Основные проблемы средневековой философии

Античная философия космоцентрична: мир предстает как единое упорядочное стабильное целое и растении, и животные, и человек занимают свое место в космосе. Для средневековой философии характерен Геоцентризм. Точкой отсчета при объяснении при объяснение мира является Бог.

Средневековая философия – это философия религиозного миропонимания. Возникла тогда когда сложилась иерархия богов и среди всех богов выделялся главный Бог. Наличие одного самого могущественного Бога стала посылкой для возникновения единобожия, т.е. перехода от множества богов к одному единственному. Развитие религиозно-мифологических проблем шло в направлении усиления человеческих качеств богов. Наиболее четкое толкование богов на политеизческой стадии развития представлений. После этого начинается длительный переход от политеизма к монотеизму. Начало этого процесса 1 в. н.э. творцами религии монотеизма являлись народы, населявшие римскую империю. Наивысшего рассвета римская империя достигла в 2 в. н.э.. В рамках империи проживали люди разных национальностях и разного уровня развития. Между народами стираются границы и идет процесс взаимопроникновения культур. Многие народы не знали философии и удовлетворяли свои духовные потребности обращаясь к религии. В это время стираются различие между национальными верованиями и чем труднее живется людям, те более они нуждаются в утешении и находят его в религиозных мистериях. Складывается убеждение о том что участие в религиозной жизни обеспечивает будущие спасение души. Большое влияние на греков и римлян оказывают культы и мифы восточных богов. По территории римской империи религиозные общины не по национальному или племенному признакам, а по духовной общности. Они выбирают себе бога которому начинают поклоняться. Как правило поклонялись древнеегипетским богам, особенно Осирису и Исиде. Осирис – бог загробного мира, оцетворял производительные силы природы, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил выращивать виноград, сеять злаки выпекать хлеб, градостроительству. Исида – богиня плодородия, супружеской верности, мореплавания. Также был популярен древнеиранский бог Митра – бог солнца, договора, согласия, взаимопонимания и нравственной чести. Другими слова для людей были популярны боги, олицетворявшие производительные силы природы с ее годовыми циклами. Как правило эти боги незаслуженно преследуются, погибают, а потом воскресают, появляется мысль о страдание Бога. В митраизме высказываются идеи зороастризма. Зороастр – древнеиранский пророк, посланный на Землю Богом, чтобы научить людей скотоводству. Идеи Зороастра:

1. идея о том что в космосе идет борьба темных и светлых сил. Человек свободен в выборе сил. Если человек поддерживал светлые силы, то в космосе устанавливается справедливость и порядок. Если темные силы, то будет за это наказан.                 

2. человек будет наказан тогда, когда наступит конец света и будет суд над каждым.

Таким образом, на формирование религии монотеизма большое влияние оказала религия с ближнего востока. Но самое большое влияние оказала религия – иудаизм.

Причины этого:

В иудаизме раньше, чем в других религиях сложилось строгое понятие одного Бога – Яхве, он обладает абсолютным могуществом, знанием, другими словами предполагается идея строгого монотеизма. Идеи, мифы, придания древних евреев в 5-4 в. д.н.э. были записаны в одной книге. Эта книга в 3-2 в. д.н.э. была переведена на греческий и называлась библия (Ветхий Завет). С 1 в. религия монотеизма стала называться – христианство.

 Средневековая философия – эта философия существовала со 2-17 вв. Выделяют два этапа:

1. ранее средневековье – патристика со2-8 вв.

2. позднее средневековья – схоластика с 10-15 вв.

Патристика – совокупность религиозно-философских учений христианских мыслителей (отцов церкви) 2-8 вв. Патристика формировалась из идей неоплатонизма (идея о Едином) в борьбе с традиционным политеизмом и с гностицизмом и др. Гностицизм – это религиозно философские учения, которые сложились в ближнем Востоке в 1 в., а во 2 составили серьезную конкуренцию христианству. Наиболее популярным из учений было манихейство. В основе гностицизма учение о неком мистическом знании, которое открывается путем озарения, просветления и которое открывает путь к спасению души. Сущность гносеологии: есть два начало, одно наполнено божественной силой, оно не в природе противостоит природе, о нем узнаем по эмоциям, которые находиться в определенной зоне эмоции или ипостась (сущность основания), в этой зоне божественное начало проводит границу между материальным или идеальным, между добром и злом. Этому началу противостоит другое начало лишенное божественной полноты – это начало называется Демиург (творец), это материальное начало, оно является творцом материального мира, значит человек темных сил, но к темным силам человек не принадлежит, т.к. человек выбран для божественного воплощения. Человек есть единство духовного, душевного или телесного. Для того чтобы открыть в себе это знание нужно ответить на ряд вопросов:

1. Кто мы?

2. Откуда мы?

3. Куда заброшены?

4. Где мы?

5. К чему стремимся?

6. Как освобождаемся?

7. Что такое рождение и возрождение?

Ответив на эти вопросы, человек узнает о прошлом, настоящим и будущим мира и находит путь к спасению души: с помощью знаний человеку удается преодолеть раздвоенность души и стать на путь доброго.

Этапы патристики:

1) Апологетика (оправдывающий защищающий) – защита идей христианства.

Представитель Эриген – неудачно попытался сформировать христианские учения: попытался соединить строгий монотеизм иудеев с идеями язычников – пантеизма и мифологии с идеями христианства. Например, учение о Едином он попытался использовать обоснования непознаваемости Бога. Бог выше всякой познаваемости (эта идея была принята христианством). Мифология: в космосе идет охлаждения огня и духа в душах и телах – это следствие охлаждения божественной эмоции. Постепенно это охлаждение будет преодолено, все в космосе восстановится, все спасутся и даже сатана.

Отход от христианских идей: учение о 3 ипостасях бога, в христианстве все ипостаси равны, они недоступны разуму логики, но созерцание их, в конце концов, приведет к их пониманию. Эриген же считал, что 1 ипостась (бог отец) выше второй и третий.

2) Период формирования христианского вероучения и его философского осмысления (3-5 в.). одним из создателей являлся Августин Аврелий. Августин выявил основные догматы христианства:

- Бог есть.

- Бог создал все из нечего по собственной воли.

- Бог обладает абсолютным совершенством.

- истинным Бытие.

- абсолютным знанием.

- могуществом.

- Бог един в 3 лицах.

- душа бессмертна.

Личный вклад Августина – это догмат о личностной форме Бога. Августина – человекообразный личного Бога, этот Бог мужского пола, главное мира это отношение, но среди этих отношений главное это отношение между сверхличностью Бога и личностью отдельного человека. Поскольку речь идет о всех людях, а не только о ученых и философах, поэтому эти отношения эмоциональные. Весь мир пронизан отношениями любви и ненависти, надеждой и разочарованием, греховности и искупление, среди этих главное отношение греха. Первородный грех, совершенный Адамом и Евой зародил не только человечество, но и весь космос, необходима чудесная жертва Иисуса Христа, чтобы уменьшить всемирность греха. Августин поставил философские идеи:

- о соотношение знания и веры (утверждает приоритет веры над знанием).

- соотношение души и тела (приоритет души над верой), утверждается аскетизм как образ жизни, ведущий к спасению души.

- фатализм, Августин создает учения о предопределение – Бог поделил людей на праведников и грешников.

- пространство и время. Ставит вопрос о вечности (вечность – это нечто, время – это мера движения и изменения).

- об обществе и государстве. В учение о двух государствах земном и божьем излагает свои взгляды: власть дается от церкви, которая представитель, которая представитель государства небесного.

3) 5-8 вв. Этот период угасания философского содержания в христианском вероучение, пропаганда христианства. Учение Августина до 13 в. считалось официальной доктриной церкви.

Схоластика – школьная философия. В этот период обсуждался поставленные Августином проблемы, появились новые: например о существование универсалий (общих понятий). Уже в 11 в. велась дискуссия между номиналистами и реалистами о том, как существуют общие понятия. Номиналисты считали, что общие понятия не существуют без вещей до вещей, а реалисты считали, что существуют до вещей. Спор этот огромный вклад в развитие логики. Представитель Фома Аквинский с 13 в. основные доктрины христианской церкви. Для средневековой философии главная проблема поиск доказательств бытия бога. Основная черта средневековой философии – геоцентризм. В основе философии 2 идеи:

1. в онтологии идея творения (креационизм)

2. в гносеологии идея откровения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: