Теневая экономика в Республике Беларусь

 

В условиях трансформационных процессов, происходящих в странах с пере­ходной экономикой, формируется система теневых, криминализированных эко­номических отношений, которая характеризуется рядом параметров. К ним отно­сятся: большой удельный вес теневого сектора экономики, где важную роль играют неформальные правила поведения; образование теневых финансовых групп, представляющих собой властно-хозяйствующие структуры; перераспределение национального дохода в пользу теневых финансовых олигархов; вывоз значи­тельной части своих капиталов за границу.

Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жиз­ни общества, стало разрушение механизмов государственной власти. Во-первых, сформировавшаяся криминальная инфраструктура, нашедшая новое поле дея­тельности с появлением предпринимательских структур, не встретила должного государственного противодействия. Соответственно предпринимательская дея­тельность стала развиваться по "правилам игры" криминальной экономической деятельности. Во-вторых, неспособность государства выполнить обязательства по защите жизни и имущества граждан вынуждала частных предпринимателей обес­печивать условия для деятельности, опираясь на негосударственные структуры, носящие криминальный характер. В-третьих, неопределенность в системе эконо­мических отношений в результате разрыва многочисленных организационно-эко­номических и производственных структур, а также финансовой системы выступила стимулом возникновения криминального экономического поведения. В-четвер­тых, непредсказуемость экономической политики государства способствовала уходу капитала из государственной сферы в теневой сектор. В свою очередь это повлекло инвестирование капитала в сферу обращения, легче стало осуществлять теневую деятельность, а также при необходимости изымать капитал и скрывать его от любых форм государственного контроля. Результатом криминализации экономической системы стало проявление тенденций подчинения экономиче­ской политики государства специфическим интересам криминальных структур.

В последние десятилетия XX в. происходило сращивание дельцов теневой экономики (что было вызвано потребностью защиты "своих" капиталов) с представителями уголовной среды и системы правоохранительных органов. Расцвели спекуляция, самогоноварение, проституция, рэкет и другая незаконная деятельность. Помимо этого, одной из проблем, с которой столкнулась Беларусь в первой половине 90-х гг. XX в., как и другие страны СНГ, являлась потеря управляемости в экономике.

Анализ динамики ВВП с учетом теневого сектора экономики показывает увеличение теневого объема производства с начала 90-х гг. до 1995 г. (с 15 до 42,3 %) и его снижение во второй половине 90-х гг. с 33 до 26, 8 % (рис. 1).

Рис.1. Динамика ВВП с учетом теневой составляющей:

○▬○ ВВП, % к 1990 г.; ← - - ВВПт (теневой сектор экономики, %);

-▪- ВВПс (совокупный уровень ВВП с учетом теневой составляющей, %)

 

Таким образом, в период 1990 по 1995 гг. наблюдалось увеличение объема, а также рас­ширение социальной ба­зы теневой экономики, т.е. практически все слои трудоспособного населения — молодежь, интеллигенция, лица старшего возраста - 6ыли задействованы в сфере теневого бизнеса. Распространенным явле­нием стала вторичная занятость, "челночный" бизнес, для многих малых предприятий — наличный расчет без оформления договоров, а для средних и крупных - введение подпольного производства. На 1995 г. пришелся наибольший спад производства (65 % ВВП от уровня 1990 г.), а объемы теневой экономики достигли максимального значения (42,3 % от ВВП). В течение 1996-2002 гг. наблюдались следующие тенденции: усилилась централизация уп­равления экономикой и ужесточились меры финансового и государственного конт­роля, субъекты реального сектора научились выживать в постоянно меняющихся условиях. При этом значительное влияние оказывал и такой фактор, как времен­ной промежуток от принятия регулирующих законов до их исполнения и получе­ния результатов.

Все это в некоторой степени приводит к незначительному сужению размеров теневой экономики. Как видно из рис. 1 и 2, пик теневой экономики приходится на 1995 г., а высокий уровень экономической преступности - на 1996-2000 гг. Вмес­те с тем, по данным государственной статистической отчетности Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начало XXI в. ознаменовалось снижением количества совершаемых экономических преступлений с 23 263 в 2000 г. до 13 733 в 2003 г. (рис. 2).  

Рис. 2. Динамика экономической преступности в Республике Беларусь

 

Из специфики формирования теневого сектора в нацио­нальной экономической системе можно определить ряд осо­бенностей, отличающих его от западных стран. Первая особенность связана с воспроизводством структуры теневой сферы параллельно и в недрах "световой" экономики через функционирование командно-административной системы. Процесс воспроизводства не нарушается, не изменяется даже при замене партийно-бюрократических структур на "демократические". В этих условиях возникают еще более благоприятные возможности для роста объемов и масштабов деятельности теневиков (например, отказ, государства от монополии во внешней торговле, на торговлю алкогольной продук­цией, создание совместных предприятий, фирм и т. д.). Вторая особенность представляет собой упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи "легальной" экономики. Третья особенность заключается в расширении социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преоблада­ли представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то в настоящее время теневым бизнесом занимаются и представители интеллигенции, молодежь и прочие лица. Четвертой особенностью является все большее рас­пространение такой специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношении и в рамках закона. Например, из-за отличий в законодательствах, в частности, в Беларуси и Российской Федерации, российские коммерческие банки и местные органы власти устремились в нацио­нальную банковскую систему, где не было ограничений на размер паевого участия государственных органов в создании коммерческих банков. В результате появи­лась возможность резко увеличить уставные капиталы и стать монополистом в этой сфере деятельности. [6, с. 56-58]

Следует констатировать, что действующее сегодня законодательство содержит недостаточное количество норм, препятствующих или затрудняющих «отмывание» денег.

В настоящее время в Уголовном кодексе Республики Беларусь ответственность за «отмывание» криминальных капиталов предусмотрена Статьей 235 «Легализация (“отмывание”) материальных ценностей, приобретенных преступным путем». [9]

В Республике Беларусь существует такая проблема как взятки. Например, только 18,8% опрошенных руководителей белорусских предприятий не дают взяток и не платят «откатов».

«Откат» занимает особое место среди взяток. Он предоставляется не за нарушение законодательства, а за совершение сделки от имени предприятия или учреждения на невыгодных для них условиях. Директор предприятия может заключить договор поставки сырья с несколькими фирмами, но выбирает не ту, которая обеспечивает наилуч­шие условия для предприятия, а ту которая заплатит ему определенную сумму. Подобным образом часто поступают не руководители предприятий, а менеджеры среднего зве­на, от которых зависит выбор деловых партнеров.

Такие преступления очень сложно раскрыть, так как, собственно, преступления как будто и нет — всегда мож­но придумать правдоподобные причины, из-за которых пришлось пойти на невыгодные условия контракта. Опре­делить, когда сделка действительно была вынужденной, а когда речь идет об умышленном нанесении ущерба пред­приятию, часто очень сложно.

На «откатах» «зарабатываются» большие деньги, кото­рые, пожалуй, по валу даже превышают объемы взяток в сфере недвижимости. Например, в начале 2005 года были арестованы бывшие генеральный директор ОАО «Минский подшипниковый завод», его заместитель по экономике, начальник отдела сбыта и маркетинга, а также начальник финансового отдела. Суд признал их виновными в орга­низации заведомо невыгодных для предприятия сделок, которые привели к банкротству предприятия. Сумма ущерба заводу составила около 10,8 млрд. рублей. Даже если «откат» составлял всего 10% от величины сделок, то доход этой четверки составил около 1 млрд. рублей.

Широко распространен «откат» и при продаже имущес­тва предприятий. Суммы здесь также фигурируют весьма значительные. Например, директор и начальник отдела кадров витебского завода «Эвистор» пытались получить $100 тыс. за благоприятное решение вопроса по занижению продажной цены базы отдыха «Орбита». Впрочем, они успели получить только $50 тыс.

Каких-либо стандартов на величину «отката» не сущес­твует. Принято считать, что его размер зависит от сферы деятельности предприятия и может находиться в пределах от 5 до 50% стоимости заключаемой сделки.[8,с. 26-27]

Теневая экономика влияет на инфляционные процессы в стране. По результатам анкетного опроса, проведенного НИИ статистики в ноябре 2005 г., 17% руководителей предприятий в качестве одной из причин инфляции назвали наличие объемов скрытого производства. При этом число респондентов распределилось приблизительно равными долями при ответе на вопрос, теневые потоки каких товаров существенным образом влияют на цены. 29% опрашиваемых указало на сырьевые ресурсы, 43% - продукты питания, 33 – непродовольственные товары, 21 – товары производственного назначения, 24% - импортируемые товары. [2, с. 8]

Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Так же хотелось бы привести прогноз объемов теневой экономики на 2009-2020 гг.

Объем теневой экономики Республики Беларусь. Прогноз 2009-2020 гг. [4, с. 145]

Показатели 2009 2010 2015 2020
Теневой ВВП в ценах 2000 г., млрд: вариант 1 (пессимистический) 6055,6 6395,9 5119,2 5615,1
Вариант 2 (оптимистический) 7111,4 8319,5 11600,6 14570,3
Вариант 3 (серединный) 4813,6 4956,4 5544,5 6288,6
Вариант 4 (серединный) 6524,1 6380,3 6933,0 6944,8
Вариант 5 (пессимистический) 6055,7 5331,8 5300,2 5978,6

 

Пять вариантов социаль­но-экономического развития республики [3]

1. Сохранение существующей модели хозяй­ствования. Усиление директивных элементов в государственном регулировании, продолжающееся снижение эффективности приведут к постепенному сокращению наблюдаемых темпов роста объемных показателей производства (в 2000 г. темп роста ВВП составил 105.8 %, в 2004 - 111,4 %, в 2005 г. -109.2 %) и его стагнации, причем масштабы и струк­тура теневой экономики сохранятся приблизитель­но на уровне 1999-2004 гг. - 29-34 % от ВВП. В последующем возможно повторение кризисных явлений 1992-1995 гг. и резкий рост объемов тене­вой деятельности (предположительно до 50-60%), что, в свою очередь, обусловит необходимость по­вторного и последовательного проведения рыноч­ных реформ. Доля теневой экономики постепенно стабилизируется на уровне 40-45 % от ВВП.

2. Постепенный переход к рыночной эко­номике при условии сохранения постоянных темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных преобразований: совершен­ствование отношений собственности, разработка эффективного механизма государственной поддер­жки развития малого и среднего бизнеса, антимо­нопольная политика, развитие рынка ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций. Прогнози­руется реструктуризация экономики: сокращение инвестиции в капиталоемкие отрасли, развитие потребительского сектора, жилищного строитель­ства, льноводства, мясомолочного животновод­ства, а затем (в 2008-2010 или 2008-2015-х гг.) - ускоренное развитие отраслей НТП, увеличение доли гражданского машиностроения, массовое обновление морально устаревшей техники, внедре­ние материал- и энергосберегающих технологий. В связи с расширением производственного секто­ра будет постепенно увеличиваться и доля тене­вой экономики (до 40-45 %).

3. Постепенный переход к рыночной эконо­мике при условии сокращения темпов роста производства. Как и во втором варианте, предполагается активизация рыночных реформ и измене­ние отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса. Размеры теневой деятельности посте­пенно увеличиваются до 35-40 % от ВВП.

4. «Шоковая терапия» связана с проведени­ем радикальных рыночных преобразований: полной либерализацией цен, приватизацией земельной соб­ственности, реорганизацией крупных предприятий-монополистов, прекращением деятельности неэффективных и убыточных предприятий, быстрым развитием мелкого предпринимательства и т.д. В результате произойдет резкий спад производства, снижение уровня жизни, обострятся все социальные противоречия, доля теневой экономики может выйти за пределы 50-60 % от ВВП. Через несколько лет возможно постепенное сокращение спада про­изводства, его стабилизация и некоторое снижение доли теневой экономики (до 45-50 %).

5. Возможный союз с Россией. Данный сце­нарий развития, с одной стороны, приведет к авто­матическому распространению рыночных реформ, происходящих в России, на территорию Беларуси, с другой - к потере экономической самостоятель­ности, полной зависимости от российского капи­тала, сокращению бюджетных ассигнований, упадку ряда отраслей нематериального производ­ства, утрате контроля над сферой транспорта, туризма, нефтеперерабатывающей промышленностью и другими стратегически важными или прибыльными отраслями, стагнации производства, росту коррупции и нелегальной экономики. Ниж­няя граница теневой экономики предположитель­но достигнет 50-60 % и выше.

Первый и пятый варианты представляются пессимистическими, второй - оптимистическим, третий и четвертый – серединными.

И варианты прогноза показателей теневой экономики в РБ (в % к официальному ВВП).

 

Оптимальные варианты прогноза показателей теневой экономики в Республике Беларусь на 2009-2020 гг. (в % к официальному ВВП).

[4, с. 146]

  2009 2010 2015 2015
Нижняя граница теневого ВВП: вариант 1 (пессимистический) 41 45 35 38
Вариант 3 (серединный) 28 28 30 34
Совокупная оценка теневого ВВП: вариант 1 (пессимистический) 50 50 43 45
Вариант 3 (серединный) 38 38 40 41

 

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

 

 

 

Заключение

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

· Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, положившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;

· Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

· Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

· Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инно­ваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномас­штабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить последнюю возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капи­талов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого гражданина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

Список используемой литературы

1. Абдуллаева Т., Таксанов А. Коррупция – паразит экономики // Общество и экономика. – 2003. - № 10. – С.189-207.

2. Бокун, Н. Ч. Проблемы учета цен в теневом секторе экономики // Бухгалтерский учет и анализ. – 2006. - № 11. – С. 6-11

3. Бокун, Н.Ч. Подходы к прогнозированию теневой экономики // Актуальная статистика 2004: Сб. науч. тр. / НИИ статистики; Под ред. В.Н. Тамашевича и др. – Мн. 2004. – Т.2. – С. 178-203

4. Бокун, Н. Ч. Прогнозирование теневой экономики на макроуровне / Н. Ч. Бокун // Проблемы управления. – 2006. - № 3. – С.140-146

5. Бокун, Н. Спрут прячется в тени // Бел. думка – 2005. - № 10. – С. 68-74.

6. Кунцевич, В. П. Возникновение и особенности развития теневой экономики в Республике Беларусь / В. П. Кунцевич // Весн. Бел. дзярж. экан. ун-та. – 2005. - № 3. – С. 53-58

7. Республика Беларусь в цифрах. Крат. стат. сб. Мн., 2004

8. Тарасов, В. Рассвет – закат, сделка – «откат» / Владимир Тарасов // Дело (Восток + Запад). – 2006. - № 12. – С. 26-30.

9. Уголовный кодекс Республики Беларусь / 9 июля 1999 г., г. Минск. № 275—З.

10. Шебеко, К. К. Нелегальная экономика: причины и последствия // Орг. и упр. – 2003. - № 1-2. – С. 223-230.

11. Электронный ресурс Internet www.bankdelo.ru Дата обращения 04.11.2008

12. Электронный ресурс Internet www.wikipedia.org Дата обращения: 29.10.2008

13. Электронный ресурс Internet www.zackon.narod.ru Дата обращения: 29.10.2008

14. Электронный ресурс Internet www.pravo.levonevsky.org Дата обращения: 05.11.2008

15. Электронный ресурс Internet www.centrasia.ru/newsA Дата обращения: 01.12.2008

 

 


[1] По данным Европейского банка реконструкции и развития

[2] Институты гражданского общества и правового государства как механизмы борьбы с коррупцией. САЯСАТ, Алматы, 1999, апрель, с. 23

[3] Peter A.Lupscha. Transnational Organized Crime versus the Nation State, in Transnational Organized Crime, Jg. № 1, Fruehjahr 1996, p.21-48



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: