяйств на приобретение товаров. В сфере платных услуг населению – размер занижения отчетности на основе сопоставления относительных показателей (платные услуги на одного работника, среднемесячная заработная плата, прибыль одного работника на его затраты).

Отмечено, что для организации «теневой» деятельности 14,8% предприятий используют финансово-банковскую систему, 37,1 – административно-управленческие структуры; 24,1 – правоохранительные органы; 38,5% – неформальные группировки.

Э.А. Иванов отметил, что общей задачей государства является устранение факторов, стимулирующих переход в «теневую» сферу предприятий, которые по характеру деятельности могли бы работать в правовом поле.

Криминальная экономика должна быть жестко отсечена путем создания системы барьеров. В настоящее время уже обеспечен регулярный поток информации от кредитных и иных организаций в уполномоченные органы о финансовых операциях, подлежащих обязательному контролю или расцениваемых как подозрительные. Надзорная служба Банка России, «Росстрахнадзор» и Федеральная служба по финансовым рынкам контролируют исполнение требований законодательства по борьбе с «отмыванием» денег и финансированием терроризма.

Т.П. Гришкевич (зам. директора Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России) отметила, что в каждом секторе хозяйства есть нерешенные проблемы «теневой» экономики. Она связана, в частности, с деятельностью нерезидентов в строительстве, торговле, социальной сфере. Нерезиденты ежегодно выводят из страны крупные «чистые» доходы: в 2002 г. – 7,3 млрд долл.; в 2003 г. – 10,4; в 2004 г. – 12,8 млрд долл.

«Теневой» сектор обслуживается в основном наличными деньгами. Неоднократно предлагалось поставить на контроль огромные объемы снятия со счета наличной иностранной валюты. Но через Госдуму это предложение не прошло. Следует контролировать операции юридических лиц, которые занимаются в больших объемах обналичиванием иностранной валюты.

Директор Научно-исследовательского финансового института профессор Ю.А. Данилевский проанализировал роль внешнего и внутреннего финансового контроля в комплексе мер по снижению масштаба «теневой» экономики, которая, по оценке, достигла 20–25% ВВП и проникла в финансово-кредитную сферу. Были отмечены положительные сдвиги по пресечению денежных потоков в «теневой» сектор экономики: установлена административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств; создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора для проведения ревизий и проверки использования бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Л.И. Демьяненко (Счетная палата РФ) посвятила свое выступление взаимодействию Счетной палаты РФ с правоохранительными органами. Легализация («отмывание») доходов, полученных преступным путем, – это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Федеральным законом «О Счетной палате РФ» предусмотрено, что при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, материалы проверок следует направлять в правоохранительные органы. С этими органами Счетная палата заключила соглашения об обмене информацией, опытом, о проведении совместных экспертиз, что требует координации действий в этой сфере. В этих целях правоохранительные органы и Счетная палата составляют календарные планы мероприятий. В выступлении систематизированы результаты этих совместных действий. В их числе возбуждение уголовных дел по злоупотреблению служебным положением, халатности, служебным подлогам, мошенничеству, нецелевому использованию бюджетных средств и т.д.

На заседании «круглого стола» несомненно уделили внимание проблемам теневой экономики в банковской системе.

Доцент М.Ю. Печалова (ФА) проанализировала механизм вовлечения коммерческих банков в «теневую» экономику. Во-первых, банк может рассматриваться как жертва «теневой» экономики. В этом случае масштаб «теневой» деятельности оценивается на основе потерь банка, связанных с наступлением технологических и операционных рисков, вызванных мошенничеством. Во-вторых, банк может непосредственно участвовать в «теневом» обороте, обслуживая формально легальные сделки клиентов. Контроль за «отмыванием» денег осуществляется уполномоченными органами путем выявления сомнительных сделок. Масштаб «теневой» деятельности этих банков можно оценить только косвенно (например, на основе издержек банков по обслуживанию сомнительных сделок). В-третьих, банки-бенефициары, осведомленные о «теневом» характере проводимых ими транзакций, нередко разрабатывают схемы легализации доходов. К оценке масштабов «теневой» деятельности таких банков могут применяться два ключевых подхода, выявляющие: 1) использование «теневых» финансовых схем и полученное банком вознаграждение; 2) имущественные и хозяйственные взаимосвязи банков и клиентов.

Н.С. Артемьева (Московское ГТУ Банка России) отнесла к наиболее существенным факторам развития «теневой» экономики в финансово-кредитной сфере структуру и уровень прозрачности собственности кредитных организаций и юридических лиц, проводящих операции через банки. Банки, созданные юрлицами, не ведущими хозяйственную деятельность, а также «фирмами-пустышками», зарегистрированными в оффшорных зонах, создают реальную угрозу из-за незаконного использования средств. Нежелание собственников банков раскрывать информацию о себе – одна из причин низкой доли кредитных организаций, имеющих форму акционерных обществ. Прямое содействие «теневой» деятельности оказывают банки, создаваемые для нелегальных операций.

Факторами распространения «теневой» экономики в банковской системе являются: возможность беспрепятственно создавать фирмы и открывать любое количество счетов в банках, манипуляция с кредитами для уклонения от налогообложения, наличие в контрактах лазеек для незаконного вывоза капиталов за рубеж, отсутствие контроля за выдачей наличных денег. Необходимы меры по повышению требований к прозрачности собственности в кредитных организациях; создание системы раннего реагирования на негативные явления в деятельности кредитных организаций; совершенствование качества управления и внутреннего контроля; выработка механизма информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы и Банка России.

А.А. Галкин (вице-президент Внешторгбанка) осветил роль кредитных организаций в исполнении ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В их обязанности входят: идентификация и изучение клиентов, проверка информации о них и о совершаемых ими операциях, выявление операций, связанных с легализацией доходов, документальное фиксирование и представление сведений об этих операциях, хранение документов, обеспечение конфиденциальности информации об операциях, профессиональная подготовка работников.

Задача банков при общении с «грязными» деньгами заключается в объективной необходимости поддержания своей репутации, не попасть под контроль организованной преступности и в этой связи быть активными участниками противодействия легализации преступных доходов.

В.В. Ситник (Институт Европы РАН, к.э.н.) подверг критике деятельность уличных пунктов обмена валют, которые используются некоторыми, в основном мелкими, банками как «крыша» для «теневых» операций, по которым они не платят налоги. [11]

В современных условиях особенности развития теневой экономики наклады­вают отпечаток на тенденции ее развития, что проявляется в росте коррупции, зарождении соответствующих форм теневой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: