Сущность и задачи транспортной логистики

Введение

В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.

Логистика – это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании.

Исходя из этого, актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, выбором вида транспорта, метода организации перевозок и типа транспортного средства. А так как до 50 % всех затрат на логистику связано именно с транспортными издержками, то, соответственно, от эффективности решения данных вопросов будет зависеть прибыль компании, его положение на рынке, его имидж, конкурентоспособность и т. д.

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы транспортной логистики.

В рамках поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы транспортной логистики.

2. Провести анализ действующей системы транспортной логистики в ЗАО «ЭССЕН».

3. Разработать предложения по улучшению системы транспортной логистики.

Объектом исследования является ЗАО «ЭССЕН».

Предмет исследования – эффективность функционирования системы транспортной логистики.

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений и списка использованной литературы.

Во введении мы обосновали актуальность данной темы, сформировали цели и задачи нашей работы, указали объект и предмет исследования.

В первом разделе работы излагается сущность транспортной логистики, рассматриваются его основные задачи и принципы.

Во втором разделе работы представлен анализ транспортной логистики в ЗАО «ЭССЕН».

В третьем разделе работы предложены рекомендации по совершенствованию транспортной логистики.

Чтобы подробно изучить данную проблему мы использовали всевозможные учебные пособия для вузов, а также специализированные книги и журналы. Среди них можно выделить таких авторов как Маликов О. Б., Неруш Ю. М., Титова С. В., Чернышева Т. Н. и др.


 


Теоретико – методологические аспекты функционирования транспортной логистики отечественных предприятий

Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг [6, С. 83].

Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику [2, С. 225].

Транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками [4, С. 176].

Транспорт представляюткак систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транс­порт не общего пользования.

Транспорт общего пользования отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отрас­лей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным.

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо про­изводственных систем.

Повышение эффективности перевозок связано с техническим усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, с внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза в результате уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки. То есть необходимо исключить из процесса перевозки ненужные операции, сделать его целенаправленнее [5, С. 18].

Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логистически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями [1, С. 256].

Технологию процесса перевозки груза характеризуют такие признаки, как расчленение процесса перевозки; координация и поэтапность; однозначность действий. Любая операция означает приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивает переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов соответствует его субъективной логике, тем большая вероятность повышения эффективности деятельности людей, занятых в нем.

Каждая технология должна предусматривать однозначность действий при выполнении включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке.

Рассмотрим схему процессов перевозки грузов (см. Рис. 1.1.1.).

 


Рис. 1.1.1. Технологические схемы процесса перевозки грузов различными видами транспорта

Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, который охватывает этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирование и разгрузку [1, С. 257].

На основании данного рисунка можно отметить, что перемещение грузов совершается повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл отличается высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных перевозок колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.

К задачам транспортной логистики относятся:

Ø создание транспортных систем, в том числе созда­ние транспортных коридоров и транспортных цепей;

Ø обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

Ø совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

Ø выбор вида транспортного средства;

Ø выбор типа транспортного средства;

Ø определение рациональных маршрутов доставки и др.

Рассмотрим основные принципы транспортной логистики.

Первый и основополагающий принцип транспортной логистики состоит в ее создании, анализе и совершенствовании на основе методологии общей кибернетической теории систем. Основные моменты системного подхода в создании транс­портной логистики:

Ø цель создания и функционирования системы транспортной логистики;

Ø элементы, из которых должна состоять система транспортной логистики, чтобы достичь поставленной цели;

Ø структура, которую должна иметь система транспортной лог­истики для того, чтобы достичь поставленной цели;

Ø функционирование системы транспортной логистики, направ­ленное на достижение поставленной цели;

Ø взаимодействие системы транспортной логистики с внешними системами;

Ø результат деятельности системы транспортной логистики, ко­торый сравнивают с поставленной целью [5, С. 198].

Второй, принцип транспортной логистики состоит том, что главное в транспортном процессе – это учет потребн­остей рынка транспортных услуг. Такими потребностями мо­гут быть:

Ø предоставление широкого комплекса услуг (например, выпол­нение транспортным предприятием дополнительно к перевозкам еще и погрузочно-разгрузочных работ, пакетирования грузов, временного хранения грузов на своих складах, таможенного оформления внешнеторговых грузов и т. д.);

Ø организация мультимодальных перевозок грузов разными видами транспорта по единым транспортным документам;

Ø доставка грузов по четкому расписанию;

Ø оформление всех транспортных документов самим транспорт­ным предприятием.

Третий принцип транспортной логистики предусматривает предоставление потребителю требуемой транспортной услуги, но предоставление ее в нужном объеме, в нужное время, нужном месте, нужного качества и по приемлемой для потребителя цене.

Четвертый  принцип транспортной логистики утверждает приоритет действительного оказания транспортной услуги, пусть даже небольшой, над технической возможнос­тью оказания транспортных услуг в большом объеме, но не реализованной практически из-за отсутствия заказов на перевозки грузов. Здесь имеется в виду, что транспортное предприятие мо­жет иметь по наличию перевозочных средств большие возможно­сти перевозок грузов, но не иметь заказчиков этих услуг из-за плохой организации работы по продвижению услуг на рынок, или из-за высоких установленных тарифов на перевозки, или из-за жесткой конкуренции с другими транспортными предприятия­ми в том же сегменте рынка транспортных услуг. Такую ситуа­цию транспортная логистика признает неэффективной и утверж­дает, что следует больше внимания уделять работе по привлечению заказчиков.

Пятый принцип транспортной логистики заключается в необходимости выбора не наивысшего, а оптимального уровня транспортного обслуживания клиентов. Следует выбирать обоснованное компромиссное решение по уровню транспортного обслуживания: он должен быть не очень низким (чтобы не поте­рять клиентов) и не слишком высоким (чтобы стоимость транс­портных услуг не была слишком высокой). Практически наибо­лее эффективным решением в таких случаях является организа­ция гибкой системы предоставления разного уровня транспортного обслуживания для различных заказчиков, т. е. для разных сег­ментов рынка транспортных услуг [5, С. 199].

Шестой принцип утверждает необходимость анализировать потреб­ность в транспортной услуге в начале грузопотока, т. е. в том пункте транспортного процесса, где возникает потребность в пе­ревозках грузов.

Седьмой принцип транспортной логистики заключается в том, что при планировании или проектировании какого-либо отдельного звена логистического процесса следует рассматривать это звено не изолированно, а проанализировать влияние этого звена на всю· систему транспортной логистики. Этот принцип реализуется при рассмотрении технологии и условий перевозок грузов, т. е. при обсуждении требуемой транспортной услуги между транспортным предприятием и грузоотправителем [5, С. 200].

Восьмой принцип транспортной логистики рекомен­дует транспортному предприятию выполнять расчеты стоимости каждой отдельной элементарной операции транспортного обслуживания, таких как:

Ø подача порожнего транспортного средства к заказчику под погрузку;

Ø погрузка одного транспортного пакета на поддоне в транспортн­ое средство;

Ø разгрузка 1 т непакетированных грузов с транспортного сред­ства на склад;

Ø перевозка 1 т грузов на расстояние 1км.

Девятый принцип транспортной логистики состоит в выполнении по всем конкурентоспособным вариантам перевозок грузов технико-экономических расчетов и обоснований, с тем чтобы предложить заказчику наиболее эффективный вариант, технологию и условия перевозок грузов. Эти расчеты и обоснования могут выполняться транспортным предприятием заранее и храниться компьютерном банке данных.

Десятый принцип транспортной логистики рекомендует каждому транспортному предприятию выполнять разработку стратегии на один, пять и 10 лет и руководствоваться ею в своих отношениях с другими предприятиями, государственными органами и между подразделениями и отдельными сотрудниками самого транспортного предприятия.

Одиннадцатый принцип транспортной логистики заключается в сборе и использовании транспортным предприя­тием наиболее полной информации о грузоотправителях и грузополучателях в регионе своего действия, других транспортных предприятиях-конкурентах, других видах транспорта –  возможных партнерах, по мультимодальным  перевозкам, по государственным органам по, транспортному законодательству, по банкам и страховым компаниям, грузовым терминалам, по таможенным складам и т. д. [5, С. 201].

Двенадцатый принцип транспортной логистики рекомендует создание и поддержание хороших деловых, парт­нерских отношений с другими транспортными предприятиями - участника перевозочных процессов на основе учета взаимных интересов и компромиссов.

Таким образом, транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Нами было отмечено, что транспорт как система, состоит из двух подсистем: транспорт общего пользования и транс­порт не общего пользования. К основным задачам транспортной логистики относятся: создание транспортных систем, в том числе созда­ние транспортных коридоров и транспортных цепей; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; определение рациональных маршрутов доставки.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: