Философия нового времени (XVII в.)

В XVII в. в странах западной Европы побеждают буржуазные отношения. Проблема XVII в. это проблема создания науки отличной от схоластической. Мыслители XVII в. поставили задачу сделать науку производительной силой общества. Одним из первых представителей Ф. Бекон сформировал новые отношения к науки:

1. наука должна приносить практическую пользу.

2. знание – сила, если эти знания истина, т.е. основываются на познании причин. Наука объясняет мир по средствам причин.

3. в науки нужно подвергнуть сомнению, то, что в схоластике называлось истиной. Схоластика пуста, бесплотна, бесполезна, а причина этому ее схоластический подход. Этот метод несостоятелен т.к.:

- догматизм

- некритическое исследование авторитетам

- преобладание дедукции как метода познания, а потому изменение умозрительности.

- отсутствие систематического эмпирического наблюдения и эксперимента.

4. в науке есть два метода познания:

1) догматический – догматик подобно науки ткет из себя паутину.

2) эмпирический – эмпирик подобно пчеле собирает нектар со многих цветов и вырабатывает мед.

5. на пути ученого подстерегают трудности, он может сделать ошибки 4 видах:

(1) идолы рода – ошибка в познание из-за несовершенства органа чувств.               

(2)  идолы пещеры – ошибки делаются из субъективных предпочтений.

(3) идолы площади – ошибки из-за неправильных употреблений слов.  

(4) идолы театра – ошибки из-за симпатий и антисимпатий.

 

 

6. в науке важны опровергающие факты, нежели подтверждающие. И так, нужна новая наука. Нужно ответить на вопрос как соотнесется наука и философия. Например, Р. Декарт: знание – это древо корни этого древа философия, ствол – физика, а ветви конкретные науки: медицина, механика и этика. Или Лейбниц выделял три уровня знаний:

1)обыденное знание

2)математическое знание

3)философское

Таким образом, философия определяется как методология научного познания. Создание новой науки необходимо начать с определения или выявления надежного метода научного познания. Проблема метода обсуждалась всеми мыслителями в 17 веке. В итоги в 17 в. было две методологии научного познания.

Рационализм – гносеологические познания, согласно которым источником истинного знания и критерием истинности является разум. Создатель этой методологии Р. Декарт. Критерием истинного знания, по мнению Декарта, является очевидность и отчетливость мысленного, недолжно быть не малейшего сомнения в содержательности. Такое состояние достигается с помощью интуиции. Сложилась два подхода в понимании интуиции: чувственный свет и интеллектуальный свет. Декарт сторонник второго подхода. Он считал, что знание представляется познанным, истинном в некотором ощущении этого. Ощущение это связано с тайной человеческой психики. Из этого Декарт делает вывод о существование врожденных идей. Идея о том, что разум источник истинного знания излагается в учении о методическом сомнении Декарта. Сущность: схоласты для борьбы с наукой использовали доводы против знаний скептиков. Декарт соглашается со скептиками, он говорит, что сомневаться можно во всем, что даже такая точная наука как математика может вызывать сомнения и вообще человек погружен в пучину сомнений, выход из этого только один: понять, что такое сомнения. Очевидно, что сомнения это и есть мыслительная деятельность. Отсюда Декарт делает вывод: «мыслю – следовательно, существую» - это первая и главная истина интуиции, ее достаточно, чтобы с помощью дедукции построить новую философию. Причем факт мысли более ценен, чем факт телесного, ведь мысль дана каждому человеку непосредственно, а природа, в том числе и тело человека опосредована. По мнению Декарта, надежный метод научного познания является дедукция, при строгом соблюдении этих знаний.

Эмпиризм – также как рационализм это гносеологические воззрения, согласно которым источником истинного знания и критерием истинности знания является опыт. Истоки эмпиризма в номинализме в средних веках. Эмпирики в качестве идеала науки выделяют описательную науку, науку привязную к фактам. Другими слова источником истинного знания являются факты, опыт, критерием истинности является опыт, в частности эксперимент. В основе эмпиризма сенсуализм Д. Локка. Учение о познании Локка оказала большое влияние на последующею философию. Сущность: истинное знание получаем только с помощью органов чувств. Разум нужен только для систематизации данных полученных с помощью органов чувств. Эмпиризм в науке, а сенсуализм в любом познание. Локк в первые ставит проблему о соотношении субъективного и объективного в познании. Он пытался понять, что в наших ощущения правильно отражает мир, и что в наших ощущениях определяется особенностями органов чувств. В связи с этим он выделял первичные качества, т.е. качества которые принадлежат самим предметам (плотность, протеженость, фигура, число, покой и движение) и вторичные качества (теплое-холодное, зеленое-красное и т.д.), т.е. наши ощущения. По Локку о первичных качествах узнаем с помощью вторичных качеств. Для эмпириков надежным методом познания является индукция. Начиная с XVII в. т.о. в теории познания выделяются 3 направления: рационализм, эмпиризм, точка зрения, согласно которой познание представляет собой единство чувственного и рационального, единство разума и опыта (марксистко-лененскя философия). Т.о. в XVII в. сложились 2 методологии научного познания, которые позволяют в научном знание выделить 2 уровня – эмпирический и теоретический, и два метода – теоретический и эмпирический. В XVII в. сложилась окончательное понимание основ бытия: монизм (Спиноза), дуализм (двойственный Декарт), плюаризм (Лейбниц). В XVII в. появились новые подходы в понимание Бога, на ряду с христианским и пантеизмом (Спиноза) появился деизм (Декарт, Лейбниц, Локк). Т.о XVII в. были заложены основы философии и науки, и продолжает формироваться новое отношение к миру, новое мировоззрение отличное от религиозного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: